Интервью Игоря Липсица (И.Л.) Вадиму Герасимовичу (В.Г.)
Окончание. Начало в предыдущем номере 38 «АрсВест».
КАК ДОЛГО ПРОДЕРЖИТСЯ РОССИЯ?
В.Г.: – Кирилл Буданов, начальник разведки вооруженных сил Украины, сказал, что экономика России продержится только до 2025 года, а поток оружия иссякнет в 2026-м. На чем базируется такой вывод Буданова?
И.Л.: – Я – не военный эксперт, но хорошо понимаю, что сейчас военные предприятия России работают с огромной нагрузкой, там практически уже трехсменный режим работы, чтобы больше производить оружия. Но для этого нужно строить новые предприятия. И тут уже я, как экономист, спрашиваю: а как вы построите новые предприятия?
Во-первых, откуда вы возьмете на это деньги? Кроме текущих военных заказов, чтобы поддерживать боевые ситуации на фронте, вам нужны ещё огромные инвестиционные ресурсы. Где вы их возьмете?
Второе: мало построить предприятие, надо его ещё оснастить оборудованием. Нужна масса высококлассных станков, способных делать хорошее военное изделие. Их нету! И из-за санкций их получить нельзя.
Третье: чтобы построить новое предприятие, нужно иметь свободные рабочие руки, которые придут работать на эти предприятия. Между тем, выступают правительственные чиновники, которые эту цифру озвучили, они говорят, что в ВПК России – дефицит рабочих рук. Вы только услышьте эту цифру: 400 тысяч человек. На имеющихся предприятиях! Где я возьму людей для новых предприятий?
Кроме того, чтобы создавать современное военное оборудование в большом количестве, нужна электроника. А с электроникой в России – швах. Её, как вы знаете, везут практически левыми путями, так называемый, параллельный импорт. И с этим тоже последнее время беда. Турция закрывает дорогу очень сильно. Казахстан закрывает дорогу, Китай начинает блокировать всё, что касается дронов.
В.Г.: – Но пока ещё есть Северная Корея, президент которой только что приезжал к Путину.
И.Л.: – Северная Корея — это марионетка на руке Китая. Но Китай ей не дает лишний раз оружие, зачем ему лишний сумасшедший под рукой? Поэтому не очень велики возможности Северной Кореи. И никто не знает, какого качества придут снаряды из Северной Кореи. Не будут ли они взрываться прямо в пушке? А сколько времени нужно, чтобы доставить снаряды из Северной Кореи на юг России, в зоны СВО? Вы же знаете, что в современном мире победа куется в сфере логистики.
«МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОЛИГАРХА»
В.Г.: – Уже более 10 лет российская экономика находится под санкциями со стороны Европейского Союза и со стороны Америки. Не сложилось ли у вас впечатления, что это санкционное давление себя исчерпало? Или нет?
И.Л.: – Дадим себе отчет, что с 2014 г. по 2022 г. санкции были обозначены, но они были почти декоративными. Все прекрасно торговали, никаких проблем у России не возникало, поэтому реальные санкции по-настоящему начинаются с марта прошлого года. Сказать, что все санкции тщательно продуманы и очень эффективны, тоже нельзя. Когда была введена идея потолка цен на нефть, я сразу написал в телеграм-канале, что очень сильно сомневаюсь в этой идее. Но я – не теоретик, я – экономист-практик.
Санкции не убивают экономику страны, могут лишь крайне ослабить её. Не изменяют режим страны, но крайне ослабят страну. Это будет происходить с Россией.
КТО СТАЛ МИЛЛИАРДЕРОМ?
В.Г.: – За полтора года как изменилась российская экономика, находясь под санкциями? Как много миллиардеров стали миллионерами за это время?
И.Л.: – А вот совсем наоборот! В России выросло число миллиардеров при сокращении числа миллионеров.
Выросло число миллиардеров, потому что эти крупнейшие бизнесмены очень хорошо связаны с государством, получающие от него деньги и участвующие в его военных расходах. Поэтому они-то обогатились. А миллионеры — это малый и средний бизнес, сами создали свой бизнес. Они не получают такого подкорма от государства, и многие из них обеднели. Часть из них, вообще, сбежала из страны. Уехали потому, что поняли: делать бизнес в России сейчас невозможно.
Богатеют лишь те, которые кормятся от государства. Они все сейчас кормятся с военных действий. Это такая сладкая кормушка! Сегодня я зарабатываю, завтра страна рухнет, потому что денег больше не будет на военный заказ. Но это будет завтра. А сегодня я заработаю эти деньги, левыми путями выведу в Дубай, куплю там себе небоскреб, буду сдавать в аренду и неплохо доживать там свои дни. Вот вам модель российского олигарха!
ЧТО БУДЕТ С ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ?
Как я уже сказал, проеден наполовину Фонд народного благосостояния. Очень страшно его проесть до нуля, ведь он ещё предназначен для того, чтобы подпитывать систему пенсий. Если кончатся деньги там, то откуда будут браться деньги на пополнение Пенсионного фонда? А Пенсионный фонд тоже страдает. Часть людей из России уехала. И это сотни тысяч хорошо зарабатывающих людей. Эти люди теперь не платят в Пенсионный фонд от своей заработной платы. И множество людей ушли воевать. Люди погибли, люди – инвалиды, они не платят в Пенсионный фонд. То есть поступления в Пенсионный фонд падают, а выплаты растут, потому что инвалидов, больных-то да пенсионеров стало больше. Значит, надо подпитывать Пенсионный фонд! А Фонд национального благосостояния потратить страшно. Значит, его надо откуда-то брать.
ИНФЛЯЦИЯ МЧИТ ГАЛОПОМ
Ну вот, сейчас обрушили рубль, значит, соответственно, будет теперь расти инфляция, и уже есть основание опасаться, что уже в будущем году Россия выйдет на инфляцию до 20%. Причем, это будет галопирующая инфляция, которая очень сильно разрушает экономику по двум причинам: потому что народ, не будь дураком, старается избавиться от рублей и начинает вести расчеты в конвертируемой твердой валюте. Вспоминайте 90-е годы, когда цены номинировали в у.е., ибо рубль летел к чертовой матери.
Сейчас появилась горькая шутка, что у рубля нет курса, только путь. И этот путь – к девальвации. Вот сейчас становится понятным, что у российского рубля нет дна. Он может девальвироваться бесконечно. Мы уже дошли в какой-то момент до ста рублей за доллар, значит, один цент равен 1 рублю. Кошмар! Но сейчас уже идут разговоры про 130, 150 рублей за доллар. Аналитика «Альфабанка» российского сказала, что и 200 может быть.
А это значит – сумасшедшая инфляция, причем, в России у Центробанка нет инструмента управления ни курсом рубля, ни инфляцией. Он ничего сделать не сможет. Это – сумасшедший поток, который вырвался из-под его управления.
Дальше идет разрушение рынка труда, жуткий дефицит рабочих рук. Безработица упала до 3%, и президент страны сказал, что это – огромное достижение его экономической политики. Но все экономисты в ужасе, при такой низкой безработице экономика работать не может. Нельзя развивать промышленность, нельзя строить новые предприятия, Нужно импортозамещение, а где же ты людей возьмешь? Уже сейчас возникла идея, привлекать на промышленные предприятия детей с 14 лет. Так что, как ни крути, очень даже заметно! Просто не хотят говорить об этом, не хотят признавать.
ДЕФИЦИТ ТОПЛИВА
В.Г.: – В южных районах России в разгар сбора урожая фиксируют дефицит топлива. Эксперты говорят, что это – результат санкционного давления и результат непродуманной экономической политики внутри самой России. Какие ваши выводы по этому вопросу?
И.Л.: – Деньги собирают отовсюду. Сначала обобрали «Газпром». В прошлом году у них отняли 1 триллион 200 миллиардов рублей. И он уже зубом лязгает, денег у него стало очень мало. Потом обобрали нефтяников, потом придумали сверхналог на сверхдоход, практически, в России появилась прогрессивная шкала налогообложения прибыли. Всё для того, чтобы заткнуть дыру в бюджете. Потом провели девальвацию, а потом взяли и сократили компенсации нефтяникам. Нефтяники могут продавать бензин и дизтопливо внутри страны, а могут увезти за границу. И, конечно, за границей сможешь продать дороже и заработать больше прибыли. И тебе абсолютно троюродно, есть бензин на российской заправке или нет. Нет компенсации, нет и бензина. И первым пострадал юг страны. Но эта нехватка бензина идет вглубь страны.
У правительства два варианта. Первый вариант — полностью запретить экспорт бензина и дизтоплива за пределы страны. Но ты тогда зарежешь нефтяников. Зарезать нефтяников страшно, хоть какие-то деньги поступают от них. Поэтому сейчас предлагают: а давайте мы введем повышенную пошлину на вывоз продукции. И эта огромная пошлина будет отменена для тех, кто выполнит норму отгрузки на внутренний рынок.
МИШУСТИН «НА ВЗБЕСИВШЕМСЯ БЫКЕ»
В.Г.: – В общем, Мишустин выкручивается, как только может!
И.Л.: – Ну, вы понимаете, он сидит на взбесившемся быке! И этим быком управляет не он, а армия и президент. А он вместе с Силуановым пытается на этом взбесившемся быке усидеть. При этом пытается сделать хорошую мину, говорит: давайте не будем поддаваться чрезмерному оптимизму при проектировании бюджета на следующий год. Я прочел и просто восхитился!
Он пришел к Путину и рассказал, что экономика России вырастет в 2023 году на пять процентов. Совершенно безумная цифра, никакой экономист никаким образом не насчитает этого. Путин поверил и под телекамеры озвучил, что будет такой рост, и мы станем королями мира. На самом деле, экономика разваливается, правительство этим управлять не может, они могут только отнимать деньги у гражданских секторов. Они отнимают прибыль, а бизнес без прибыли развиваться не будет.
СИНДРОМ ДЕРИПАСКИ
В.Г.: – Олег Дерипаска отказался понимать, куда Путин ведет страну, говорит, что Россия переживает период серьезных перемен, сравнимый с тем, что происходило в 90-е годы. Но, в отличие от событий 30-летней давности, отсутствует понимание о том, куда движется страна. В 90-е мы знали, куда идем, сейчас это – поход в неизвестность. И, по мнению Дерипаски, экономическая модель госкапитализма, которую Путин строил с 2008 года, она стала глубоко ошибочным выбором. Вот как Дерипаска заговорил интересно, не так ли?
И.Л.: – Дерипаска, который обычно высказывает всякие глупости, вдруг сказал очень правильную мысль. И я даже понимаю, почему он это сказал. Дело в том, что он опасается потерять всё. Начинается процесс деприватизации, об этом уже идет разговор на самом высоком уровне, даже президент сказал, что не надо заниматься деприватизацией, но выступает президент Российского союза промышленников и говорит: мы все сидим и не знаем, кто из нас следующий потеряет все свои активы. Без всяких шуток, ровно так и сказал!
И Дерипаска чует, что сегодня у него могут отнять всё. Потому что идут очень новые богатые люди, которые хотят стать ещё богаче. Это – силовики, они хотят стать новыми олигархами Путина, идет массовый процесс оспаривания итогов приватизации через Генпрокуратуру России. Уже более сорока таких историй, и это вызвало панику у российского бизнеса.
Дерипаска построил как бы империю в рамках модели капитализма, а вот теперь идет какая-то другая модель, которую он не понимает. Он потеряет все свои миллиарды, а деться ему из России некуда. Оказаться в России запертым и при этом нищим — это страшная картина, поэтому Дерипаска так и высказался. Поставил под сомнение гений выдающегося президента РФ Владимира Владимировича Путина!
В.Г.: – А как же состояние чрезмерного оптимизма?
И.Л.: – Это у премьера! А вот у тех, кто сидит внизу на предприятиях, у них ощущение, что сейчас у них все отнимут. Причем не только у олигархов, а отнимут и у среднего бизнеса. Идут изъятия предприятий, и идет паника. Ты вчера был олигарх, а завтра будешь под судом. Главное, что такие примеры были, как отнимали «Роснефть» у Евтушенкова, как отнимали «Сибур» у Голдовского, как отнимали медиаимперию у Гусинского. Ну, вспоминайте! Россия по многим признакам возвращается в 90-е годы, но только пойдет она в обратном направлении. Тогда она поднималась, развивалась, шла к рыночному механизму. Теперь она будет проваливаться в 80-е, в застой и стагнацию. Причем не просто в стагнацию, а в стагфляцию. Это такой жуткий термин, когда сочетаются стагнация и высокая инфляция. Это – хана экономики. К сожалению, сейчас в России есть такая опасность стагфляции. Страшное понятие.
* - российские власти считают иностраннным агентом
К печати подготовила