Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (487) от 11 июля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Чиновнику доверяй, но и сам проверяй

А. КОЛОС

Страна стоит на пороге так называемой коммунальной реформы, которую недавно озвучил Г. Греф и о которой говорил в своем послании Федеральному собранию В. Путин. Впрочем, она уже давно идет весьма уродливым путем - дикими финансовыми поборами с россиян.

Суть ее несложная. Все граждане оплачивают 100% затрат коммунального хозяйства. Именно затрат, а не собственного потребления. Капитальный ремонт - также за счет населения. У каждого человека открывается счет в банке, через который идут платежи в ЖЭУ и другие службы. Если размер платежей превышает 22% семейного дохода, бюджет перечисляет на счет гражданина дополнительные средства. Но только в пределах “социального норматива”. За “излишки” - полная рыночная оплата. Если гражданин не внес платежей, ему начисляют пеню, и он лишается государственных субсидий. Неплательщиков вообще предполагается выселять из квартир в общежития семейного типа.

Российская партия труда считает, что нам нужно выработать свою программу реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Начнем с того, что на вводе в каждый дом надо поставить счетчики воды, отопления, газа. Понятно, что это в 80-100 раз дешевле, чем ставить счетчик в каждую квартиру.

Поскольку достаточно скоро станет понятно, что люди должны платить в полтора-два раза меньше, то у власти может возникнуть желание пересмотреть тарифы и включить в них потери. Поэтому надо запретить увеличение нормативов потребления тепла, воды, газа и т.д.

Более того, если изначально в конструкции домов были допущены ошибки, приводящие к завышенным потерям, например, тепла в зимний период из-за высокой теплопроводности стен, жильцам должна быть дана соответствующая скидка. В самом деле, если человеку вручили неполноценный товар, почему с него требуют полную оплату?

И в этих условиях крайне важна роль жилищной инспекции. Необходим быстродействующий орган, способный оштрафовать коммунальное предприятие, а то и его руководителей, из личного кармана в случае нарушения прав жителей.

При этом, конечно, возникают серьезные проблемы. Это так называемые неплательщики и разрушение инженерных коммуникаций.

Есть два типа неплательщиков. Прежде всего те, у кого нет денег из-за низкой зарплаты, пенсии, пособия по уходу за ребенком или пособия по безработице. До тех пор, пока государство самой богатой природными ресурсами страны мира не может обеспечить своих граждан приличным заработком, за них коммунальщикам должно платить государство. И вообще, нельзя говорить о 100%-ной оплате населением услуг ЖКХ до тех пор, пока правительство не выполнит собственного обязательства установить минимальную зарплату не ниже официального прожиточного минимума.

Власть должна сделать предельно простой процедуру получения коммунальной субсидии.

Вторая группа неплательщиков - те, кто не хочет платить, кто не работает и не получает пособие по безработице. Но таких людей не так уж и много, и власти с ними справятся.

Что же до восстановления разрушенных инженерных коммуникаций, то здесь надо прибегнуть к бюджетным мерам. Можно, например, закрепить за коммунальным хозяйством какую-то долю подоходного налога и заодно повысить его для богатых. Во всем мире имущие слои делятся с остальным обществом, и только в нашей стране они от этого уклонились. Необходимо, чтобы в Бюджетный кодекс вошла норма, предусматривающая приоритет отчислений на коммунальное хозяйство перед, например, выплатой внешних долгов.

Вопрос о состоянии жилья - это вопрос о безопасности людей. Ничуть не менее важный, чем борьба с терроризмом. Если и дальше дело будет идти так, как сегодня, изношенные дома будут обрушиваться и без всякой взрывчатки, как это случилось недавно в Санкт-Петербурге.

Но и этого недостаточно. Сегодня совершенно невозможно понять, сколько средств в этой сфере реально расходуется, а сколько разворовывается. Пока в муниципальных предприятиях существует коммерческая тайна, никакие рассказы чиновников о том, что проверки никаких нарушений не выявили, не вызывают доверия. Граждане этим ревизиям просто не верят.

О какой вообще коммерческой тайне может идти речь? С кем конкурирует муниципальная котельная? Что ей скрывать?

Однако, необходимо подчеркнуть, что всякая реформа ЖКХ требует высокой самоорганизации жильцов в товарищества и иные объединения. Только после этого вполне возможен найм управляющих домами, создание отдельных счетов каждого дома и внедрение рыночных отношений.

Причем требуется самоорганизация не только жильцов отдельного дома, но и вообще горожан. Без этого все реформы обернутся только нескончаемым ростом цен и неэффективной растратой собранных с населения денег.

А. КОЛОС, председатель Приморского регионального отделения Российской партии труда.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100