В Кремле не ожидали такой реакции Запада?
Считалось, что самое страшное, на что может пойти Запад, это отключить Россию от сисемы СВИФТ, и к этому Россия готовилась, создать свою собственную систему передачи, которая, в принципе, могла так или иначе работать внутри страны. Но никто не ожидал санкций против Центрального Российского банка.
Никто не ожидал серьезного обсуждения нефтяного эмбарго, который сейчас ведется в европейских столицах. А в Америке уже принято. И никто не ожидал полного исхода западных компаний из России. И отказа западных компаний — компаний, а не правительств — покупать российскую нефть. И вот поэтому удар оказался гораздо существенней, чем Россия думала.
Как санкции повлияют на мнение россиян? Можно ли верить опросам?
На самом деле, информация, которая содержится в опросах, не вполне надежна. Вследствие введенной в России военной цензуры, так называемого закона о фейках, россиянин вряд ли будет рад вопросу, поддерживает он или не поддерживает специальную военную операцию, и не нужно удивляться, что большинство отказываются отвечать.
Поэтому то, насколько россияне поддерживают (Роскомнадзор), мы не знаем, а в акциях в поддержку (Роскомнадзор), организованных властями, нет никакого народного ликования.
И сейчас информация полностью контролируется. Независимые СМИ закрыты, каждый день блокируются новые и новые социальные сети, но рано или поздно российские граждане начнут задавать вопрос: почему мы живем так плохо? Почему экономика находится в таком тяжелом положении? Почему мы не можем позволить себе еду и лекарства?
Они будут искать ответы на эти вопросы, и в этот момент, видимо, будет возможность для приобретения доступа к независимым СМИ.
А сейчас ситуация непонятна. Но, в целом, санкции не направлены на то, чтобы остановить (Роскомнадзор) за Путина, они направлены на то, чтобы лишить его ресурсов, чтобы лишить возможности продолжать (Роскомнадзор).
В этом смысле — да, российские граждане страдают, но их страдания ни в какое сравнение не идут с тем, как страдают люди в Украине. На сегодняшний момент 10 миллионов человек, четверть страны стали беженцами, из которых две трети переместились в Украине, а треть уехала из страны. Все это огромная катастрофа, и, конечно, можно понять западных лидеров, которые хотят остановить (Роскомнадзор) любой мирной ценой. Вот этот самый патриотический угар в России, он схлынет... эйфория от Крыма прошла через несколько лет.
То, что происходит сегодня, так или иначе заставит людей задавать вопросы гораздо раньше... Сейчас не 2014 год, так что к пропаганде люди будут прислушиваться гораздо меньше.
Разные оценки говорят, что ВВП России упадет на либо 8%, либо на 15%. Огромный уровень падения экономики. Россия отрезана от всех мировых технологий и инвестиций. Так что предсказывать количественно трудно и рано, потому что спецоперация продолжается, и каждый день стоит все больше и больше.
Но уже очевидно, что это будет огромная цена. Это будет самый крупный спад в экономике с начала 90-х. По некоторым параметрам, Россия вернулась к началу 80-х, когда западные товары и технологии, услуги были недоступны.
Удастся ли властям России создать стратегию для смягчения эффекта санкций?
Российские власти будут стараться это делать, но надо понимать, что спад в экономике, нефтяное эмбарго, отсутствие бюджетных доходов приведут к тому, что это будет уже не 2008 год, когда в России был огромный фонд, сейчас, несмотря на высокие цены на нефть в мире, российские доходы снижаются из-за бойкота. У российской власти просто не хватит денег, чтобы смягчить экономический шок. И Российские власти уже сейчас предпочтут платить деньги военным. Росгвардии, которая избивает протестующих, и пропагандистам, которые пытаются рассказать им, что во всем виноват Запад.
Сейчас много говорят о коллективной вине россиян. Что вы об этом думаете?
Я думаю, что этот разговор очень важный. Как и в Германии в сороковые годы, российские граждане должны спросить себя: что мы сделали для того, чтобы украинские граждане не страдали? В особенности, чтобы остановить этот режим? И, конечно же, правильный ответ на этот вопрос - мы дали недостаточно. Да, это наша проблема, что в России сегодня избивают протестующих, разворовывают бюджетные деньги, уничтожают будущее нашей страны. Но это наша проблема, и украинцы от этого не должны страдать, быть вынуждены покидать свои дома. Мы не справились с этой задачей — оградить соседей от наших проблем. Теперь мы знаем, что нам надо было делать больше, и мы будем делать больше, чтобы восстановить нормальный политический процесс в Российской Федерации...
Какой совет вы бы дали тем, кто выступает против спецоперации, но находится сейчас в России?
У меня есть слова поддержки и сочувствия к тем, кто находится в России и не может выехать, и не может выйти на улицу. Мы видим огромные протесты против (Роскомнадзор) в европейских городах, но в России это очень опасно. В целом, я восхищаюсь теми людьми, которые не смотря ни на что продолжают выходить с протестами на улицы городов и протестуют против (Роскомнадзор). Это настоящие герои, я выражаю восхищение и поддержку этим людям.

* - внесено Минюстом России в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.