Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (694) от 5 июля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Большевики царя не убивали

Надежда Алисимчик

17 июля 1918 года расстреляли семью Романовых: Николая Романова 50-ти лет, его супругу Александру Романову 46-ти лет, дочерей Ольгу (неполных 23хлет),Татьяну (21 год ), Марию (19 лет), Анастасию (17 лет) и сына Алексея , не дожившего до своего 14-летия несколько недель.

Супруги Романовы были повенчаны 14/27 ноября 1894 года и прожили в супружестве полных 23 года. За первые 7 лет супружества Александра Романова, в ту пору Ее Императорское Высочество, родила четырех дочерей. А три года спустя - сына Алексея, болезнь которого сыграла роковую роль не только в судьбе династии Романовых, но и в судьбе самой России. В лице этого отрока Провидение послало испытание династии Романовых. Выдержали ли Николай и Александра Романовы это испытание?

СВАДЬБА

“Чудесный, незабываемый день в моей жизни, день моей помолвки с дорогой, милой Аликс... Я хожу весь день словно вне себя, не вполне сознавая, что со мною происходит”, - записал в своем дневнике 8 апреля 1894 года цесаревич Ники, будущий император Николай II.

Теперь влюбленные могли вести переписку явно, до этой даты придворный этикет этого не позволял, и они обменивались посланиями преимущественно через родную сестру Аликс, Эллу. Элла была женой родного дяди Ники, Великого князя Сергея Александровича. На их свадьбе Аликс и Ники впервые и встретились в 1884 году. Через пять лет 17-летняя Аликс посетила сестру в России, и с тех пор взаимное чувство будущей венценосной пары все время шло по нарастающей. Но, несмотря на глубокое чувство, Аликс ответила согласием на брак после пятилетней мучительной внутренней борьбы.

Внучка королевы Англии Виктории и дочь герцога маленького немецкого княжества, принцесса Гессен-Дармштадтская Аликс в 4 года потеряла мать. Юная принцесса росла болезненной и религиозной, и такой она оставалась всю жизнь. Поэтому, несмотря на очень глубокое чувство к Ники, необходимость отказаться от лютеранской веры и перейти в Православие погрузила ее в пятилетнюю внутреннюю борьбу.

Наконец, 20 ноября 1893 года Аликс решает вопрос в пользу своей веры и пишет отказ: “Дорогой Ники, ты, чья вера столь же глубока, должен меня понять: я считаю, что большой грех менять веру ...Какое счастье может быть в браке, который начинается без благословения Божия? Так как я считаю грехом поменять веру, в которой была воспитана и которую люблю, я бы никогда не могла быть тебе настоящим другом... это было бы обманом по отношению к Богу, к твоей религии и тебе. Правильно я думаю или нет, но глубочайшая религиозная убежденность и чистая совесть по отношению к Богу выше всех земных желаний.

Так как все эти годы не сделали для меня возможным изменить мое решение в этом деле, я чувствую, пришел момент снова сказать тебе, что я никогда не смогу изменить свою веру...

А сейчас прощай, мой дорогой Ники, и да Благословит и спасет тебя Бог.”

Но цесаревич слишком влюблен, и мчится при первой же возможности к возлюбленной. Что невозможно на расстоянии, то возможно с глазу на глаз при помощи слов и поцелуев. Притяжение становится непреодолимым, и Аликс дает согласие на перемену религии и помолвку. Пятилетняя борьба с самой собой окончена. Наступает предвкушение счастья. Письма между влюбленными летят ежедневно, иногда два-три в день. И эта привычка сохранилась у них в течение всей жизни, когда случалось расставаться хотя бы на день.

Цесаревич торопит со свадьбой, на что юная невеста пишет:” Мне еще так многому нужно научиться, вот почему я говорю, что мне не надо выходить замуж прямо сейчас, хотя разлука так тяжела, но лучше не торопиться . Подумай только о вере, ты же не можешь ожидать от меня, чтобы я сразу немедленно все узнала и поняла, а знать что-то только наполовину - нельзя. Я должна выучить язык, чтобы иметь возможность слушать службу.”

Все дневники и письма Аликс, которые сохранились и дошли до нас, дышат глубокой любовью к жениху и глубоким религиозным чувством к Богу.

Ники в нетерпении в ожидании дня свадьбы, он пишет ей и после балов, и после военных учений: “Моя дорогая, я твой, полностью принадлежу тебе сердцем и душой, несказанно счастлив этим. Я ужасно горжусь, что меня называют твоим...”

Наконец, в конце октября 1994 года Аликс приезжает в Россию для принятия Православия и свадьбы.

Но через две недели после ее приезда, 20 октября /1 ноября, умирает царь Александр III, отец цесаревича.

Долгожданная свадьба тихо состоялась 14/26 ноября 1894 г. И на медовый месяц новобрачных одновременно легла печаль о кончине императора и свалилось бремя ответственности за Российскую Империю. 26-летний царь к последнему абсолютно не был готов, его отец не собирался умирать столь быстро и не успел посвятить наследника во все премудрости управления богатой и нищей, дикой и многоязыкой империей.

На смертном одре Александр III по свидетельству очевидцев все время говорил, что Ники совсем не готов к управлению государством, что чувствительность и доброта - качества, которых недостаточно для правителя. Что у Ники есть интеллигентность, вера и мужество, но он абсолютно несведущ в государственных делах.

И вот Провидение ставит Ники и Аликс на пике их личного счастья лицом к лицу с 170-миллионным народом, говорящим на 50 языках и более чем на 200 диалектах. Их империя занимает шестую часть суши планеты.

Николай II вступает на престол, но коронация состоится почти через два года, в мае 1996 года. Эта последняя коронация династии Романовых осталась памятна России тысячами изувеченных и погибших в страшной давке полумиллионной толпы на Ходынском поле. Кто-то пустил слух, что по случаю коронации будут раздавать подарки, но количество их ограничено.

НАСЛЕДНИК

Все же личное счастье Ники и Аликс было безмерно. Мир еще не сошел с ума, и мировые бойни еще не начались. Аликс рожала дочерей, сама их нянчила. С горячими молитвами и просьбами о сыне Александра Федоровна совершила паломничество к мощам Серафима Саровского. И вот, наконец, родился наследник, счастье было безмерным. Теперь императрица Александра Федоровна выполнила свой женский долг перед династией Романовых, больше можно было не рожать и посвятить себя не только семье.

12 августа 1904 года Император записал в своем дневнике: “Великий, незабываемый день: милость Божия явно посетила нас. Сегодня в час Аликс родила сына. Мальчика назвали Алексеем.”

Но наследник российской короны родился не только с густыми золотистыми волосами и большими синими глазами, но и с наследственным генетическим дефектом по линии королевы Виктории. Носителями гемофилии обычно являются женщины, а проявляется она по мужской линии. Окончательный диагноз выставили, когда цесаревичу было 4 года. Приступы болезни были ужасающими. В 8 лет Алексей хорошо понимал значение слова “смерть” и часто призывал ее во время приступов боли, просил похоронить его днем, когда светло. Это разрывало сердце Аликс, у нее развилась болезнь сердца.

Эти приступы боли и кровотечений у цесаревича словно были предтечей грядущей боли и крови России.

В 1905 году один из родственников царской семьи представил императорской семье Григория Распутина. Этот крестьянин с крепкой верой в Бога и даром исцеления стал верным другом царской семьи.

А для Алексея он стал подлинным спасителем, обычно с этой болезнью редко кто доживал до 10 лет.

Что бы ни писали о Распутине, но его дар целительства засвидетельствован многими. И дар этот был от его веры. Дочь Распутина, Мария, вспоминает: “Мой отец не обращал внимания на тех, кто прославлял его чудеса, ставя его в один ряд со святыми. “Надо только Бога просить, молитва - она все может “,- говорил он. Никогда отец не лечил никого иными средствами, кроме молитв. Никогда не впадал в грех гордости, воображая себя наделенным какими-то сверхъестественными силами, не называл он себя и “избранником Божиим”. “Нет святых на земле, – говорил он, – пока живет человек, он и грешит”.

ДУМА

А в России росло недовольство и напряжение, к этому времени в Европе уже многие монархические дома сложили короны перед республиканскими парламентами и конституционными монархиями. Российские венценосные супруги вскоре тоже оказались зажаты в ловушку между требованием интеллигенции установить конституцию и собственной верой в богопомазанность монархии. Поражение в Русско-японской войне и Кровавое воскресенье навсегда похоронили мир внутри Российской империи и посеяли растерянность в душе Императора.

И вот в 1905 году Николаю II пришлось пойти на полуконституционные уступки. Выбрали Государственную думу, 750 депутатов. Из них 291 (39%) крестьянин, 123 представителя дворянства, остальные - представители разных сословий и национальностей.

Первая Дума потребовала освобождения всех политзаключенных и немедленной отставки Царского кабинета. Через 72 дня Дума была распущена.

Вторая Дума была распущена после того, как потребовала, чтобы армия восстала и свергла правительство.

В третью Думу правительству удалось включить большое количество землевладельцев и мелкопоместных дворян.

Летом 1906 года Столыпин повесил 600 человек за политический терроризм. За самими террористами к тому времени числилось 1600 “губернаторов, генералов, солдат и деревенских полицейских”.

Александра Федоровна острее Императора чувствовала, что Наследник не будет в России хозяином самому себе.

Надежда Алисимчик.

Окончание в следующем номере.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100