Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (692) от 21 июня 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Жажда власти

Валерий КУЦЫЙ

Если бы меня спросили о моей заветной мечте, я ответил бы, что у меня было несколько таких мечт (мечтов? мечтей?). В раннем детстве, помнится, я мечтал стать Чапаевым, затем последовательно – наесться досыта, прославиться на поэтическом поприще, побывать в Париже, научиться играть на гитаре. Много было еще всякого, однако ничего в действительность не произвелось.

Сейчас я мечтаю, чтобы у меня вдруг волшебным образом восстановилось зрение, и я опять мог читать и писать. Но, по авторитетному мнению врачей, надежды на такое чудо напрасны.

А вот о чем я никогда не мечтал, как наверняка и большинство читателей, так это о власти.

Лирический герой Булата Окуджавы реально существовавший великий французский поэт ХV века Франсуа Вийон, известный также как опасный уголовный преступник, обращался к Господу с иронической просьбой:

Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть.

По моему разумению, власть – понятие неоднозначное. Она может быть над умами людей, и ею обладали, например, французские просветители. Или нравственной, как у Льва Николаевича Толстого. Может быть власть обаяния личности, свойственная актерам, композиторам и исполнителям их произведений, которые способны своим творчеством пробуждать в человеке какие-то чувства и переживания. Нетрудно заметить, что все эти виды властвования лежат в духовной сфере, они юридически не узаконены и, стало быть, дают нам свободу выбора – от тебя самого зависит, чему следовать.

Существует и такая штука, как власть денег, она бывает тайной, не видимой миру, вроде той, какую блестяще показал Бальзак в своем «Гобсеке». Большей же частью власть денег, власть капитала, обладающая огромной силой, находится в более выгодном положении, когда открыто становится основным движителем экономического развития страны.

Плохо это или хорошо? Категорически ответить «да» или «нет» нельзя. Провальное для нас 70-летнее соревнование со странами Запада показало, что экономика, основанная на частной собственности, имеет за некоторым исключением неоспоримое преимущество перед государственной, предельно зацентрализованной, управляемой административными методами.

Однако ясно и другое: частный капитал не должен выходить из-под контроля государства, иначе он становится олигархическим, то есть ради собственной выгоды начинает диктовать обществу свои правила игры, не совпадающие с общенародными интересами. Мой командир отделения младший сержант Бербеницкий говорил: «Дай поварам волю, так солдатская каша и пахнуть мясом не будет».

Это, конечно, не значит, что чиновнику надо предоставить право командовать бизнесом, вмешиваться в его законную деятельность, контролировать каждый его шаг. Вмешательство должно быть минимальным, строго регламентированным, не зависящим от чьего-то желания или нежелания. Иными словами, в отношениях власти с бизнесом нужна золотая середина, разумность и взвешенность, без шараханья от вседозволенности до бесправия. Иначе возможны любые варианты, вроде того, что наблюдается нынче у нас: вместо демократии – разгул бюрократии, ущербные законы, буксующие реформы, отсутствие подлинной конкуренции в рыночных отношениях, разъедающая общество коррупция, все более масштабное проникновение криминалитета в политику. Отсюда и результаты, с которыми мы сталкиваемся повседневно.

Не хочу повторяться относительно явно завышенных тарифов на реальные и придуманные коммунальные услуги, о разбазаривании муниципальных средств на брусчатку вместо ремонта водопровода, приведения в порядок жилых кварталов, лестниц на склонах сопок и т.д., о прочих, вроде бы непонятных, а в действительности вполне объяснимых фокусах.

Но давайте обратимся к демографической проблеме, о которой после президентского послания заговорили все, кому не лень, - члены правительства, нижестоящие чиновники, депутаты всех уровней, журналисты. Дескать, надо всенепременно принимать меры, чтобы увеличилось число семей, имеющих двух и более детей.

Недавно я был весьма озадачен, когда услышал, как в телевизоре некий ведущий спрашивает у главного врача роддома, повысилась ли после послания президента рождаемость. Главврач, слегка смутившись, возразила, что об этом говорить немножко рановато, появление детей на свет зависит от целого ряда факторов. Я разделяю это мнение, и не только в той его части, которая относится к чисто физиологическим особенностям человека. Увеличить единовременные выплаты и пособия на детей – это правильно и необходимо. Да, необходимо, но недостаточно.

Женщины становятся все более активны в политической и деловой жизни, многие из них не хотят оставаться единственно хранительницами домашнего очага, а стремятся быть в коллективе, выполнять интересную работу, добиваться высот в карьерном росте. Для этого нужны условия.

Но возьмите хотя бы Владивосток: за время пребывания у власти копыловской администрации было закрыто более двух десятков детских садиков и не открыто ни одного. Когда я написал об этом, то получил в ответ претензию в виде одного из пунктов судебного иска о защите чести и достоинства Серого дома. Кстати, ничего не слышно, предпринимаются ли сейчас какие-либо усилия, чтобы хоть как-то выправить положение.

А так называемое «доступное жилье»? Ну ладно я со своим никуда не годным зрением, но вы, зрячие, что увидите, оглядевшись вокруг? Что строится в нашем краевом центре, да и не только в нем? Торговые центры, офисные здания, элитные дома. В торговых центрах одни что-то такое продают, другие покупают; в офисах работают или делают вид, что работают; в элитных домах живут. Кто?

Во Владивостоке – те, кто могут уплатить в среднем тысячи по две долларов за квадратный метр, в Москве – гораздо больше, в Уссурийске – меньше. Не у всякого хватит фантазии, чтобы считать это жилье доступным даже для людей со средним достатком, не говоря уже о малооплачиваемых бюджетниках. А вот о власти денег, которая позволяет частным фирмам обзаводиться незаконными разрешительными резолюциями высокопоставленных чиновников и получать под застройку земельные участки в лучших местах города, уничтожая при этом детские площадки и вырубая столь дефицитные для Владивостока деревья, – о такой власти говорить можно. И что характерно, существует она не сама по себе, а под крышей партии «Единая Россия», достойной наследницы бездарно рулившей нами КПСС.

Одно время в России шла межпартийная борьба за лидерство. Каждая из участниц этих баталий уверяла, что только она знает, кто виноват и что делать. Политический мордобой более или менее равных сил ни к чему путному, как и следовало ожидать, не приводил, согласие между исполнительной и законодательной ветвями власти отсутствовало, на выборах граждане не знали, кому отдать предпочтение, и голосовали по принципу: раз не угадали, два не угадали, может, теперь угадаем, и эти будут воровать меньше, чем предыдущие. В конце концов президенту и его окружению надоела эта свалка. Решено было создать такую партию, соперничать с которой ни у кого не будет возможности, и с ее помощью направить наш паровоз по единственно правильному пути. Так родилась «Единая Россия», каковая, на мой взгляд, является не просто партией власти, а партией власти чиновничества, которое, наделив себя неограниченными полномочиями, обеспечив высочайшими зарплатами и множеством привилегий, правит сегодня бал в любезном отечестве.

Должен признаться, из четырех партий, представленных в Государственной думе, я предпочитаю «медведей». Вы спросите, почему? Однажды меня познакомили с ныне покойным писателем Аркадием Вайнером, создавшим в соавторстве с братом Георгием много великолепных детективов, в том числе роман «Эра милосердия», положенный в основу всеми любимого сериала «Место встречи изменить нельзя». Набравшись нахальства, я поинтересовался, отчего в этом сериале партнером Высоцкого, блестяще сыгравшего Глеба Жеглова, оказался явно уступавший ему в мастерстве Конкин. «Мы просмотрели много других претендентов на роль Шарапова, - ответил Аркадий Александрович, - но другие были хуже».

Точно так и с единороссами – они плохи, они не лучшие из лучших, а лучшие из худших. Не приведи господь, чтобы к власти пришли КПРФ, ЛДПР или «Родина» - страна вновь окажется за «железным занавесом» и будет отброшена на десятки лет назад.

К моему великому сожалению, пока нет оснований рассчитывать, что демократические силы добьются сколько-нибудь заметного успеха на выборах в Государственную думу, в региональные и местные органы представительной власти. Слишком увлечены они раздорами между собой, мешающими заняться более существенными делами, такими, как широкая пропаганда своих идей, разъяснение своих целей и устремлений. По сути, они вообще не ведут активной политической борьбы, то ли рассчитывая, что народ сам дружными рядами пойдет голосовать за них, то ли смирившись с бесславным пребыванием на вторых ролях.

Тем временем единороссы, неукоснительно следуя установкам Кремля, делают все, чтобы стать полновластными хозяевами страны.

Они расставляют своих людей на ключевых постах, едва ли не силком загоняют в свою партию всех тех, кто обладает серьезными материальными возможностями или пользуется авторитетом у населения. Они неустанно повышают свой административный ресурс, пропагандируют якобы имеющиеся достижения, скупая для этого оптом и в розницу средства массовой информации и журналистов, приписывают себе любое мало-мальски заметное улучшение ситуации в стране, но делают вид, будто не имеют никакого касательства к провалам в административной, судебной, социальной сферах.

Поражает лицемерие, с которым они учиняют акции протеста против непомерных коммунальных тарифов, требуют повышения пенсий и минимальных зарплат, обрушивают благородный гнев на коррупционеров, занимающих государственные и муниципальные должности. Так и хочется сказать: ребята, посмотрите в зеркало, и вы увидите, кого надо ругать и у кого что-то требовать. Ибо вы, именно вы составляете в Государственной думе большинство, от которого зависит принятие любого закона, ваши партайгеноссе управляют субъектами Федерации, городами и селениями, а следовательно, вы и представляете собою пресловутую вертикаль власти, которую старательно культивирует высшее руководство государства Российского.

Наверняка все заметили, что с приближением выборов партийные «медведи» активизируются не меньше, чем их лесные братья после зимней спячки. По всей вероятности, от власти в этот период исходит особенно привлекательный запах. Так надо ли стеснять себя в способах ее достижения, держать данное слово, деликатничать с соперниками по политической борьбе? Судя по тому, что происходит сейчас в Приморье, не только не надо, а просто смешно.

Но об этом как-нибудь в другой раз. Тем более, что сегодня, когда я диктую эти строки, единороссы заканчивают подготовку к своей краевой партконференции, которая, не сомневаюсь, даст нам повод еще не раз повеселиться.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. 10 июня жильцы нашего дома получили извещения, требующие оплату за горячую воду, долженствующую в июне же течь из кранов. Оказывается, за коммунальную услугу надо платить даже в том случае, когда этой услугой не пользуешься, потому как в этом месяце ни капли горячей воды мы не имели, а имели неуверенные обещания дать ее, быть может, до конца июня. И это тоже еще не факт.

Хотелось бы из голого любопытства узнать, до каких пор граждан города Владивостока будут держать за фраеров ушастых. В том смысле, что их вынуждают месяцами обходиться без ванны и душа, берут за это деньги, а затем (кто знает, правильно или нет) делают перерасчет. Либо я чего-то не понимаю, либо кто-то имеет от этого неплохой навар.

В.К.

Коллаж Андрея Дорофеева.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100