Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (695) от 12 июля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Большевики царя не убивали

Надежда Алисимчик

(Окончание, начало в “АВ” № 26)
Распутин и Романовы
Григорий Распутин предостерегал царя от вступления России в войну, предвещая потоки крови. Когда все же под нажимом царственных вельмож Николай II принял решение в пользу войны, Распутин всеми силами помогал ему своими советами, хотя и пронес чувство бесполезности этой войны до конца своей жизни.

“Слишком много мертвых и раненных. Слишком много вдов и сирот, - ничего кроме слез и разрушений. Я знаю деревни, где у всех горе. Безрукие, безногие, слепые. Как страшно!”- возражал Распутин французскому послу на упрек того в отсутствии у Распутина патриотизма.

Члены семей династии Романовых и кабинет министров хотели одного - избавиться от Распутина, влиянию которого они приписывали в глазах народа военные поражения и гражданское смятение внутри страны. На кого-то нужно было свалить вину за собственные ошибки, и дьяволом назначили Распутина. Ненависть министров и членов царской фамилии к Распутину шла рука об руку с их ненавистью к Императрице. Стали распускать слухи о ее “шпионаже” в пользу Германии, появились провокаторы, раздававшие в госпиталях подарки пленным немцам от имени Александры Федоровны.

Газеты разогревали инстинкты, почти ежедневно печатая скабрезные истории об императрице и Распутине. Но Император не сделал ни одной попытки закрыть газеты, поскольку в 1905 году был принят манифест о свободе слова.

Григорий Распутин чувствовал накал вокруг себя и предупредил, что если в его убийстве будут замешаны члены царской семьи, в России прольются реки крови и страна ввергнется в хаос на 100 лет. 17/30 декабря 1916 года Григория Распутина нашли мертвым подо льдом, по словам очевидцев, его рука была сложена для крестного знамения. Родственники царя приняли непосредственное участие в кровавой драме. Была ли это кровь праведника или грешника? Точно известно, что это была кровь российского крестьянина, пролитая из ненависти и зависти царедворцами.

СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО

28 февраля (12 марта)1917 года войска подняли мятеж, в обеих столицах началась неразбериха. Утром в четверг Николаю II представили петицию об отречении в пользу 13-летнего царевича Алексея. Инициаторами отречения были родственники императора, представлявшие в правительстве правое крыло, они таким образом надеялись получить полную власть в России через регентство над царевичем. Левое крыло давило, чтобы установить Временное правительство.

Загнанный в угол Николай II, боясь, что если он отречется в пользу “правых родственников”, то их сына, наследника Алексея, те отделят от семьи. Отречься в “пользу левых” ему ни за что не позволили бы те же родственники, и царь отрекается в пользу брата.

От чего отрекается царь? От народа? От клятвы, данной Богу при коронации? На какую же пользу он рассчитывает, отрекаясь? Возможна ли вообще хоть какая-то польза в отречении, если Царь - Помазанник Божий на царство? Судить не берусь, ответ у каждого свой, небесный план ведом лишь тому, кто ведом Богом.

ИЗ МАНИФЕСТА ОТРЕЧЕНИЯ: “В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшее ведение упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напряг последние силы, и уже близок час, когда доблестная наша армия совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России, почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие брату нашему Великому князю Михаилу Александровичу и благославляем его на Престол Государства Российского... Да поможет Господь Бог России“

“НИКОЛАЙ”

Великий князь Михаил соглашался принять трон, но при условии прошения от Думы, которое так и не последовало. Россия не выиграла войну, Николай II не сохранил Сына. Революция - была естественным актом отчаяния на отречение царя. К кому мог примкнуть голодный, изуродованный войной народ, если царь отрекся? Порвалась вековая нить веры в Царя, как Помазанника Божия.

Выбирая между государством и сыном, царь выбрал Семью. Бог ему судья в этом. Но будем точны в фактах: после отречения Николая Романова его нельзя продолжать считать царем. Ведь он отрекся от короны сознательно и добровольно, подталкиваемый собственной родней. А это значит, что большевики ли, эсеры ли (как полагают иные) расстреляли не царя, а гражданина России Николая Романова и его семью - как главную угрозу возобновлению монархического строя. Не буду спорить с теми, кто думает иначе. В России шел кровавый спор, а в кровавом споре правых нет.

Все же несомненным остается одно - сняв корону, царь тем не сохранил и собственную семью и собственную голову. Единственное, что сохранили до конца Аликс и Ники - свою любовь и веру. Кто идет тропою веры, тот знает, как трудно научиться распознавать, когда нужно проявить смирение и подчиниться обстоятельствам, а когда необходимо принять полную ответственность на себя и наступать на обстоятельства.

НАСИЛЬСТВЕННАЯ СМЕРТЬ

“1/14 июля (1918 г.) неожиданно привели местного священника совершить Литургию. Семья и все домашние исповедывались и причастились. Когда начали читать молитву об умерших, вся Семья в едином порыве опустилась на колени, а одна из Великих княжон зарыдала...

...3/16 июля Семью разбудили около полуночи и отвели в подвал дома где им было велено ждать. Приближалась Белая Армия, и их якобы должны были перевезти. Принесли три стула, один заняла Александра Федоровна, другой Николай Александрович, Алексей Николаевич лег у него на коленях, положив ноги на третий стул.

Через несколько минут в комнату вошли комендант и охранники. Комендант Янкель Юровский быстро сказал: “Мы должны расстрелять вас”. Николай Александрович, поднимаясь, чтобы защитить Александру Федоровну и Алексея Николаевича, успел только сказать: “Что?”, перед тем, как получить пулю в голову. Он был мгновенно убит.

Первый выстрел был сигналом для охранников открыть огонь, и в течение нескольких секунд все были мертвы, за исключением Анастасии, потерявшей сознание, и Анны Демидовой, горничной - обе были заколоты тут же. Александра Федоровна умерла, творя крестное знамение”.

Александра Федоровна вела дневник и в заточении, последняя ее запись датируется днем перед расстрелом: “ 3/16 июля, вторник. Серое утро, позднее чудесное солнце. Все выходили утром на 1/2 часа. Мы с Ольгой разбирали наши лекарства. Татьяна читала духовную литературу. Все ушли, Татьяна осталась со мной и читала : Святого Пророка Амоса и Пророка Авдия”.

Дневники и письма царской семьи долго хранились в секретных архивах. Недавно они включены в книгу “Дивный Свет”, посвященную Александре Федоровне Романовой. Чтение этих первоисточников ценнее тысячи страниц интерпретаций историков.

Сожалею, что пока не встретила эквивалентного источника о Григории Распутине, подлинный лик которого замазан реставратарами - историками, да раскрашен буйной фантазией беллетристов.

Во всей этой драме двух глубоко верующих и глубоко любящих друг друга сердец поражает полная аналогия их личной драмы с главной библейской драмой. Библейский Авраам должен был принести единственного сына в жертву, доказав тем веру в возможность воскресения. Авраам был прообразом Бога Отца, а его сын Исаак, которого он должен был принести в жертву, - прообразом будущего Мессии Христа. И спустя два с половиной тысячелетия эта драма разыгралась в Иерусалиме, когда Бог Отец отдал Сына своего Иисуса Христа на распятие, воскресив затем его на третий день. Согласно Евангельской версии пролитая кровь Христа искупает грехи верующих.

Если рассматривать в этом библейском контексте веру и отречение Николая II, как вы полагаете, он должен был отдать своего сына Алексея на верную смерть (как Авраам и Бог Отец) и его кровью искупить грехи Романовых перед народом и спасти Россию? Судить ли царя, что сил у него оказалось недостаточно, чтобы сравняться в этом с Авраамом и Христом? Но и провозглашать царя праведником и мучеником, может быть, тоже стоит не торопиться?

Подлинные события, как старинные фрески, проступают, когда с них облетает шелуха поздней замалевки. Все подлинные архивные документы были скрыты от нас слишком долго, давайте сдувать с них красную пыль, не пороша глаза друг другу.

Надежда Алисимчик

P.S. Пьер Жиляр сообщает, что после того, как Временное правительство уступило власть большевикам, Николай Александрович глубоко сожалел о своем отречении.

На фото: Великие княжны Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга (слева направо)


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100