Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 36 (599) от 1 сентября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Необходимость возвращения к истокам

П. ПОДСТРЕЛИВ

Говорят, один фермер Америки «кормит» 50 своих соотечественников и еще 50 иностранцев.

Принято считать, что чем выше этот показатель, тем лучше. Так ли это? Что делают 49 американцев и 50 иностранцев в то время, когда один фермер их кормит? Они производят трактора и сельхозмашины, перерабатывают продукцию и прочее, а все вместе, как и тысячу лет назад, едят, пьют, рожают себе подобных, трудятся, развлекаются, воюют, а еще при этом загрязняют сушу, мировой океан и атмосферу.

Человек стал самым опасным существом на Земле. Много видов растений и животных им уже уничтожены, и этот процесс продолжается. В результате человечество может погибнуть от экологической катастрофы. Причем не последнюю роль в этом сыграют фермеры.

Как происходит, что люди столь мирной на первый взгляд профессии участвуют в злодеянии? Попытаюсь показать на примере собственной деятельности. Работая на тракторе, я загрязняю окружающую среду выхлопами газов, уплотняю почву, нарушаю ее структуру. Кроме того, ради моей работы где-то добывают нефть, при этом разрушается и загрязняется тайга и море, гибнет лес и рыба, образуются опасные пустоты под землей. В этом есть доля и моей вины.

Завод, выпускающий трактора, тоже загрязняет природу, и в этом есть моя доля. Применяя минеральные удобрения, пестициды и гербициды, я отравляю почву их ядовитыми остатками и загрязняю продукты питания.

Возьмем электроэнергию. Принято считать, что это сравнительно безвредный вид энергии, так как ее использование не загрязняет окружающую среду. Однако для получения электричества сжигается мазут и уголь, используется радиоактивное топливо. Гидроэлектростанции на Волге превратили великую реку в болото. Разве нет в этом моей вины, если я применяю электроинструменты, электродойку, пользуюсь электроприборами и освещением?!

Могу ли я не принимать участия в процессе уничтожения жизни на Земле и продолжать заниматься земледелием? Могу, но для этого мне надо отказаться от тракторов и работать на лошадях, не применять минеральных удобрений и ядохимикатов, перестать пользоваться электричеством или брать его от ветряков. Предметы быта и продукты питания должны быть либо собственного изготовления, либо куплены у производителей, придерживающихся экологически чистых технологий.

Как следствие, размер хозяйства не может быть большим, и мы возвращаемся к обычному крестьянскому хозяйству, каким оно было в XIX веке в России, или к нетоварной (эмбриональной) американской ферме, о которой писал Роберт Родейл в статье «С чего все начиналось», опубликованной в журнале «Новый фермер» за январь-февраль 1991 года, 10 лет назад. Кормить я при этом буду не сто человек, а гораздо меньше (может быть, только свою семью), но со спокойной совестью, соблюдая библейские заповеди «не убий» и «не укради».

Возможно ли такое в наше время? Возможно. Пример этому – американские фермеры-эймиши. Вот что писал в «Новом садоводе и фермере» об эймишах Джин Логсдон: «Эймиши являют собой самый впечатляющий пример успехов мелкого фермерства в Америке. У нас даже шутят, что когда-нибудь в Америке останутся только индустриальные фермы-гиганты да не признающие тракторов эймиши. Причем в борьбе за землю в конце концов победят эймиши. ...Они сопротивлялись преобразованиям промышленной революции, продолжали работать только на лошадях и носить традиционную простую одежду, отказывались вводить в свой обиход автомашины и работающие на электричестве приспособления и приборы, в том числе радиоприемники и телевизоры. Эймиши считают, что избыток современных удобств и развлечений может подорвать основы их обращенного к Богу образа жизни» («Взаимопомощь как способ выживания», осень 1995 года).

Не знаю, как вы, а я снимаю перед эймишами шляпу. В то время, как другие, пытаясь облегчить себе жизнь и вместе с тем заработать побольше денег, пересели на трактора, засыпали землю пестицидами, гербицидами и минеральными удобрениями, эймиши в поте лица работали и работают сейчас по старинке, на лошадях, не причиняя Никому вреда.

А что же Россия, страна с богатейшими традициями мужицкого, крестьянского образа жизни? И в России был мудрец, к словам которого нужно, необходимо прислушаться. «Другие люди думают, что жизнь им дана затем, чтобы понять, как она сделана, и чтобы сделать ее лучше, чем та, которая дана им от Бога. И они бьются о том, чтобы сделать другую, лучшую жизнь. Но они, улучшая эту жизнь, губят ее и этим сами лишают себя жизни» (Л.Н. Толстой, «Три сына»).

Лев Толстой считал крестьянский образ жизни самым достойным, а крестьян ставил превыше всех сословий, называя их истинными аристократами. Но отвергла Россия своего мудреца и не послушалась его. Раскулачивание, всеобщая коллективизация, совхозы, переселение и ликвидация «неперспективных» деревень, всеобщая механизация, химизация, электрификация сельского хозяйства – вот вехи на пути уничтожения мужицкого, органического метода землепользования.

Нет у меня сомнений в том, что и в России должен быть путь (хотя бы тропинка!) к старинному крестьянскому образу жизни. Некоторые по этому пути дойдут до цели, иные остановятся на полпути или хотя бы с уважением посмотрят на тех, кто по нему идет. Совершенно необходима крестьянская школа, где обучали бы крестьянским работам и ремеслам, так как забыл народ крестьянское дело. В школе надо бы обучать работе на лошадях, учить косьбе, жатве, кузнечному и гончарному делу, ткачеству, прядению, изготовлению сбруи, обучать народной медицине и другим утерянным навыкам. Выпускников можно снабжать наделом земли (только вокруг нашей деревни брошенной совхозом и разорившимися фермерами земли, зарастающей лесом, насчитывается около 800 га) и лошадьми, а постройки осуществлять силами тех, кто окончил школу раньше.

Второе – это соревнования, конкурсы и смотры крестьянских работ и ремесел. Очень может быть, что именно на таких соревнованиях, например, по косьбе, кто-то поймет, что значит «Бог дал день, Бог дал силы. И день и силы посвящены труду и в нем самом награда. А для кого труд? Какие будут плоды труда? Это соображения посторонние и ничтожные» (Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»).

П. Подстрелив


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100