Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 43 (1023) от 23 октября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Благословите оппозицию!

Дмитрий БЫКОВ, «Московские новости»

Власть должна быть благодарна «внутренним врагам», защищающим ее от народного гнева

Иногда приятно всё-таки оказаться хорошим пророком. Предсказав еще в сентябре, что Навального (при всех сделках со следствием его предполагаемых подельников) так и не захотят сажать, потому что иначе делать будет нечего – я уж никак не предполагал, что Сергея Удальцова отпустят с подпиской о невыезде. Однако отпустили.

Вероятно, потому, что борьба с оппозицией сегодня стала единственной повесткой власти, а значит эту оппозицию ей надо беречь как зеницу ока. Если всю ее, продажную, закорешившуюся с Западом, аморальную, живущую на Большую Грузинскую Подачку, в один прекрасный день пересажать – следующим шагом власти неизбежно окажется аутоиммунное поглощение себя, а к этому она еще не готова. Хотя Дума, как всегда, уже вплотную к этому подбирается.

Попытаемся вспомнить главные события года – это воленс-неволенс приходится делать всем, кто подводит его итоги в прессе или готовит новогодние шоу. Где хоть одна новая инициатива вроде бы обновившейся власти? Что она вообще предложила, вернувшись? Где хоть одно новое слово, хоть один слоган – пусть даже визгу подобный, как «И-и-и!»? Что, кстати, осталось теперь от этих четырех «И», кроме скандалов вокруг депутатского или чиновничьего твиттера?

Научил их Медведев на свою голову, а они там теперь рассказывают про собственные взятки да употребляют слово «говнокарта». Куда годится, давайте искоренять!

Все мероприятия власти за этот год укладываются в три пункта.

Первый – демедведизация по всем фронтам, а то, понимаешь, распустил. И ведь не было никакой свободы при Медведеве – был недостаток бетона, чуть меньший градус антизападной риторики, отсутствовали возражения на необоснованные надежды. Но надо всячески вытоптать и это, начав с отмены зимнего времени и закончив увольнениями за «Твиттер».

Второй пункт – умеренное (в силу бюджетной скудости) поощрение отличившихся. Но какова мера преданности – таково и поощрение. Несколько министров уже получили выговоры именно за неспособность расплатиться по выборным авансам.

Главный пункт – третий: месть за собственный зимний перепуг. Правду сказать, с этим в России традиционно обстоит получше, чем с поощрениями: бюджет не так сковывает, ресурс бесконечен.

Деньги надо где-то брать, а ресурс самомучительства – о чем в очередной раз напомнил фильм «Жизнь и судьба» – всегда легко пополняется за счет людей, готовых на любые расправы. Ведь раздача бюджетных денег не сопровождается интеллектуальным оргазмом, а доносительство, ложь, призыв к расправам и сами расправы – это культивирование чистого садизма.

Что, у нас в тридцатые годы прошлого века только за деньги сажали и истребляли? Откуда бралось такое количество добровольных мучителей? Да приятно же. Искусство двадцатого века, от «Ночного портье» Кавани до «Карателей» Адамовича, много внимания уделяло этому восторгу падения, который, кстати, так и сияет на лице Аркадия Мамонтова или Натальи Метлиной во время исполнения госзаказа.

Жаль, что мы не видим лиц подлинных создателей «Анатомии протеста». Но мы их хорошо представляем.

Ни сформулировать задачу, ни – главное – выдумать ее власть сегодня не в состоянии. Клеймить и разоблачать – сколько угодно, и все по одному, несколько приевшемуся уже сценарию: англосаксы дают деньги грузинам, грузины дают деньги нашим, происходит дестабилизация.

Но о программе развития или на худой конец о системе позитивных ценностей забыли напрочь – с этим у ГБ, как бы она ни называлась, всегда проблемы. ГБ живет за счет внутренних врагов, они этой структуре жизненно необходимы, и страшно подумать, чем занималась бы власть, не появись в стране массовая несистемная оппозиция.

Кого бы терзали – Миронова, и так уже почти не существующего? Зюганова, вечного ответчика на телеканалах за Советский Союз? Собственно, они ведь и за «Жизнь и судьбу» взялись по единственной причине: ясно, что экранизировать любую другую вещь о Сталинграде было бы значительно проще.

«Жизнь и судьба» с ее километрами размышлений и тоннами подробностей меньше всего пригодна для переноса на экран. Просто взят роман, который считают антисоветским: ведь для них все советское теперь – нож вострый. Вон уж и Солженицына пропагандируют вовсю, хотя как раз «Апрель семнадцатого» сегодня, пожалуй, самое крамольное чтение.

Я и так слишком долго хожу в адвокатах Советского Союза, но нельзя же не видеть, как искореняется самая память о нём. Адептам самодержавия-православия-народности советское страшней даже Запада с его ценностями. Потому что Запад – он где-то, а советское было здесь. И чтобы стереть последние его следы, надо учредить в МИФИ кафедру богословия – в лучший советский физический вуз наступить пяткой. А иногда кажется, что уже и копытом.

Перефразируя Гершензона – благословить им надо эту оппозицию, телами своими ограждающую их от ярости народной. Самые тупые (или, наоборот, самые хитрые) еще делают вид, будто верят байкам о кровавой закулисе, валящей дивную власть стабильно жиреющей России.

Кабы не оппозиция – о чем бы они вещали в своих разоблачительных эфирах, кого вызывали бы на допрос – неужели друг друга? Ведь им бы, чего доброго, пришлось расследовать реальные преступления – от коррупции до порочных пристрастий.

Пришлось бы бороться с реальными бедами безработной и разлагающейся страны, а не с курением! Опричнина не могла бы существовать без земщины, которую она вечно обвиняла во всех смертных грехах и периодически потрошила. Разделение общества на две части и натравливание одной на другую – с Ивана Грозного любимый метод власти, не знающей, как ей быть со страной, и озабоченной только самовоспроизводством.

Благословлять им надо эту земщину, ибо без нее все новые Малюты (с поправкой, разумеется, на масштаб) остались бы без работы и содержания. И это самый оптимистический вывод, потому что он наглядно доказывает: оппозицию в России уничтожить нельзя.

Не потому, конечно, нельзя, что мир вознегодует (мир давно реагирует на Россию исключительно в режиме шоу: дать концерт в поддержку Pussy Riot – всегда пожалуйста, а так-то давно со всем смирились, да и возражать выйдет себе дороже).

И не потому, что возмутится кто-нибудь из диванной интеллигенции (они возмущаются только оппозицией, потому что перед ней им еще рудиментарно стыдно, а перед властью, естественно, нет). А потому, что иначе будет буквально нечего и некого есть. Так путник в пустыне растягивает последнюю фляжку воды.

Оппозиции у нас мало. Надо, чтобы этого состава хватило на шесть или сколько там еще лет. Жрать по одному. Не сажать – ибо кто же будет во всем виноват? Мучить, но не до смерти. Перекрывать кислород, но не окончательно. Следить, лишать заработка, прослушивать разговоры, обыскивать родителей.

Но не уничтожать – потому что оппозиция, если вдуматься, не только их единственная тема, но и последний источник их легитимности. Если не пугать ежедневно Удальцовым (революция) и Немцовым (девяностые) – как ответить на естественный вопрос «А сами вы кто такие?».

По-моему, это очень оптимистичный вывод во всей этой серии оптимистических колонок. Правда, он и на оппозицию налагает определенную ответственность: надо существовать в предложенных рамках, не представляя реальной опасности. Но, кажется, готовых согласиться на эти условия у нас вполне достаточно.

Дмитрий БЫКОВ, «Московские новости», фото: Ильи ВАРЛАМОВА, rusrep.ru


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100