Я – коренная жительница Спасска, и на моих глазах захолустный городок в 60-70-е годы превратился в центр строительной индустрии Дальнего Востока, а район – в крупнейшего в крае производителя сельскохозяйственной продукции.
Однако в последнее время мы вернулись на десятилетия назад, утратили перспективы и пришли к разорению предприятий и сельского хозяйства. Об этом свидетельствует и потеря трети населения.
Лично у меня создаётся впечатление, что наш город и район кто-то занёс в список «неперспективных», и теперь не принимают их в расчёт.
Спасский район Министерство развития Дальнего Востока «осчастливливает» свиноводческими комплексами, размещая их среди крупных сёл, в том числе убойный цех в Малых Ключах. А ведь там раньше был совхоз, снабжавший Приморье и местный консервный завод яблоками, абрикосами и грушами (компоты и варенья из них шли на Север страны). Хиреют плодово-ягодные плантации села Нахимовки, где были посадки районированных ягодников и фруктовых деревьев. Тем не менее, Институт плодоводства партнёров выбирает для возрождения промышленного садоводства по белорусской технологии Партизанский район, «как наиболее соответствующий по климатическим и почвенным характеристикам», для воплощения проекта.
Пока речь идёт о размещении саженцев на двадцати сотках. В перспективе площадь сада увеличится до двухсот гектаров.
Замахнулись, похоже, сплеча: пока площадь плодово-ягодных насаждений в крае (с учётом личных хозяйств населения) – всего 3,2 тысячи гектаров.
В Приморье – самом благодатном регионе Дальнего Востока – сама природа велела всерьез заниматься именно земледелием и садоводством, а не загаживать земли и реки свиными фекалиями ради прибылей залётных «инвесторов», как происходит это сейчас в Спасском районе.
Нам годами обещают «опережающее социально-экономическое развитие» и «продовольственную безопасность», а на деле сельскохозяйственные земли уходят под сомнительные проекты, инвесторы получают неоправданные льготы и ведут себя, как колонизаторы.
А ведь Спасский район краю давал шестую часть зерновых, картофеля, риса, овощей, фруктов, молока! Так почему же этот потенциал не используется?
Неужели наш район московские «развиватели» видят только в одном ракурсе – как источник земли и место для строительства, считаю, экологически вредных свиноводческих комплексов, от которых уже отказываются в Европе и в США?
А вот районная Дума увидела реальную альтернативу – возрождение и развитие в Спасском районе малой авиации, в том числе сельскохозяйственной. Благо, рядом Арсеньев – «побратим» Спасска. Там действует кузница кадров – Приморский авиационный техникум ДВГТУ и находится известный на всю страну завод «Прогресс», чьё детище – военный многопрофильный вертолет «Акула» и его более мощный собрат – «Аллигатор» известны не только в нашей стране, но и в мире.
Депутаты обратились к заместителю председателя правительства РФ, полномочному представители президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу с дельным предложением.
«На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации является решение вопросов социально-экономического развития территорий Российской Федерации.
Согласно Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 2464-р, на Дальнем Востоке в целях ускорения экономического роста запланировано развитие экспортно-ориентированных отраслей экономики, которые могут обеспечить приток инвестиций, в том числе авиастроение и сельское хозяйство.
В октябре 2021 года президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании президиума Госсовета отметил важность развития малой авиации для страны и поручил расширить сеть внутрирегиональных маршрутов, модернизировать аэропорты и обновить парк воздушных судов.
На территории Спасского района расположен бывший военный аэродром «Хвалынка» первого класса Министерства обороны РФ в Приморском крае, с бетонной полосой.
В настоящее время решается вопрос о передаче этого земельного участка в муниципальную собственность Хвалынского сельского поселения (проект приказа – на согласовании в Министерстве обороны РФ).
Рядом расположена производственная площадка ОАО «322 авиационный ремонтный завод», который является ведущим предприятием по ремонту самолетов и вертолетов государственной и гражданской авиации в Дальневосточном регионе.
Эти объекты являются очень хорошей альтернативой для развития малой авиации в Приморском крае. Также возобновление работы взлетно-посадочной полосы бывшего аэродрома повлечет за собой увеличение в Спасском районе новых рабочих мест.
С целью успешного развития промышленности Спасского района и Приморского края в целом, необходимо опережающее развитие транспортной системы, в том числе и авиационного транспорта. Считаем, что имеются хорошие предпосылки для развития на базе бывшего аэродрома транспортного узла не только пассажирской, но и сельскохозяйственной авиации.
Малая авиация на базе данного аэродрома смогла бы разгрузить Транссиб и гострассу Владивосток-Хабаровск.
Считаем целесообразным рассмотреть вариант реконструкции взлетно-посадочной полосы бывшего аэродрома в Спасском районе, с целью реализации программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», утвержденной постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 303».
Факт в тему.
В конце 1980-х годов СССР принадлежало более 40% всего МИРОВОГО авиапарка. Советский Союз был единственной на планете страной, которая производила все типы самолётов на 100% из собственных комплектующих. В 1976 году «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 миллионов пассажиров.
К сожалению, пока в Спасске малую авиацию олицетворяет лишь установленный в 1988 году в селе Лётно-Хвалынском образец истребителя МиГ-17.
Его основательно распотрошили искатели цветного металла в 90-е годы, и процесс этот продолжается.
В ситуацию вмешалось объединение «АвиаПоиск». Им подготовлен запрос в прокуратуру Приморского края и администрацию Спасского района для выяснения статуса памятника и его балансовой принадлежности.
Известно, что ранее данная машина была установлена у КПП бывшей войсковой части 821-го истребительного авиаполка, расформированного в 1994 году.
«Самолёт всё ещё полностью пригоден для реставрации в качестве музейного образца, и будет обидно, если его просто разберут на металлолом», – подытожили своё обращение активисты «АвиаПоиска».
Да ещё мальчишки, занимающиеся в технических кружках, мечтают обрести крылья. Пока чисто символические. Изготовление моделей самолётов и вертолётов – дело сейчас недешёвое, однако такие кружки – это кузница будущих кадров для нашей авиации. Неужели увлечение ребят так и останется хобби?
На снимках: Это МиГ-17 в Лётно-Хвалынском. Точнее, то, что от него осталось. Авиамоделист Владимир Попов со своими юными единомышленниками грезит о большой авиации в Спасске.