Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 23 (691) от 14 июня 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Облученный радиацией и ложью

Надежда Алисимчик

Наша редакция обращается к чернобыльцам с просьбой внимательно прочесть эту статью
и по возможности помочь советом или делом расставить все по местам

“И лечусь столичной лично я,
Чтоб совсем с ума не стронуться.
Истопник сказал: “Столичная
Очень хороша от стронция”.

Удивительно пророческими оказались эти слова для многих чернобыльцев, хотя и написаны они задолго до катастрофы.

Получила наша редакция недавно от Дубровского В.Б. из Углекаменска пакет документов, которые до нас побывали у уполномоченного по правам человека Сергея Жекова. Суть ответа омбудсмена ничем не отличается от полученных ранее: “Ждите заключение Минздрава”.

КАКИМ ТЫ БЫЛ, ТАКИМ ОСТАЛСЯ

Проблемы чернобыльца какими были 9 лет назад, такими и остались, только болячек прибавилось за эти годы. Что касается Сергея Жекова, то, очевидно, к нему поступает слишком много жалоб, чтобы выяснять тонкости каждой.

А вообще-то защищать человека он может отлично, при такой защите доводилось присутствовать не один раз. Правда, было это давно, лет 6-8 назад, да и защищал тогда Сергей Жеков не всех подряд, а преимущественно одного человека - губернатора Евгения Ивановича Назратенко.

От кого? От плохих депутатов, из которых хуже всех был спикер краевой думы Сергей Дудник. Этот Дудник Евгению Ивановичу не нравился, потому что плохие законы протаскивал. Наконец, Евгению Ивановичу так это надоело, что плохого спикера решили заменить хорошим. Выбирали, правда, так, что законность этих выборов, по-моему, и сейчас еще можно оспаривать. Хорошим председателем краевой думы Приморья был избран Сергей Жеков, и законы стали писать хорошие. Но недолго - сняли самого Евгения Ивановича.

Евгения Ивановича сняли, а дела его все еще живы. И все муки Дубровского В.Б. как раз и начались во времена правления Евгения Наздратенко. А что бывало с теми, кто хоть раз попадал в немилостивые лапы белодомовской челяди экс-губернатора? Не упекут, так укатают, а уж как оплюют в обоих случаях! До конца жизни не отмоешься и ничего не докажешь.

ГУБЕРНАТОРСКИЙ ВТЭК

Все в крае навытяжку перед губернатором: милиция, прокуратура, народное образование, здравоохранение. Ох уж это губернаторское здравоохранение! Благодаря ему у нас такие врачи, что если даже все кости у человека будут светиться от радиации, они в справке напишут, что специально фосфора наелся, чтобы закосить под чернобыльца.

Приехал Дубровской В.Б. из зараженного г. Киреевска Тульской области в Приморье, имея удостоверение на право отселения, а также два других бессрочных удостоверения - ликвидатора аварии Чернобыльской АЭС (Серия А № 832866 от 23 октября 1992 г.) и инвалида второй группы по этому же случаю (“АВ” №16). И жил какое-то время, получая положенное пособие. Ему даже выделили участок под строительство жилья в поселке Углекаменск и небольшую стартовую сумму денег на это строительство.

Но в 1997году все круто повернуло в противоположную сторону, “чернобыльские” перестали платить. “Почему ничего не платят 6 месяцев?” - задал он вопрос губернатору Наздратенко в своем письме от 18 июня 1997 года.

Начальник соцзащиты Торяник ответил на это, что ему нужно переоформить удостоверение ликвидатора, для чего необходимо предоставить удостоверение, заключение экспертного совета и справку ВТЭК. Отправив нужные документы, Борис Викторович попросил переслать ему новое удостоверение, т.к. очень болен.

Но вместо удостоверения соцзащита края в лице Л. Мостовой сообщила, что “Приказом Минздрава России от 06.08.96 г. № 311 утвержден перечень административных территорий, закрепленных за региональными экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию”.

Что это значит? Это значит, что провели новую нарезку, куда за справками ходить, и теперь вместо прежней тульской справки подайте такую же новосибирскую, потому что Приморье туда прикрепили. А ваша справка от 20.10.92, выданная Московским научно-исследовательским институтом диагностики и хирургии вообще не нужна вместе со всеми выставленными там диагнозами.

Очень удивился Борис Викторович, стал читать закон, а там вообще ничего не говорится, что нужно заново медкомиссию проходить тем, кто получил документы ликвидатора до 1993 года. Эти удостоверения просто должны обменять чернобыльцам-ликвидаторам на новые, российского образца, без всякой волокиты. И вот тут-то Дубровский узнал, что ликвидатором он больше не числится в приморской соцзащите: “...в результате переписки с районным военкоматом, выдавшим Вам удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, никаких первичных документов, послуживших основанием для выдачи удостоверения, не обнаружено”. Словом, предъявите в 1997 году командировочное удостоверение 1986 года на ЧАЭС.

А поскольку у вас его нет, “то по решению краевой ВТЭК справку и выписку из акта освидетельствования во ВТЭК сер.ВТЭ-118 № 052179 от 29.10.91 г., в которых указана причина инвалидности “увечье получено при исполнении обязанностей военной службы связано с аварией на ЧАЭС” считать недействительной.”

Вот такое интересное заключение без всяких осмотров больного и анализов дают врачи краевой ВТЭК исключительно на основании отсутствия командировочного удостоверения.

А вот то, что болячки получены при проживании в зоне заражения - предоставьте справку из Новосибирска, а все справки предыдущие не годятся.

Зато посчитали действительной другую тульскую справку ВТЭК по поводу туберкулеза от 17.09.91г. и по ней милостиво оставили вторую группу инвалидности. Проигнорировав при этом регистрационную карту “патогенетического анализа лица, подвергшегося воздействию радиации в результате аварии ЧАЭС в июне-июле 1986 г.” Хотя анализ крови выполнен в Обнинске 24.07.91 г., и в нем черным по белому написано о хромосомных изменениях клеток крови, соответствующих 10-15 бэр облучения.

На основании чего Приморский ВТЭК сделал собственные выводы?

ЗАОЧНЫЙ ВТЭК

Судя по присланным в “АВ” документам, в данном деле, похоже, деньги сыграли не последнюю роль. Так в марте 1997 года в справке Приморского Союза “Чернобыль -Pb” №3-65/97 сообщается, что Дубровский Борис Викторович числится в Бюллетене Российского государственного медико-дозиметрического регистра (выпуск 2,1992 г. приложение, часть 1, стр. 84).

А 7 октября 1997 года (№ 1-257/97) того же года говорится о 12-ти гражданах, которые якобы незаконно получили деньги на строительство жилья, поскольку участниками ликвидации не являются. И среди этих 12-ти “самозванцев” указан Дубровский Б.В.

Вспомним, что это было время, когда Ельцин был совсем плох и каждый воротил, что хотел. А Евгений Иванович был в расцвете таланта, как окучивать Москву для своего вечного пребывания у власти. А это стоило власти больших денег, которые к тому же еще нужны были на церковные награды и звание самого аристократического губернатора планеты. На дровишки и уголь для края ничего не оставалось, сидели без света и тепла, какие там еще чернобыльцы...

Волокитили тогда по-черному и блокадников, и малолетних узников фашизма и других пострадавших, чтобы лишить их статуса и крохотное пособие зажать. Ходили мы в том году, помнится, с малолетней узницей по судам. Все документы были, свидетели прилетели с Украины, а судья Присекин - ни в какую. Только когда судью сменили, тогда и доказали.

Но Дубровский был слишком болен, чтобы ходить по судам. Смотришь в перечень его заболеваний и дивишься, сколько сил вложил Господь Бог в человека, что он при такой социальной защите еще дышит и движется!

Пошли годы бесплодной переписки. Новосибрск молчал, пришлось зажать себя в кулак и выехать на новое обследование, которое подтвердило прежний диагноз, к которому прибавилась пара-тройка новых болезней за последние годы.

Но тут произошла новая “нарезка” экспертных зон, в которые нужно отправлять документы.

ДИАГНОЗ МЧС

Дубровский отправил полученное медицинское заключение в МЧС, как ему посоветовали. В ноябре 2004 года он получил ответ, в котором сообщалось, что диагноз - лучевая болезнь – “был необоснованно выставлен в НИИ грудной хирургии, о чем директору клинического центра Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова направлено частное определение”.

Отменив диагноз и взгрев за него профессоров, МЧС вдруг через год спохватывается, что не только не имеет законного статуса отменять диагнозы, но и вообще проводить какие-либо экспертизы. А по закону такое заключение должно дать Минздравсоцразвития, о чем и уведомляет Дубровского. Вот, мол, ошибочка вышла, мы теперь все ваши анализы туда переслали, ждите ответа. А ответа все нет и нет, как не было его и из Новосибирска. Но все единодушно считают, что это единственно правильный и законный путь.

Ой ли? Может ли кривое само выпрямиться? Кто выпрямит зигзаги правления Евгения Наздратенко? На каком основании краевой ВТЭК самовольно отменил диагноз, лишив тем самым Дубровского статуса чернобыльца? На основании сведений о том, что командировочные удостоверения хранятся лишь 5 лет и все уничтожено? На основании того, что больной человек не может привезти другого больного в качестве свидетеля на суд? Или оттого, что в середине 90-х уничтожили все, что было можно, об участниках аварии на основании неписанных инструкций, потому что чернобыльцев не должно быть много?

И при Дарькине, и при Наздратенко мы проходили в Приморье чрезвычайные ситуации неоднократно в виде тех же тайфунов. Кто получал компенсацию? Те, кто пострадал? Врала и врет до сих пор жителям Седанки дарькинская челядь не хуже наздратенковской. Стихийные бедствия всегда были и остаются хорошей кормушкой для чиновников.

Что касается Чернобыля, то нас всех облучили таким количеством лжи! До сих пор никто правды не знает даже о главном. Одни говорят, что в воздух взлетело 50 млн. кюри, а топливо и графитовые стержни с четвертого реактора позже растащили. Другие утверждают, что на воздух взлетело 10 млрд. кюри, включая все топливо и все графитные стержни четвертого реактора. Где уж установить правду об одном человеке.

В демократическом государстве Дубровский бы выиграл в суде у МЧС за “диагноз от МЧС” сумму достаточную и для лечения, и для постройки дома.

Но уполномоченный по правам человека Сергей Жеков не нашел никаких нарушений прав человека в отношении Дубровского Бориса Викторовича.

Обращаемся к самим пострадавшим чернобыльцам с просьбой присылать на наш электронный адрес советы, исходя из своей практики, как разрулить данную ситуацию.

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100