Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (976) от 29 ноября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Охрана у урны

Юлия САВИНА «Новые известия».

Ни зарубежные, ни отечественные наблюдатели не смогут решающим образом повлиять на ход выборов

По данным социологов, большая часть населения России к предстоящим парламентским выборам относится со скепсисом. Люди не очень-то верят, что их личный голос может что-то изменить. По идее, за честностью и прозрачностью процесса и подсчета его итогов должны следить наблюдатели. Однако представителей международных организаций будет немного – на всю страну 350 человек. А наблюдатели от партий, хотя и намерены отслеживать на участках каждый шаг, на результаты, по оценке экспертов повлиять всё равно не смогут.

Как рассказал «НИ» замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин, в России по-прежнему высок уровень недоверия к выборам, хотя можно отметить некий положительный тренд снижения подозрительности. «Увеличилось количество людей, которые говорят, что выборы будут иметь положительное влияние на жизнь страны.

Но уровень скептицизма остается очень и очень велик,– отметил ученый.– Что касается наблюдателей, в том числе международных, то уже сейчас можно предположить, что большинство населения относится к их присутствию скорее позитивно, чем негативно».

В свете неизбежных нарушений в ходе избирательной кампании очень многие ждут от наблюдателей чуть ли не чуда. Они должны и проследить за подготовкой выборов, и предотвратить фальсификации, и обеспечить подведение объективных итогов.

Однако на самом деле их функции и возможности ограниченны. Достаточно вспомнить реакцию председателя Центризбиркома Владимира Чурова на высказывания зарубежных наблюдателей о недопустимости полного сходства социальной рекламы и агитационных материалов одной из партий. Даже не встретившись с представителями миссии ПАСЕ, он обратился в Генпрокуратуру и МИД с жалобой на нарушения иностранцами российского законодательства.

Что касается количества «надзирателей», то в Центризбиркоме «НИ» сообщили, что «точных данных о количестве зарубежных наблюдателей пока нет». Тем не менее, по словам главы миссии по наблюдению за выборами от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Хайди Тальявини, следить за выборами приедут 350 человек.

Представителей БДИПЧ будет 200: 40 долгосрочных наблюдателей уже мониторят ситуацию в разных регионах России, 160 приедут 30 ноября. Еще 150 человек будут наблюдать за проведением выборов от парламентских ассамблей Совета Европы и ОБСЕ.

Иностранцы заявляют, что они будут контролировать ситуацию «от Владивостока и Хабаровска до Калининграда и Краснодара». Следить за выборами будут и наши соседи из СНГ, а также около полумиллиона российских наблюдателей.

По законодательству наблюдателями могут быть только представители партий или сотрудники СМИ.

Лидер «Яблока» Сергей Митрохин рассказал «НИ», что набор наблюдателей сейчас идет без перерыва, поэтому трудно сказать, сколько всего человек будут следить за выборами от партий. Искать нарушения будут сообща, на основе межпартийных объединений. «В Москве такое соглашение подписано, в других регионах тоже идет работа,– сообщил политик.– Мы будем кооперироваться со всеми, кроме «Единой России».

Г-н Митрохин отметил, что приоритетных регионов для партий нет, наблюдателей будут выставлять везде, где возможно.

По его словам, надеяться на международных наблюдателей нельзя: «Кроме моральной поддержки, они ничего не могут сделать. По опыту прошлых выборов, международные наблюдатели не оказывают никакого влияния. 350 человек – это ничто. Осуществлять контроль можно только своими силами».

Представитель белгородской организации «Гражданское собрание» Наталья Петриченко сообщила «НИ», что все без исключения партии, участвующие в выборах, подписали региональное соглашение. Они представят своих наблюдателей, которые будут следить за честностью и открытостью выборов.

Кроме того, «Гражданское собрание» набирает людей для мониторинга избирательного процесса. «Мы можем оплатить работу людей в качестве наблюдателей, и люди с удовольствием идут, даже сами звонят, потому что мы дали объявление в газете, – рассказала г-жа Петриченко.

– Мы идем как представители СМИ, потому что для общественных организаций еще нет таких возможностей, к сожалению. То есть мы не имеем права вмешиваться в работу комиссий, даже если что-то заметим. Но можем сообщить о нарушениях нашему руководителю, и он уже свяжется с облизбиркомом».

Однако некоторые эксперты полагают, что надеяться только на свои силы абсолютно неправильно. «Важно, чтобы в конкретных регионах находились международные наблюдатели, потому что в этом случае можно, по крайней мере, связываться с ними и приглашать их на те участки, где ситуация складывается наиболее острой, – заявила исполнительный директор ассоциации защиты прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова.

– Для нас международная помощь сегодня – основной источник хотя бы какой-то реакции на то, что происходит. Потому что больше в России не существует никаких структур, куда бы наблюдатель мог обратиться и надеяться на реакцию. У нас ведь ни суды, ни прокуратура, ни тем более избирательные комиссии никак не реагируют на то, что происходят нарушения в период голосования и подсчета голосов».

Однако, признает правозащитница, международных наблюдателей слишком мало. Они присутствуют, как правило, в очень крупных областных центрах. Если говорить, например, об ОБСЕ, то они закрывают не более 20 регионов. «Естественно, наблюдателей не будет в селах и отдаленных районах, где тоже много нарушений.

Все 96 тыс. избирательных участков в России закрыть наблюдателями просто невозможно. Но даже в этой небольшой выборке иностранцы получают почти объективную картину, потому что нарушения сейчас идут повсеместно», – считает Лилия Шибанова.

У руководителя направления подготовки наблюдателей ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Михаила Полянского на этот счет иной взгляд.

«Реальной помощи от международных наблюдателей немного. О том, что они видят, они не могут заявить от себя лично, пока не сделают общее заключение по результатам выборов. А проект заключения, к сожалению, иногда готов уже заранее. Еще не присылали ни краткосрочников, ни долгосрочников, а они уже какие-то негативные аспекты отмечают в проекте этого заключения, – поделился с «НИ» г-н Полянский.

– Мне приходилось выступать по этому вопросу в БДИПЧ ОБСЕ в Вене, мы спрашивали, почему такая несправедливость именно к странам Восточной Европы, в том числе постсоветского пространства? И нам объяснили, что существует граница – Вена. А все, что восточнее Вены, там демократию еще надо контролировать».

Действительно, функции и методы работы на выборах у заграничных и российских наблюдателей сильно отличаются. Первые оценивают картину в целом – смотрят, соблюдены ли международные нормы и стандарты, нет ли вопиющих нарушений. А наши, наоборот, в борьбе за каждый конкретный голос обращают внимание на самые разные мелочи.

Отличие их еще и в том, что российские наблюдатели официально работают только в момент выборов (начиная с досрочного голосования). То есть представители партий могут контролировать ситуацию с момента открытия избирательных участков до установления итогового результата выборов. Но и здесь не все так просто.

«Сейчас партии представляют своих членов избирательных комиссий как с правом решающего голоса, так с правом совещательного. Они выполняют роль наблюдателей, но им предоставлены неравные возможности. В первую очередь по нормам представительства.

Если в участковой избирательной комиссии, например, семь человек, 50% должны составлять партии, то есть это больше чем три человека. А у нас партий, только тех, что входят в Думу, – четыре. А плюс еще 50% – представители администрации, и эта цифра делится пополам. Там половина общественников, половина – из административных органов.

То есть явно в эту комиссию не войдут все желаемые партиями представители. И встает вопрос, почему эти есть, а тех нет?» – рассказал Михаил Полянский.

За ситуацией на выборах следит и множество общественных организаций, они как раз проводят мониторинг ситуации до самого дня голосования, взаимодействуя с заграничными коллегами.

По мнению Лилии Шибановой, оценка международных наблюдателей в большей степени влияет на общественное мнение западных стран. Она имеет значение и для общественно и политически активной части российского общества. А вот дальше – тишина.

«Что касается влияния на дальнейшие решения нашего руководства, то здесь есть сомнения, что на их решения может повлиять оценка ОБСЕ», – признает Лилия Шибанова.

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева согласна: изменить картину выборов никакие наблюдатели не могут. Но оценить честность процесса и подсчета голосов, несомненно, должны.

«Конечно, три сотни иностранных наблюдателей – это мало на нашу страну, и очень жаль, что такое число, которое они сами хотят, у нас не допускается. У нас и общество в лице общественных организаций, по нашему закону, не допускается к наблюдению за выборами. И соответственно это уже ненастоящий общественный контроль», – заявила правозащитница.

По ее мнению, к контролю за выборами должны допускаться все желающие отечественные наблюдатели. Поскольку они лучше понимают российские политические реалии, чем их иностранные коллеги. «Это ни в коем случае не отменяет возможностей зарубежных наблюдателей. Внимание они привлечь могут, но выборы, конечно, будут идти так, как они идут», – полагает г-жа Алексеева.

Юлия САВИНА «Новые известия».


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100