Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (621) от 3 февраля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Караул, грабят!

Валерий КУЦЫЙ

В стране развернулась широкомасштабная кампания по отбеливанию президента Путина от монетизации льгот. Ведется эта кампания по нескольким направлениям, каждому ее высокопоставленному участнику отведена особая роль. Цель же у всех у них одна – доказать, что если на первом этапе и допущены отдельные мелкие погрешности, то носят они чисто технический характер, являются, используя чисто юридическую терминологию, эксцессом исполнителя.

Хата же президента находится даже не с краю, а далеко-далеко от села.

И что любопытней всего, ответ на коренной русский вопрос «кто виноват?» имеет вопреки канонам логики и математики несколько ответов, которые зависят от должности отвечающего.

Например, спикер Государственной думы Борис Грызлов убежден, что закон-то очень хороший, но этого не понимают пенсионеры, выходящие на митинги и перекрывающие дороги. Надо толково объяснить им все прелести монетизации, довести, положим, до ума и сердца каждого ветерана труда, что громадной суммы в размере двухсот рублей вполне достаточно для замены существовавших ранее льгот. И страсти немедленно улягутся.

Люди не станут требовать лишнего, они с пониманием отнесутся к тому факту, что возможности страны не безграничны. Не требуют же депутаты Госдумы, чтобы их денежное содержание уравняли с президентским, а скромно ограничиваются зарплатой на уровне федеральных министров. Не настаивают, чтобы не только они сами, но и родственники их пользовались Кремлевской лечебницей, где совершенно бесплатные высококвалифицированные медицинские услуги и великолепные условия пребывания.

Ни один депутат не дошел до такой наглости, чтобы требовать сейчас, сию минуту, пенсию в размере ста тысяч рублей. Разделяя трудности жизни со своим народом, госдепы пока довольствуются 45-тысячной пенсией, которая возрастет лишь одновременно с пенсиями членов правительства.

Сейчас тяжело всем – ветеранам войны и труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий и так далее. Ну и, естественно, членам парламента, которые только в силу необходимости, вопреки своему желанию ездят на казенных автомобилях, а не пользуются общественным транспортом, бесплатно летают самолетами и ездят поездами, ведут междугородные и международные телефонные переговоры, отдыхают дольше и несравненно комфортней, нежели их избиратели.

О преимуществах денежных выплат перед льготами в натуральном выражении говорил в телевизионном интервью первый вице-премьер Александр Жуков, который вернулся после 10-дневного пребывания в Дубаи (Арабские Эмираты), одном из лучших международных курортов, где он отдыхал вместе с семейством в роскошном отеле. Конечно, красиво жить не запретишь, тем более когда зарплата позволяет – ведь президент не так давно поднял ее для членов своего правительства в несколько раз, а по весне грядет новое повышение.

И это справедливо, нельзя обижать министров, так много делающих для счастья народа, если у этого самого народа МРОТ скоро поднимется до 800 рублей, пенсии же взовьются, как при включенных телекамерах господин Зурабов обещал президенту, на 240.

Прикидываю: мои 2218 плюс 240… сумасшедшие деньги! Может, и мне махнуть в какой-нибудь Дубаи? Не одним же первым вице-премьерам вкушать там от восточной кухни и кататься на водных велосипедах.

Со всей серьезностью подошел к вопросу министр финансов страны Алексей Кудрин. Он сообщил, что прокатившиеся по России митинги пенсионеров не были стихийными, их организовали некие провокаторы, которые обязательно будут установлены. На той же позиции стоит организатор всех наших побед партия «Единая Россия», большинство членов Совета Федераций, местных правящих элит. Кое-где предпринимаются меры для привлечения «зачинщиков» митингов к административной, а то и к уголовной ответственности. По всей видимости, жирующим чиновникам и парламентариям мало обобрать стариков, нужно еще наказать их.

Со своей стороны замечу: да, митинги действительно спровоцированы, но кем? Я резко отрицательно отношусь к КПРФ и тем более к партии национал-большевиков, активно участвовавшим в пенсионерских волнениях.

Однако никакие коммунисты и никакие лимоновцы не смогли бы в январе вывести на улицы пожилых и не очень здоровых людей, если бы власть придержащие действовали разумно, грамотно, а не внося своим непрофессионализмом изрядную долю раздражения в общество, большая часть которого и без того взвинчена последовательным снижением уровня жизни.

Не знаю, так ли уж нужна пресловутая монетизация. По Конституции Россия является социальным государством, в нем не должно быть пропасти между богатыми и бедными. Не каждый может занимать высокооплачиваемую должность, на всех таких должностей не хватит. К тому же если бы все вдруг стали губернаторами, мэрами, депутатами, директорами заводов и сельскохозяйственных предприятий, то кто бы строил дома, водил автобусы, подметал улицы, стоял за станками, доил коров?

А есть еще инвалиды, старики, которые как бы ни хотели, не могут уже работать, есть матери-одиночки, не получающие от бывших мужей-алкоголиков алименты на детей или получающие сущую безделицу. Есть блокадники Ленинграда, жертвы политических репрессий, труженики тыла времен Великой Отечественной войны. Существовавшие ранее льготы для них - не чья-то прихоть и не благодеяние; государство обязано обеспечить своим добросовестным и законопослушным гражданам достойную жизнь, иначе зачем им нужно это государство?

А заявлять, будто рыночные отношения исключают любые льготы для малоимущих, значит, заниматься враньем. Льготы для пенсионеров существуют во многих странах с рыночной экономикой, причем в тех, где пенсии на порядок выше наших.

Откровенно говоря, я вообще не вижу оснований для отмены льгот. Плохо работают некоторые из них? Так будьте добры, дорогие начальники, сделайте так, чтобы работали хорошо. Для того вы и сидите в своих высоких креслах. Разберитесь, должным ли образом налажен механизм прохождения денежных средств, уберите лишних посредников, установите жесткий контроль, но не выбрасывайте на свалку автомобиль из-за того, что у него барахлит мотор. Словом, не делайте мне лучше, если я вас об этом не прошу.

Но, предположим, умники там, наверху, пришли к выводу о необходимости поменять шило на мыло. Так не обрушивайте результат ваших раздумий на всю страну сразу и с такой поспешностью, словно вам смазали интересное место скипидаром. Любое лекарство проходит серьезнейшие испытания, прежде чем будет рекомендовано к употреблению.

Почему же не хватило ума предварительно провести эксперимент в нескольких городах и сельских районах, потом в двух-трех регионах, а уж затем, ясно понимая, что и как нужно делать, приступить к полномасштабной монетизации. Мало того, неплохо бы посоветоваться с теми, для кого она предназначена – с самими льготниками, проведя, чтобы выяснить их мнение, если не референдум, то социологические опросы в городе и на селе, на севере и на юге, на западе и на востоке страны.

Так нет же, вывалили все и на всех, не спросив, по принципу: мы заставим вас быть счастливыми.

Аргументов в пользу этого у них кот наплакал. Об одном - несовершенстве системы льгот - мы уже говорили, но есть и другой – сельский житель этих льгот вообще в глаза не видит. Не спорю, селян, коли таково их желание, и впрямь надо перевести на денежные выплаты, а горожан-то зачем переводить? Получается вроде того, что если ради спасения больного у него нужно ампутировать левую ногу, то есть резон заодно ампутировать и правую, хотя никаких показаний к тому нет.

Социальные реформы – материя чрезвычайно тонкая, проводить их нужно не тогда, когда власть возымеет к тому желание, а лишь при крайней необходимости, когда общество сознает эту необходимость и морально готово к переменам. В нашем случае ничего подобного не было.

Поспешность, с какой была проведена монетизация, я объясняю, во-первых, стремлением правительства выслужиться перед президентом, во-вторых, привычкой партии «Единая Россия», занимающей господствующее положение в Государственной думе, становиться во фрунт и щелкать каблуками даже при виде того, как президентская собачка задирает ножку возле дерева.

То же относится и к главам регионов. А что вы хотите, если министрами у нас становятся, а губернаторами и президентами автономий впредь будут становиться лица, представившие доказательства своей преданности Владимиру Владимировичу.

С «единороссами» тоже все ясно. Их идеология – любовь к президенту. Любовь, не регламентированная уставом, но строго обязательная для каждого партайгеноссе и не допускающая интрижек на стороне.

Оппозиции же, с которой руководящая и направляющая вынуждена была бы считаться, в парламенте нет. Независимых депутатов правого толка единицы; фракции национал-социалистической КПРФ и националистической «Родины» малочисленны; фракция маргинальной и теряющей свое влияние ЛДПР – тоже, да и оппозиционной она является больше на словах, на деле же не прочь в темном углу пообниматься с исполнительной властью.

По сути, сейчас нет достаточно внушительной силы, способной предостеречь президента от неосторожных шагов, удержать правительство от необдуманных действий, непонятных народу и продиктованных в лакейском подобострастии к главе государства. Отсюда – огрехи в проведении социальных реформ, вызывающие в памяти слова Бисмарка: «Это – хуже, чем преступление; это – ошибка».

Что можно сказать о провинции? Она, по моему, помогла чем могла верховной власти усесться в лужу с наибольшим количеством брызг. Иногда по объективным причинам, потому что и вправду не имела денег на это чертову монетизацию, иногда – по жлобской скаредности, обуревающей местных правителей, когда дело касается расходов на социальные нужды. Ни то, ни другое не послужило в глазах пенсионеров оправданием странной ситуации, при которой жалкие гроши, обещанные им вместо приличных льгот, еще не выданы, а деньги за проезд в общественном транспорте с них уже требуют.

Пожар вспыхнул, власти, отвыкшие с ельцинских времен от акций гражданского неповиновения, испугались и кинулись его тушить. Не думаю, что теперь им будет легко исправить то, что они натворили по причине своей бездарности и самоуверенности. Препирательства по типу «а ты кто такой?» между министрами и региональными лидерами имеют разве что познавательный интерес для зрителей, но вряд ли помогут смягчить удар по авторитету тех, кто нами рулит. Исключая, само собой, депутатов, которые вообще никогда и ни в чем виноватыми не бывают.

Предвижу, что необыкновенная легкость в мыслях при проведении важнейшей социальной реформы не раз еще сослужит плохую службу федеральным, региональным, да и муниципальным руководителям.

С бесплатным проездом, как нас уверяют, дело вроде бы идет на лад, и что характерно, не только у пенсионеров, но и у самого господина Зурабова, которому до пенсии еще далековато. Министр здравоохранения и социального развития разъезжает в шикарном «БМВ» стоимостью сто тысяч евро. В салоне этого средства передвижения смонтирована специально приобретенная за рубежом установка для ароматизации воздуха, и Михаил Юрьевич, находясь в пути, имеет возможность наслаждаться пряным запахом горького миндаля.

Так что с транспортом у нас все тип-топ, но на очереди трения по поводу лекарств и санаторно-курортного лечения, вопросы, почему ничем не заменено бесплатное зубопротезирование, которым раньше пользовались ветераны, и самое главное – фантастическая неразбериха в оплате жилищно-коммунальных услуг.

Обратимся, в частности, к положению, которое сложилось во Владивостоке. То, что здесь натворили с оплатой за услуги ЖКХ, представляет собой полнейший маразм. Как, например, можно отделить вывоз мусора от замены мусорных баков? Выходит, это две разные услуги. Но тогда я вправе отказаться от одной из них, заявить: баки меняйте, за это я платить буду, а мусор можете не вывозить. Неужто тогда, чтобы заменить баки, содержимое будут высыпать на землю? Или наоборот: баки не трогайте, оплачивать их замену я не согласен, а мусор вывозите хоть в карманах.

Не меньший идиотизм вести расчет оплаты не от количества проживающих в квартирах, а от безвинных квадратных метров, не имеющих ни малейшего отношения ни к тому же мусору, ни к пользованию лифтами и водопроводными трубами. Эта откровенная обдираловка сочетается с предпринятым краевой администрацией резким сокращением субсидий для малоимущих слоев населения. И все вместе накладывается на монетизацию льгот, подогревая растущее недовольство.

В общем, подсуропили наши местные мудрецы федеральному правительству, и без того не знающему, в какой норе спрятаться от критики. А тут еще городская дума думала-думала и додумалась: предприняла пятикратное увеличение арендной платы за помещения для предприятий малого и среднего бизнеса. Вероятно, депутаты разинули рты от удивления, узнав, что цены на товары и тарифы на услуги тоже резко взмыли вверх.

Оказывается, ни один предприниматель, будь он хоть трижды филантроп, не станет работать себе в убыток. Платить будет все тот же горожанин, причем, как правило, не очень состоятельный – богатые делают покупки в дорогих магазинах и пользуются услугами дорогих салонов, которые обходятся без муниципальной собственности.

Готов согласиться, что правительство у нас чрезвычайно толковое, губернаторы и мэры - один другого лучше, у каждого депутата персональная палата ума. Но у всех один общий недостаток – они не умеют вести диалог с народонаселением и беспрерывно бомбардируют его своими монологами. Научись эти достойные люди слушать, они узнали бы много полезного для себя, поняли бы, что проводимая даже раз в полгода индексация денежных выплат, назначаемых вместо льгот, все равно не будет поспевать за растущей дороговизной жизни.

Обещанное же повышение в ближайшем будущем пенсий и зарплат уже сейчас сожрано инфляцией. От грядущих прибавок осталось не больше, чем от козлика, который пошел в лес погуляти и встретился там с волками.

Потому-то и кричат пенсионеры: «Караул, грабят!», потому-то и ругают разнообразными словами большое и малое начальство, обходя при этом, разумеется, президента.

Я тоже ни в чем не виню Владимира Владимировича и буквально млею от восхищения его искусством при любых обстоятельствах оставаться отцом нации, строгим и заботливым, умеющим и побранить, и приласкать, и поучить нас, неразумных своих детей, как надо жить в это нелегкое время.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Многие российские ученые, страдая от безденежья, уезжают за границу в поисках нормальных условий для жизни и работы. Это никуда не годится, надо что-то делать. А недавно до меня дошли слухи, что ряд престижных зарубежных университетов, в частности Гарвардский, Оксфордский, Кембриджский и Сорбонна, намерены принять в свои объятья кандидата экономических наук Юрия Копылова. Умоляю вас, Юрий Михайлович, не поддаваться на уговоры, не покидать родные пенаты, потому что без вас экономическая наука в любезном отечестве остановится.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100