Избитая мысль о том, что образование – основа благополучного государства. Чем больше в стране хорошо образованных, талантливых людей, тем лучше живет эта страна, развивается общество, создаются различные технологии. Это в идеале, и большинство хорошо развитых государств, в общем и целом, этого идеала придерживаются.
А что в России? Давайте отбросим официальную правительственную демагогию о том, что «мы живем хорошо, а будем жить еще лучше». Дума. ни для кого не секрет, что работа в сфере образования не считается престижной ни в финансовом, ни в других планах, роль учителя, преподавателя в обществе девальвировалась, и теперь этих людей не только не уважают, но даже оскорбляют, причем, начиная с правительственного уровня. Был случай, когда в каком-то регионе на встрече с учителями чиновник ляпнул что-то, типа зачем вам большие зарплаты, выйдите удачно замуж и пусть мужья вас содержат. А чего стоит высказывание еще одного правительственного мыслителя, предложившего учителям идти в бизнес?
Я пришла работать в высшую школу, будучи магистрантом. Всегда мечтала связать свою жизнь с педагогической деятельностью, причем, именно в вузе. В то время это казалось мне неплохим карьерным стартом.
Проработала в сфере высшего образования 12 лет. Это и много, и мало, но за более чем десяток лет можно составить вполне сформировавшееся представление о плачевном состоянии российской образовательной системы. Считаю, что на страницах правдивой газеты этот вопрос должен быть поднят и детально рассмотрен, так как проблемы, лежащие в политическом поле, как зараза, распространились на все сферы нашей жизни. А сфера образования и науки – одна из основ государства.
Ситуация в школе
Есть избитая фраза «школьные годы чудесны». На мой взгляд, она весьма спорна. Многие ныне успешные люди школу не хвалили. Прежде всего, школьные классы, это, как правило, свора, состоящая из группировок. И если ты в эту систему не вписываешься – плохи твои дела. Учителя стараются не обращать внимание, если в классе есть изгои. Чем все это заканчивается – мы знаем из СМИ: драки со съемками на телефон, доведение жертв до серьезных психических травм, появление в школьных коллективах неуправляемых хулиганов (вспомните случай в Большом Камне).
Еще одна беда – неадекватные программы с заданиями, которые не то что дети, не все взрослые в состоянии выполнить. Мне однажды принесли задание шестиклассника по истории, в котором требовалось прочитать параграф в учебнике, потом прочитать текст в рабочей тетради, сравнить их и найти несоответствия. Не знаю, о чем думают учителя и авторы учебников, но, когда я начала выполнять это задание, то поняла, что оно под силу только человеку с высшим образованием, владеющему навыками поискового и аналитического чтения. Ученику шестого класса, полагаю, это не под силу.
ОГЭ и ЕГЭ – это отдельная статья. Начнем с того, что учителя заявляют, что не обязаны готовить детей к этим экзаменам. Но не беда – на этой проблеме растут и богатеют различные центры и частные репетиторы. Конечно, не у всех есть деньги, но родители готовы отдать последнее, лишь бы ребенок сдал. Учителя, в свою очередь, не скупятся на угрозы и оскорбления в адрес учеников относительно того, что экзамен они не сдадут. В результате дети до того запуганы, что у некоторых просто не выдерживают нервы. Бывают случаи, когда ребенка увозят с экзамена на «скорой», иногда без сознания... Как ни ругай Советский Союз, но в те времена ничего подобного не было. На экзаменах не спрашивали того, чего дети не проходили. И оценки все, в основном, получали такие, на какие были способны в течение своего обучения.
По моему мнению, отношения учеников и учителей в современной школе насквозь пропитаны ненавистью, учителя говорят, что не выносят детей, обзывают их дебилами, ученики платят им той же монетой. Современные дети бывают хамовитые и наглые. Причину этого я лично усматриваю в недостатке воспитания со стороны родителей и общей атмосферой вседозволенности в государстве. Родительский пример, в случае, если он отрицательный, также очень сильно влияет на неокрепшую психику. Ведь родителей ребенок подсознательно воспринимает как пример для подражания, и если мама, как базарная хабалка, разговаривает со всеми и всюду, а у папы блатные выходки, то и ребенок будет вести себя также, прежде всего, в школе. Учителя нередко сами провоцируют конфликты. В каждом случае нужно разбираться отдельно. По моему мнению, современная российская школа не столько учит детей и готовит к жизни, сколько озлобляет их и калечит морально.
Ситуация в высшей школе
Если ты поступил в университет и надеешься, что школьный ад остался позади, не спеши радоваться. Проблемы высшей школы ничуть не менее, а порой даже более серьезны.
На мой взгляд, в настоящее время в вузах все поставлено в плоскость зарабатывания денег. Высшее образование дорожает с каждым годом, но качество его не становится выше. Хамство, с которым многие сталкиваются в школе, в университете продолжается. Похоже, к студентам относятся не как к будущим коллегам, а как к источнику наживы либо просто как к физической единице. По моему мнению, унижение человеческого достоинства, травля несогласных, упреки в политических разногласиях, вымогание взяток, чтобы закрыть сессию – это неполный перечень проблем, с которыми могут столкнуться студенты. При этом яркие рекламы и профориентационная агитация работают так, что недостатка в абитуриентах не ощущается.
Вузовский преподаватель, как и школьный учитель, завален горами ненужной отчетности и прочей бумажной волокиты. Очевидно, нет времени думать о том, как лучше и интереснее преподносить свою дисциплину, да и незачем. По-моему, зависть к талантливым преподавателям, пользующимся авторитетом у студентов, тоже нередкое качество в среде вуза. Если популярность преподавателя выше популярности декана или заведующего кафедрой, такого неугодного могут легко выжить, как я думаю. Считаю, любое позитивное начинание, продвижение (если речь не идет о «нужных людях») пресекается на корню, а всякие гранты и конкурсы – это отвлекающий маневр, призванные создать видимость властной заинтересованности да вытянуть под этим соусом из талантливых людей идеи, которые потом можно переиначить под свои нужды, никак не приняв во внимание изначального автора.
Думаю, человек, наделенный аналитическим мышлением, не может не заметить, что вся эта система направлена на подавление личности. На мой взгляд, одна из причин в том, что образованием в России сейчас управляют не ученые, а ЧИНОВНИКИ, некоторые из них притворяются светилами науки, но это лишь маска, за которой скрываются безграмотность и примитивность суждений.
Во времена царского режима (до 1917 года) университеты в России были местом свободомыслия. Здесь открыто говорили о политике, критиковали царя, создавали политические кружки, а просто так арестовать в стенах вуза студента или уволить за политические взгляды преподавателя было довольно сложно.
С приходом к власти коммунистов ситуация изменилась. Образование стали рассматривать, как площадку для формирования у молодежи социалистических и коммунистических идеалов. В стенах высших учебных заведений стали звучать громкие демагогические лозунги, а контроль за «правильностью» образовательной системы возложили на представителей партии. Но, хотя коммунисты и запустили свои лапы в систему образования, последнее слово все чаще было за профессорами. Именно представители настоящей интеллектуальной элиты были хозяевами в университетах.
И вот настало время чиновников. Они покорили все образовательное пространство. По-моему, вместо знаний теперь формируют компетенции, преподавателей превратили в говорящие головы, которые борются за рейтинги и надбавки к зарплате, а студенты – это единицы для выполнения работы вуза, никому нет дела ни до их личности, ни до их будущего. Конечно, встречаются счастливчики, которых ведут к блестящей карьере, но их очень-очень мало. Основная масса, полагаю, никому не нужна. Создается впечатление, что из молодежи готовят всего-навсего полуграмотных потребителей и покорный обслуживающий персонал для властных слоев. Человек тратит 4-5 лет на получение диплома о высшем образовании, а в результате очень часто работает на уровне ПТУшника.
Перспективы трудоустройства и карьера
Большинство людей, получающих высшее образование, мечтают построить хорошую карьеру и поэтому идут в ВУЗы, потому что диплом о высшем образовании, теоретически, более конкурентоспособен на рынке труда, чем, скажем, диплом профессионального колледжа. Но как обстоит дело с трудоустройством выпускников? Напоказ все ярко, красиво и благополучно. В реальности, считаю, с точностью до наоборот. Многие студенты начинают работать со второго, а то и с первого курса, потому что большинство работодателей не рассматривает кандидатов без опыта работы. Что же касается самих вакансий, то достойную работу, сочетающую хорошую зарплату и возможности продвижения по карьерной лестнице, найти практически невозможно, как я считаю. Работодатели часто приукрашивают информацию о вакансии либо прописывают обязанности работника очень расплывчато, поэтому здесь соискателю легко попасть на удочку обмана, который эти ребята давно научились юридически грамотно обосновывать так, что без помощи хорошего юриста ты останешься в дураках, что систематически и происходит. Хорошие должности достаются «по блату» своим. И даже если в интернете на сайте hh.ru вы найдете вакансию руководителя, считаю, нужно быть готовым к тому, что примерно в пятидесяти процентах случаев вам предлагается должность со скрытыми дефектами: неоплачиваемые переработки, сложная социально-психологическая атмосфера в коллективе, нарушение трудового законодательства... Думаю, азбучная истина, что за хорошее место и должность люди держатся зубами и покидают ее только в крайнем случае.
В продолжение темы рабочих мест. Не так давно мне в интернете попалась страничка Телеграм-канала филологов ДВФУ. Помимо всяких новостей и поздравлений с днем рожденья там публиковались объявления об открытых вакансиях учителей русского языка и литературы. Я просматривала этот канал довольно долго, но предложений другой работы не нашла, хотя филологи могут быть заняты и в СМИ, и в сфере культуры, и в ряде других областей. Но никаких других вакансий в этом Телеграм-канале обнаружить не удалось. Причем, преподносились эти объявления с такими звездочками, бантиками и сердечками, будто выпускнику предлагалась должность министра. Я ни в коем случае не хочу плохо говорить об учителях. Один талантливый педагог важнее и дороже для общества, чем два-три пустозвона-чиновника или никчемные менеджеры. Но работа в современной школе напоминает систему крепостного права, с единственным различием, что учитель все же волен свою должность покинуть. Но куда идти? Менять рабочее место легко, если в стране развивается малый и средний бизнес, работают предприятия, а на рынке труда предлагается спектр должностей гораздо больший, чем работа охранником, продавцом или официантом. А если в России педагог все же решил порвать со своей образовательной организацией, то он может рассчитывать разве что на частного репетитора либо на преподавателя в образовательном центре по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Многие так и делают и их такой профессиональный обмен устраивает. Денежки идут, рабочий стул есть. А что делать тем, кому нужно что-то большее, чем просто ежемесячная зарплата? Родиться заново, но уже в другой стране? Либо ждать и надеяться на чудо, что в России скоро все пойдет по другому курсу, и грамотные люди будут востребованы в самых разных, серьезных областях государства, а не только на должностях подсобных рабочих?
Резюмируя вышесказанное, мы видим, что ситуация на рынке труда достаточно печальная, и тот факт, что многие в школе и даже в университете учатся через пень колоду, означает, что молодежь осознанно либо не осознанно чувствует, что их трудолюбие и целеустремленность мало на что в дальнейшем влияют, и диплом о высшем образовании – это, скорее, формальность, чем гарантия успеха в дальнейшем.
Видимо, твой успех зависит не от твоих личных качеств и трудолюбия, а от твоей способности притягивать деньги, то есть, твой успех и карьера – всего лишь воля случая. Может быть, поэтому в русских сказках часто счастье и богатство приносит какое-нибудь волшебное существо, а не трудолюбие?
Возможно, кто-то не согласится с этими положениями, но если присмотреться внимательнее, то, полагаю, все станет ясно.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/