Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 23 (691) от 14 июня 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Кто “заказал” Алана Будаева?

Руслан Звеньевой

Проведя две недели в следственном изоляторе, вице-мэр вновь вышел на свободу.
Стоит отметить, что дело Будаева, которого обвиняют в причастности к заключению договоров о переуступке прав требования ликвидируемых муниципальных предприятий на общую сумму в 144 млн. руб. некоему ООО “Приморская гавань” практически сразу было отмечено странностями.

Наказать невиновного

В 20-х числах марта на всю страну показали задержание Будаева в московском аэропорту. Как заявило следствие, он будто бы пытался бежать, хотя сам “беглец” утверждал, что находится в командировке и даже демонстрировал обратный авиабилет. Впрочем, спустя сутки его вернули во Владивосток другим рейсом. На спешно созванном заседании суда следователь Гуща не смог предоставить ни одного доказательства в подтверждение выдвинутых обвинений. Более того, оказалось, что они были выдвинуты... только в средствах массовой информации - на момент проведения судебного заседания 22 марта официально даже уголовное дело против начальника ЖКХ не оформили. Это сделали постфактум, когда у следователей стали “гореть сроки”. Закончилось все тем, что Первореченский районный суд постановил в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Будаева отказать.

Решение суда, принятое не в пользу следователей, видимо, расстроило местных “пинкертонов”. Действительно, ставили на уши московских коллег, тратили деньги на полет в аэропорт Шереметьево, а тут районный суд утверждает, что и смысла-то особого в задержании чиновника не было.

Надо полагать, еще больше разозлило следователей, что Будаев продолжал настаивать на своей невиновности. По его словам, он, как руководитель управления ЖКХ, не занимался финансовыми балансами МУПов, во-первых, потому что этот вопрос не входил в его компетенцию, а во-вторых, потому что МУПы в сфере жилищно-коммунального хозяйства на тот момент уже не функционировали - их заменили управляющие компании. Следовательно, к переуступке прав требований долга, в чем его обвиняют, он не имеет отношения. Наконец, в-третьих, все эти процедуры производились Арбитражным судом, который является независимой инстанцией и повлиять на который чиновник не мог.

Действительно, за несколько месяцев ведения следствия по делу МУПов, у УБОПа так и не появилось доказательств правильности своей версии. Подозрительным выглядит и то, что борцами с преступностью не предпринимались действия по поиску лиц, действительно причастных к манипуляциям с долгами старых МУПов.

Никто не искал и фирму, которая по решению Арбитража списала себе деньги городской казны. Юридическую дилемму “что лучше - наказать невиновного или отпустить десять виноватых?” - беспредельщики в погонах, похоже, уже решили для себя самым оригинальным образом.

Силовики решили - Будаева закрыть. Любой ценой. Предпринимая всевозможные меры. Ведя кампанию травли. Наконец, манипулируя судом. Мало кто знает, но за полтора месяца рассмотрения дела сменилось четверо (!) судей. Сначала одного забраковали, т.к. возникли сомнения в его благонадежности. Другой федеральный судья, мужественная женщина, сразу заявила, что принимать явно незаконное решение не намерена. Не помогли ни уговоры, ни угрозы, пересмотр дела опять пришлось перенести и заняться поисками более сговорчивого представителя Фемиды.

Из-под капельницы - в суд

Тусование судейских кадров завершилось через месяц после первого вердикта. Дело принял на рассмотрение судья Первореченского районного суда Барабаш.

Однако за день до судебного разбирательства стало ясно, что оно вновь не состоится. Накануне Будаев был госпитализирован из рабочего кабинета с гипертоническим кризом и подозрением на инфаркт. Наверное, это не удивительно, учитывая прессинг, которому на протяжении месяца подвергался человек. Но моральное давление продолжилось и в медучреждении.

В палату городской клинической больницы, куда определили Будаева, заявилось несколько мужчин крепкого телосложения. Представились: “Мы из УБОПа”. Пообещали: “Теперь мы будем охранять твое здоровье”. Как указывается в жалобе адвокатов Будаева, которую они направили в Генеральную прокуратуру и МВД России, “нахождение сотрудников силовых структур продолжалось весь период нахождения подзащитного в больнице. В нарушение существующего санитарного порядка они позволяли себе бесцеремонно заходить в палату, рассаживаться на кресле и даже на кровати больного, задавать ему вопросы.

Очевидно, что такое поведение отдельных офицеров управления преследовало цель вывести Будаева из равновесия, оказать на него психическое давление. К чести некоторых представителей РУБОПа, не все из них вели себя таким непозволительным образом. Зато другие даже пытались участвовать в проведении медицинских процедур, залезая под капельницу и едва не вырывая из рук доктора медицинские препараты и результаты анализов”.

Субботним утром, 6 мая, Будаеву поставили капельницу и приступили к проведению лечебных процедур. Однако около 10 часов утра в палату без разрешения медиков ворвались пятеро в штатском с настоятельным требованием к пациенту прибыть на заседание Первореченского районного суда. Поскольку состояние больного не позволяло ему передвигаться самостоятельно, оперативным работникам пришлось воспользоваться... носилками. Следователи, еще недавно обвинявшие свою жертву в симуляции, сами несли Будаева. Невиданный гуманизм проявил и судья, который разрешил ему отвечать на вопросы не вставая.

Тем не менее вердикт судьи Барабаша говорил об изменении меры пресечения в отношении Алана Будаева с подписки о невыезде на арест. В ответ адвокат Будаева направил жалобы в кассационную инстанцию, а также в вышестоящие органы МВД и прокуратуры.

Почему же так торопилось следствие? Отчего, пренебрегая буквой и духом закона, так стремилось упечь человека, не предпринимающего попыток скрыться, за решетку? Подчеркнем также - не имея ни единого документального подтверждения виновности Будаева. Думается, что гуляющие по городу слухи, что начальника городского ЖКХ "заказали", не лишены основания.

Кто заказчик?

В приморской прессе о городских муниципальных предприятиях в сфере ЖКХ писалось много, но практически всегда - с негативным оттенком. Прежде всего, за плохую работу, равнодушие к людям, неэффективное управление, убыточность. Еще в начале 2000-х сообщали вездесущие журналисты и о левых схемах переписывания долгов. Поэтому когда новая администрация Владивостока в 2004 г. заявила о решимости раз и навсегда покончить с МУПами, ликвидировав их, жители города восприняли это как само собой разумеющееся. Тем более, что вскоре стали известны новые, ранее скрытые подробности “из жизни муниципальных предприятий”.

В ходе проведенного “серым домом расследования выяснилось, что в МУПах имелась практика “мертвых душ”, когда зарплаты дворников, мусоропроводчиков, уборщиц получали совсем другие люди. Что руководители предприятий незаконно продавали имущество, которое муниципалитет дал им для выполнения их функций. Что имели место факты нецелевого использования бюджетных средств... Странно, но все эти факты не заинтересовали правоохранительные органы. Возникает вопрос - почему?

В последнее время довольно часто говорят о незаконном участии правоохранительных органов в разного рода сомнительных операциях, когда те, кто должен стоять на страже Закона, отстаивают интересы определенных кланов, обслуживают их коммерческие интересы, обеспечивают защиту в суде.

В тех же газетах уже упоминалось о злоупотреблениях в МУП “Владстройзаказчик”. Во времена Юрия Копылова это предприятие, бывшее в советские времена генподрядчиком при строительстве объектов жилья и социальной инфраструктуры, превратилось в фирму по отмыванию денег. КРУ так и не смогло найти без малого миллионы рублей, выделенных в 2003 г. из бюджета на счета Владстройзаказчика. Предполагалось, что город приобретет в результате квартиры для очередников. В итоге - ничего не получил.

Зато сразу несколько десятков квартир в доме, построенном, по сути, на деньги городского бюджета были отданы... “борцам с преступностью”. Примечательно, что оригиналы этих документов они изъяли под предлогом проведения обыска, но остаются ксерокопии. Они-то и проливают свет на ситуацию, причины и следствие необычной активности следственных органов. Конечно, не исключено, что некоторые участники силовых операций - честные и порядочные люди. Однако манипулируют ими те, у кого имеется явный коммерческий интерес.

Насколько правомерна такая версия, может показать служебное расследование. Между тем в Генпрокуратуру уже отправлено требование возбудить уголовное дело по статье 301 УК РФ “Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей” против тех, кто участвует в силовом беспределе.

Будаева освободили из-под стражи. Следственное управление Следственного комитета МВД РФ по Дальневосточному округу отстранило следователя приморского УБОП Гущу от ведения дела о переуступке прав требования долга бывших владивостокских МУПов ООО “Приморская гавань”. Комиссия МВД России, изучавшая обстоятельства дела, пришла к выводу, что следователь краевого УВД превысил должностные полномочия, намеренно не учел все обстоятельства дела и отдал предпочтение лишь одной из версий расследования.

В администрации Владивостока отказались комментировать освобождение Алана Будаева.

Руслан Звеньевой.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100