Почему во Владивостоке очистные сооружения работают не на полную мощность

Многострадальное море

О необходимости строительства во Владивостоке очистных сооружений впервые заговорили в последней четверти прошлого века. Если в 60-е в Спортивной Гавани народ смело отдыхал и купался, то в 70-е заходили в воду уже с оглядкой. Тогда-то руководители местного отделения компартии начали было святое дело строительства очистных, но до конца не довели.

фото

1-я ступень, механическая очистка воды, где путем сепарации мусор оседает и выводится.

В 80-е стало очевидно: Амурский залив сильно разбавлен, и виной тому не только речки под номерами 1 и 2. В 90-е горожане стали привыкать к соседству с холерными вибрионами. Море, сто лет старательно перерабатывавшее человеческие отходы, плохо справлялось с задачей. Наиболее прогрессивные умы опять заговорили об очистке стоков.

Казалось, цивилизация вот-вот придет в край, но лихие 90-е и затем дефолт вынудили отложить решение – почти на двадцать лет. Кто знает, на сколько километров мы бы еще протягивали в глубь океана поганую трубу, если бы не мировой кризис 2008 г. и не интерес правительства к странам-соседям. Саммит АТЭС помог обрести здравый смысл и санитарную грамотность. Деньги на строительство очистных объектов государством были выделены, к 2011 году их построили, однако проблемы остались.

О них и о том, что меняется в сетях «Водоканала», – разговор с Анатолием Самородовым, заместителем главного инженера по водоотведению и очистке КГУП «Приморский водоканал».

– Анатолий Алексеевич, расскажите об очистных сооружениях города, все ли они построены и запущены, а если нет, то по какой причине?

– Государством были выделены деньги только под проекты и строительство трех площадок – 9,8 млрд рублей. Южные очистные сооружения, обслуживающие Первомайский район, стоили государству 2,9 млрд. Центральные, рассчитанные на охват Эгершельда, Первореченского и части Советского районов, потянули на 3,3 млрд. Северные, что в пос. Трудовом, очищающие стоки с Де-Фриза, пос. Трудовое и части Советского района до фабрики «Заря», обошлись в 1,6 млрд рублей. Эти объекты в принципе построены. 11 сентября 2011 г. были запущены Центральные очистные, в декабре 2012 г. заработали Северные.

– На все сто процентов?

фото «Краник», из которого в кузов грузовика падает очищенный и высушенный мусор.

– Постараюсь объяснить. Суммарная производительность всех сооружений – 370 тыс. кубометров в сутки, в то время как мы подаем сейчас 250 тысяч, в соответствии с потребностями города. Таким образом, мы имеем запас мощностей, рассчитанный на развитие Владивостока, у нас есть резерв. На данном этапе Центральные принимают 50% того объема, который могли бы дать. На выходе еще три насосные станции, с их введением объем стока достигнет 70 %, в большем пока не будет необходимости.

– С Северными и Центральными очистными картина ясна. А что же с Южными? Уссурийский залив терпит бедствие. В Первомайке проживают почти 153 тыс. человек, плюс крупные предприятия в виде ТЭЦ и нескольких судоремонтных заводов…

– У нас не решен вопрос переброски части золоторожского коллектора с Ленинского района на Центральные очистные. Сначала нужно построить насосные станции, а затем пройти участок по Алеутской и Фонтанной. Между тем, это важные транспортные артерии города. Мешали массовые городские праздники: День города, кинофестиваль и прочее – 2013-й был богат на события. Сейчас с мерзлой землей никто не будет работать. Исходя из условий, мы запланировали проводку коллектора на весну 2014 г.

Телега впереди лошади

– Почему нельзя было провести трубы в прошлом году, когда праздников было значительно меньше?

– Государство не выделяло денег на строительство насосных станций и проводку сетей, а без них сооружения – всего лишь красивый памятник. «Приморский водоканал» на оставшиеся от строительства очистных установок деньги, и кое-где экономя, приступил-таки к строительству сетей, которые, к слову сказать, проектировались уже после строительства самих очистных. Если бы все это строилось одновременно и было заранее просчитано, пройдена экспертиза, не пришлось бы сейчас нести дополнительные траты.

Сейчас нам нужно построить около ста километров сетей по городу – это расстояние между Владивостоком и Уссурийском. Коллекторы берем большого сечения – 600, 800, 1200 мм. Кроме того, канализация закладывается обязательно двумя трубами, один коллектор запасной, на тот случай, если выйдет из строя первый.

Плюс мы должны построить 36 насосных станций. В настоящий момент в Центральном районе работы по строительству насосных станций выполнены на 62%, на Северных – 100%, отстает южный участок. Там мы пока приступили к установке одной насосной станции и подводному монтажу выводящей трубы.

– Какова длина выводящих труб?

– 1300 м, причем воды выпускаются рассредоточено. Это необходимо для того, чтобы не создавать зону опреснения и не нарушать экологический баланс.

– А на Борисенко что проложили под трамвайными путями?

– Это труба насосного коллектора нашей станции, она будет принимать 130 тыс. кубов в сутки и перекачивать. Не дай бог, при запуске что-нибудь нештатное случится… Да еще тут сквер построили вдоль путей. Как раз на его месте и должна была стоять насосная станция.

– Из какого материала изготавливаются коллекторы, насколько они надежны?

– Канализационных труб из металла в городе очень мало. Срок службы их короток – всего до 15 лет. Песок, содержащийся в сточной воде, как абразив протирает желоб в металле, словно разрезает его. Из-за этих неудобств было принято решение перейти на композитные материалы – стеклопластик и полиэтилен.

– На Борисенко под путями пластик?

фото Вода, очищенная бактериями после третьей ступени очистки и обработки ультрафиолетом.

– Нет, там как раз металл, потому что трубы испытывают постоянную динамическую нагрузку – вибрации плюс вес самого трамвая, здесь нужно что-нибудь покрепче.

– Так ведь песок металл порежет…

– Нами были закуплены в Южной Корее специальные трубы с внутренней изоляцией с максимальной толщиной стенки 14 мм. К сожалению, в нашей стране такие трубы не изготавливаются.

Надо чуть-чуть подождать…

– Когда же, наконец, владивостокцы дождутся работы очистных в полном объеме?

– Чтобы все завершить, мы взяли кредит 2,1 млрд рублей при поддержке федералов, иначе бы нам такую сумму никто не дал. Ну и весь недострой передали на баланс «Приморского водоканала».

Возможно, придется повышать тарифы. На сегодняшний день во Владивостоке он составляет всего около 8 рублей за кубометр. В то же время в Уссурийске и Находке он равен 25 рублям. Чтобы достроить и ввести в эксплуатацию все очистные сооружения и канализационные коллекторы, требуется повысить тариф до 23 рублей. Однако пока ведутся разговоры о повышении тарифа только на 80 копеек.

Если мы все же справимся с финансовой нагрузкой, к 2015 году все 100% сточных вод будут уходить в море очищенными. Но на сегодняшний день очищается только 70 тысяч кубометров стоков из 250 тыс поданных.

– Футуристический вопрос: если к 2015 году все будет достроено, введено в эксплуатацию, как скоро море очистится от полуторавековых «социальных накоплений»?

– Трудно делать прогнозы. Скажу только, что процесс самоочищения будет зависеть от морских течений. Уссурийский залив и Золотой Рог подвижные в этом плане, ну а мелководной части Амурского залива времени понадобится больше.

Интервью брала Ольга Мишина.

Фото автора.


От редакции. Разговор с замом главного инженера внушает оптимизм. Похоже, наступил счастливый момент, когда и средства, и рабочие ресурсы находятся в одних руках, причем, по выражению самого Анатолия Самородова, в руках фанатиков своего дела. Хочется верить, что форс-мажоры в виде падения рубля не нарушат заданного ритма, и тогда фраза из известной комедии о необходимости «чуть-чуть подождать» не вызовет ни у кого улыбки.