Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 46 (609) от 11 ноября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Опёка с квартирным припёком

Ирина ГРЕБНЕВА

Часть 1. СЕТЬ ДЛЯ ЛОВЛИ СИРОТ И СТАРИКОВ
Пишу эту историю не столько, как журналист, сколько как читатель. И это плохо. Не могу отстраниться от написанного, изложить всё трезво и рассудительно.
А всё потому что волей случая сама стала участником этих событий.

СИРОТУ ГОСУДАРСТВО НЕ ОСТАВИТ

В марте 2001 года 17-ти лет от роду Наташа О. осталась круглой сиротой. Мама умерла, и никого из близких родственников у неё не осталось. Но государство о ней не забыло. За квартиру - сдвоенную малосемейку - остались семилетние долги, и стали её предупреждать о санкциях за неуплату коммунальных платежей.

Поэтому когда из отдалённых мест появился Игорь Ш., только что отбывший наказание и заработавший туберкулёз, и тоже никому не нужный, Наташа не задумываясь стала жить с ним вместе.

Первое время Игорь работал, но семилетний долг по квартире для них оставался недосягаемым. К тому же Игоря стали терроризировать соседи (известно, какой народ живёт сейчас в малосемейках). Угрожали они и Наташе, невзирая на её беременность. Обращалась в милицию, но это не помогло. Поэтому продажа квартиры, чтобы рассчитаться с долгами и купить жильё меньшего размера, казалась на тот момент самым здравым решением.

А ВОТ И БЛАГОДЕТЕЛЬ!

Только-только они озвучили эту идею в кругу друзей, как сразу и помощник объявился в столь многотрудном деле - некий Андрей Анатольевич. Фамилии не назвал, зато дал для связи номер своего сотового телефона: 50-96-90. И сотовый нового знакомого, и его импозантный вид, и до невозможности обходительные манеры внушили юной девушке, совершенно не знакомой с подобным образом жизни и обхождения, безоговорочное доверие.

Андрей Анантольевич не зря ел свой хлеб. Он работал быстро и эффективно. Наташу окружил вниманием и заботой, в счет её будущего дохода выдавал еженедельно по 500 рублей. Она отдала ему свои документы, и очень быстро было оформлено наследство на мамину квартиру. А тут и покупатель нашёлся, договорились на сумме 13,5 тысяч долларов. В феврале у Натальи и Игоря родился сын, и Наташа тут же предупредила своего благодетеля: ребёнок должен быть вписан во все документы по продаже и покупке жилья. Андрей Анатольевич не возражал и потребовал свидетельство о рождении маленького Сашеньки. Наташа отдала, хотя здесь её материнское сердце слегка ёкнуло, и она сняла для себя предварительно копию.

АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ЗАТЯГИВАЕТ ПЕТЛЮ

В конце июля Андрей Анатольевич пригласил Наташу в центр регистрации недвижимости, где она подписала бумаги. Материнская любовь сделала Наташу более осторожной, и она внимательно следила, чтобы не подписать бумаги, где говорилось бы о вручении ей денег за квартиру. Затем ей велели прийти 7-го августа.

Но 7 августа Андрей Анатольевич заявил по телефону, что находится в Арсеньеве по делам, и в центр регистрации придётся пойти чуть позже. Больше Наташа его не видела, и телефон его стал недоступен. Она осталась без денег (он успел отдать ей за это время всего лишь 27 тысяч рублей), без документов и с маленьким ребенком на руках.

Некоторое время, пока Игорь ещё работал, они снимали квартиру. Но катастрофа, постигшая семью, слишком подкосила его. Болезнь Игоря обострилась, и три месяца он пролежал в больнице с туберкулезом. На работу вернуться уже не смог, жить стало негде.

Один из дальних родственников Наташи предложил единственный на тот момент выход: переселиться в один из домов, где он обслуживал бойлерную и имел ключ от подвала. Так в темном и сыром подвале нашего дома, кишащем крысами и блохами, появилась семья с полуторагодовалым ребёнком.

ИЗБАВИ БОГ ОТ ЛЮБЫХ БЛАГОДЕТЕЛЕЙ

Они были очень осторожны. Дверь из подъезда в подвал тщательно запирали - и когда уходили, и когда приходили. Игорь из подвала почти не выходил, его состояние стремительно ухудшалось в этих условиях, и вскоре туберкулёз приобрёл открытую форму. Наташа нашла себе временную работу уборщицей, но ближе к осени в её услугах перестали нуждаться.

А обнаружила я их в своём подвале лишь спустя шесть месяцев после переселения. Первое время встречи со мной Наташа тщательно избегала, несмотря на все мои усилия. Она, как и все мы, хорошо знала, что такое “помощь” власти, и ничего хорошего от вмешательства в дела семьи не ждала. А я самонадеянно думала, что контроль правозащитной газеты над решением её проблем поможет вывести весь этот клубок на стезю закона. Но машина произвола власти оказалась настолько отлаженной, что она смела меня со своего пути, словно ничтожную букашку. Но давайте всё по порядку.

Я убедила Наташу, что надо действовать и защищать себя и ребёнка, которому, конечно же, не место в подвале. Предложила ей немедленно поселить ребёнка у себя, но мама наотрез отказалась расстаться со своим сокровищем. Для начала мы с ней вместе составили письма: в прокуратуру, мэру города, в администрацию края, в отделы социальной защиты, депутату Госдумы Виктору Черепкову.

МОШЕННИК НЕ ОДИНОК, РАБОТАЛА МАФИЯ

Прокуратура передала дело в милицию, где под её надзором началось расследование по факту мошенничества при продаже квартиры. Позже мы узнали через отдел соцзащиты, что после рождения ребёнка на квартиру был наложен арест, который запрещал её продажу. В деле оказался документ о получении Наташей денег за квартиру, но подпись на нём была подделана.

Сразу выяснилось, что продажей квартиры занимался отнюдь не делец-одиночка, а фирма, лицензированная на работу с недвижимостью, о чём Наташа даже не подозревала. Она опознала этого человека по фотографии среди работников фирмы. Эта контора стала усиленно открещиваться от своего работника, мол, последнее время он работал сам на себя. Однако, доументы-то были оформлены через них, через организацию.

Казалось бы, дело с квартирой выеденного яйца не стоит, настолько здесь всё ясно: и мошенник налицо, и все нарушения законности видны. Не тут-то было!

САМА ВИНОВАТА?

В отделе соцзащиты Фрунзенского района сразу и очень активно стали осуждать при мне Наташу:

1. Как она могла так довериться аферисту?

2. А может быть, она получила от него деньги, да промотала их?

3. Как они смогли (вместе с ним) провернуть это дело? Там же столько бумаг надо оформлять, да ещё с нотариусом!

Что касается “довериться аферисту”, то здесь и более зрелые люди, отнюдь не обременённые только что родившимся малышом, который бы связывал их по рукам и ногам, оказывались в той же грязной луже обмана и полного краха. Большинство из них так и окончили свою жизнь, побираясь на улицах нашего города. Оглянитесь вокруг, вы что, не видите их?

“Может быть, получила...” Не получала она денег, расписка-то поддельна. Недавно вон паспортистку поймали в нашем городе, которая умудрилась устроить временную прописку преступнику к женщине на её жилплощадь. А сама женщина даже и не подозревала об этом, так как её подпись в документах оказалась поддельной. Узнала только тогда, когда милиция к ней заявилась в поисках преступника.

Но самый интересный - третий пункт, выдвинутый этими чиновными дамами. Недавно мы взялись прописывать Наташу временно, для получения ею паспорта (прежний остался у афериста). Половину дня провели в паспортном столе - всё переписывали и переписывали заново документы: то здесь не так, то там не эдак. А теперь представьте себе, сколько времени ушло у той самой паспортистки на прописку временного левого жильца. Она, конечно, мгновенно отработала ту взятку, которую получила за свою работу.

СКОЛЬКО ЧИНОВНИКОВ НАГРЕЛО РУКИ НА ЭТОЙ КВАРТИРЕ?

Что касается риэлтерских фирм, занимающихся незаконными продажами квартир, то у них точно так же отлажен процесс, который, кстати, невозможен без участия государственных чиновников. А поскольку здесь много ступеней при оформлении документов, то и чиновников задействовано достаточно. Есть свои нотариусы, свои паспортистки, свой человек и в отделе регистрации недвижимости. Не могу исключить, что и в отделе опёки кто-то кормится из их рук: ведь как-то они преодолели барьер ареста квартиры после рождения ребёнка.

На фоне этого беспредела фраза, сказанная совсем недавно Наташе в отделе народного образования, звучит весьма логично. Они заявили так: “Тебе, Наташа, надо забыть о своей квартире. Её уже не вернуть. Так что начинай свою жизнь сначала, с чистого листа”.

Сначала - это с какого места? Когда она родилась? Так у неё была в то время квартира. Весьма оригинальный оборот. Государство бросило её на самое дно и советует выкарабкиваться оттуда самостоятельно

Ирина ГРЕБНЕВА.

Окончание в следующем номере.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100