Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (568) от 29 января 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Татьянин день

Маргарита ПАРХОМЕНКО

На улице одну зрелую женщину спросила:
- Что для вас Татьянин день?
- Все это пустое. Татьянки, Валентинки.
- А Великомученица Святая Татьяна?
Молчание...

На том месте, где был памятник политехникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, Геннадий Петрович Турмов, ректор технического университета, несколько лет тому назад ходил по косогорам, выбирал место для строительства часовни Святой Великомученицы Татьяны. Потом вместе с Владыкой Вениамином осваивал это место, чтобы тот дал добро - выше, ниже поставить, ибо задуманная им часовня должна была красиво и точно вписаться в пространство.

«Не торопитесь, лет через 10 построим», - мечтал Владыка. На следующий год весной освятили это место. Геннадий Петрович сказал: «К осени построим».

Так и случилось. По проекту архитекторов из ДВГТУ, на Пушкинской «зазвучал» прекрасный ансамбль - памятник политехникам, мемориальная композиция, часовня и звонница. Полгода - короткий срок, но ведь строили всем миром - преподаватели и сотрудники университета, студенты и жители города.

12 января (по старому стилю) 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. С тех пор праздник всех студентов стали отмечать в январе в день Святой мученицы Татьяны, имя которой означает «основательница», «созидательница». Торжество начинали с утра службой в храме, потом награждали дипломами особо ретивых студентов и завершали обедом.

Во второй половине дня студенты брали бразды правления на себя - они наводняли улицы и захватывали питейные заведения. Престижный ресторан «Эрмитаж», который был по карману только зажиточному посетителю, в этот день открывал свои двери для богемного студента.

Француз Оливье был милостив к бесшабашным гулякам, заранее готовясь к непредвиденному: дорогое и роскошное убранство заведения (ковры, хрусталь, фарфор и элитная мебель) заменялось глиняными горшками и кружками, которые ставились на деревянные столы.

Меню было не особенно презентабельным, зато вдоволь подавались пиво, водка и холодные закуски. Веселье иногда превращалось в пьяную оргию.

А.П. Чехов почтил своим вниманием Татьянин день в одном из фельетонов: «В этом году выпито все, кроме Москвы-реки, и то только потому, что она замерзла».

Студенты распевали веселый старинный гимн «Гаудеамус» («будем веселиться!») и озорную студенческую песню «Татьяна», где все излишества свои списывали на ее счет. И благодарили ее: «Да здравствует Татьяна!».

Когда я подходила к Пушкинской - издалека услышала веселую, разухабистую мелодию, которая словно разогревала едкий мороз. Прошла торжественная служба, вручили лучшим студентам из красных институтов ДВГТУ грамоты и подарки, отзвучали речи и приветствия.

- Девочки, вы Татьяны?

- Нет, но готовы переименоваться.

И озорно хохочут, шутихи в ярких костюмах.

- С праздником вас мирового студенчества! Отыщите мне хоть одну Татьяну! - вдогонку кричу им.

Всех привлекает полевая кухня с котлом разваристой гречневой каши. Солдатики щедро выдают ее в пластиковых тарелочках, сопровождая хлебом и стаканом горячего чая из алюминиевого чайника. Другие на морозе разогреваются бутылками благотворительного пива. Опорожненная посуда уже выстроилась чинно на тротуаре.

Подводят ко мне Татьяну - захорошевшие щечки на морозе.

- С праздником, Татьяна. Откуда ты?

- Из Новошахтинска, учусь в строительном университете. Буду строить водные сооружения.

- Чтобы воды у нас было вдоволь?

Смеется и присоединяется к приличному хвосту за гречневой кашей.

Веселье продолжается. Ведущий по микрофону загадывает загадки, выдает призы. Кое-кто направился в Пушкинский театр, чтобы в тепле выпить стаканчик чая.

Я порадовалась - все чинно, спокойно, что называется с чувством меры.

Часовня с этого года уже стала Храмом, к ней пристроили специальное помещение, и сейчас можно проводить торжественные службы, крестить и венчать. Все действия - по канонам православной церкви.

Здесь на день выходит много свадеб, в один из дней золотой осени Геннадий Петрович насчитал 25.

- «Представляете, не 21-23, а ровно 25! - сказал Геннадий Петрович - Это был знак. И тогда я подумал, чтобы здесь был храм. Поднакопили кирпичей, много думали, спорили. Несколько проектов отвергли, остановились на оптимальном.

А теперь она такой прекрасный вид приобрела - эта церковь. Что касается иконы святой Татьяны, она выполнена на дереве, я ее из Москвы привез. Сейчас имеется мозаичная икона, может быть, единственная. Многие ходят и любуются. В храме еще кое-какие работы остались. Жизнь продолжается».

Маргарита Пархоменко.

Фото Галины Смакота.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100