Шабаш нечистой силы в Спасском районе Приморья уничтожил в селе Хвалынка крупную частную ферму
Вальпургиева ночь – весенний языческий праздник европейских народов. Он приходится на ночь с 30 апреля на 1 мая и тесно связан с культом ведьм, которые, якобы, в это время учиняют различные непотребства.
Отмечали «ведьмину ночь» и на Руси, хотя в дохристианские времена праздник был посвящен языческой богине плодородия и связан с началом весенних полевых работ. В деревнях в Вальпургиеву ночь разводили костры, на которых сжигали соломенное чучело ведьмы, звонили в колокола, чтобы изгнать нечистую силу и пресечь творимое ею зло.
Когда 30 апреля в 02.04 в пожарно-спасательную службу сообщили о том, что в Хвалынке горит частная ферма, дежурный ни о какой Вальпургиевой ночи и бесчинствах «нечистой силы» не думал, так как знал: за каждым возгоранием стоит либо чья-то халатность, либо злая воля.
– Незамедлительно к месту пожара были направлены две единицы пожарной техники и 8 человек личного состава, – рассказывает старший дознаватель государственного пожарного надзора Максим Мальков. – На момент прибытия пожарных деревянный сарай был охвачен пламенем. В результате пожара уничтожено строение на площади около 800 кв. м. Количество погибшего в огне крупного и мелкого рогатого скота устанавливается.
От подробностей Максим Олегович воздержался, однако специалисты пожарной инспекции считают: имеет место поджог. Слишком уж быстро распространился огонь. Да и время – глубокая ночь, когда село уже спит, думается, выбрано удачно. Кстати, установленная фермером камера видеонаблюдения тоже сгорела. Такая цепь «совпадений» наводит на определённые мысли.
– У нас широкопрофильное хозяйство. К 30 апреля уже было 15 дойных коров, 20 трёхгодовалых бычков и телята – всего 59 голов. Плюс 30 овец. Все животные здоровы, привиты, зарегистрированы в ветеринарной службе. И надо же такому случиться, – сокрушается хозяин фермы, 46-летний глава крестьянско-фермерского хозяйства Роман Пелепчук.
Вряд ли думал о происках «нечистой силы» Роман Степанович, когда решил всерьёз заняться животноводством. Оформил в собственность землю на окраине села, подлатал здание бывшей колхозной фермы и начал формировать стадо.
Крупный рогатый скот – не скороспелое свиноводство. Поросёнок «созревает» за 8 месяцев (а если его ещё пичкают гормонами роста, то и раньше). Чтобы вырастить из телёнка корову, требуется не один год. Да и потомство свиноматки приносят большое, а корова вынашивает одного, редко двоих-троих телят.
– Чтобы построить новую ферму, нужно минимум 50 миллионов рублей, а то и больше, – озабочен фермер. – А на восстановление поголовья уйдут годы…
Хвалынка считается своего рода спутником нашего городка: от северной его окраины по федеральной автотрассе до неё – два километра.
В не такие уж отдалённые времена местный колхоз, специализированный на животноводстве, ежедневно отправлял свежее молоко на перерабатывающие предприятия не только Спасска, но и Владивостока. Да и сегодня, когда сгинул он в годы «перестройки», сюда заезжают перекупщики и автомобилисты – любители целебного напитка. У местных фермеров можно приобрести не только «живое» молоко, но и сметану, творог, вкуснейшее масло без пальмовых добавок.
Чтобы противостоять крупным торговым сетям, которые фактически вытеснили их с рынка, местным предпринимателям приходится искать «изюминку», способную привлечь покупателей. Некоторые бизнесмены Спасска, учитывая спрос, завозят экологически чистую молочную продукцию из Хвалынки в собственные магазины, и она не залёживается в холодильных витринах.
Кстати, сейчас в личных и фермерских хозяйствах Хвалынки крупного рогатого скота больше, чем самих жителей. На мой взгляд, «Ветры перемен», о которых любят краснобайствовать пиарщики «Единой России», «выдули» не только колхоз, но и многих крестьян.
Когда-то Хвалынку местные шутники прозвали «Хмелинкой». Чего уж греха таить, пили граждане от безнадёги и неустроенного быта. А там, где самогон и водка, – всегда беда…
В 90-е годы многие уехали в более пригодные для жизни места, где есть работа и нормальное здравоохранение, а не фельдшерско-акушерский пункт, где тебе могут измерить температуру и давление, смазать зелёнкой разбитую коленку и вызвать «Скорую».
Молодёжь, подрастая, осознала: надо учиться, получать образование и пытаться «заякориться» в крупных городах. Молодые специалисты из местных, как правило, на малую родину не возвращаются.
Недавно Министерство культуры РФ внесло изменения в программу «Развитие культуры»: россиянам, которые пожелают работать в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках, посёлках городского типа или малочисленных городах с населением до 50 тысяч человек в Дальневосточном федеральном округе по программе «Земский работник культуры», планируют выплачивать два миллиона рублей.
Как показывает практика, молодые специалисты, отработав пять лет (иначе придётся вернуть в региональный бюджет полученные выплаты), набравшись опыта, покидают глубинку. С пятилетним стажем их с руками и ногами оторвёт любая клиника или учебное заведение. Командировка – она и есть командировка…
И остаются в сёлах и деревнях старики, которым уехать некуда и не на что, да те, кого притянуло к себе сельское приволье. Живут личным подсобным хозяйством. В пору кризиса и санкций своя картошечка, капуста, помидоры с огурчиками – спасение. Ну, ещё и бурёнка кормилица…
Название Хвалынка происходит от хвилинки (минутка, секунда). Первые переселенцы прибыли на Дальний Восток из Полтавской и Черниговской губерний. Они-то и принесли на Приморскую землю родной говор, напевные мелодии, расшитые орнаментами из трав и цветов рубахи - косоворотки и праздничные полотенца - рушники, которыми и старинную икону украсить не зазорно, и в праздник золотистый каравай дорогому гостю преподнести не стыдно. Место, где собирались начать новую жизнь, семьи Радченко, Шевкун, Чуйко выбрали удачно – рядом с речкой Одаркой, между тайгой и горными отрогами Сихотэ-Алиня, укрывавшими село от буйных ветров.
Сообща рубили срубы из терпко пахнувших брёвен – основу будущих домов, ставили церковь и школу. Удивительного трудолюбия оказались эти люди, рискнувшие двинуться за десятки тысяч километров на Зелёный Клин Прихановья. В 1892 году основали село. Через 7 лет построили храм. Ещё через десять – школу. А с ранней весны до первых заморозков корчевали деревья и кустарники, распахивали целину, сеяли рожь и пшеницу, сажали привезенные с малой родины саженцы яблонь, вишен, слив, абрикосов…
А ещё – растили детей, учили их уму-разуму.
В 1912 году в Хвалынке уже было 1027 жителей.
Но началась «перестройка» 90-х, и четверть населения будто испарилась…
Однако крестьянский дух не исчез. Люди поняли, что надеяться на государство, как встарь, наивно. Надо учиться жить, как предки: своим умом и трудом.
Только бы «нечистая сила» не мешала…А она нередко устраивает «шабаши». То несовершеннолетние Геростраты, лишённые присмотра родителей, в Вишнёвке три дома подожгут, то неизвестные припасённое на зиму сено спалят, а теперь вот и ферму в Хвалынке уничтожили.
Пожарники передали все материалы и фото начальнику ММО МВД «Спасский» Максиму Фисенко.
Надеемся, Максим Александрович и его подчинённые установят причины случившегося и обнаружат поджигателей, а не сошлются на некое «неустановленное лицо», которое в последнее время нередко фигурирует в отказных материалах некоторых дел.
Что-то странное происходит в селе. Недавно районная Дума заслушала информацию начальника ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных по городу Спасску-Дальнему и Спасскому району Виктора Мирошникова по едва ли не поголовному заболеванию крупного рогатого скота лейкозом именно в Хвалынке. Виктор Владимирович – специалист с большим опытом, однако его объяснения не всем показались убедительными.
«Лейкоз сегодня занимает первое место среди всех инфекционных заболеваний крупного рогатого скота молочных пород, – заявила в интервью специализированному журналу «Ветеринария и жизнь» вице-президент РАН, доктор биологических наук, профессор Ирина Донник. – 50-70% инфицированных вирусом лейкоза коров стоят в стадах, от них берётся молоко, сдается на предприятия.
При термической обработке вирус погибает, но продукты его жизнедеятельности остаются. Мы провели исследования в нескольких регионах страны и выявили, какие штаммы вируса лейкоза занесены в Россию. Это бельгийский, американский и австралийский штаммы возбудителя болезни. Они по-разному проявляют свои свойства. Например, бельгийский штамм более агрессивный, сразу погибает молодняк».
Геном возбудителя лейкоза животных выявляют и у человека. В доброкачественных опухолях (например, молочной железы) и в злокачественных образованиях. Есть данные о том, что в крови людей с онкологией находили геном бычьего лейкоза.
С 1 сентября 2021 года в России действуют новые ветеринарные правила по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота (КРС). Они утверждены приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 156. Документ ужесточил требования к профилактике лейкоза, его диагностике.
В случае выявления лейкоза вводится карантин.
Из эпизоотического очага, в частности, запрещается вывозить скот. Всех больных лейкозом коров и быков надлежит отправить на убой в течение 15 дней после постановки диагноза. Инфицированный скот ликвидируют, если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных животных составляет до 5% от общего количества.
Молоко и молозиво от больных коров, по новым ветеринарным правилам, подлежит уничтожению.
Как быть тем, кто держит порой единственную бурёнку-кормилицу? – задавали вопрос депутаты, болеющие за своих земляков.
Сельчане требуют провести независимую экспертизу – однако им в ней отказывают. Среди жителей Хвалынки курсируют слухи: не к добру это, мол. Не намеревается ли в Спасский район зайти крупный холдинг типа Мираторга? Вот и убирают, видимо, таким способом местных конкурентов…
Стоило главе Хвалынского сельского поселения отказать одному из депутатов краевого ЗакСа в аренде земли бывшего военного аэродрома, как в различные инстанции посыпались коллективные, как я думаю, организованные кем-то жалобы: мол, глава не справляется со служебными обязанностями.
Может, и на участок Пелепчука глаз положил какой-то влиятельный гражданин? Не будем исключать и личной мести, и зависти к успешному односельчанину, и злой шалости.
Вариантов много. И дело профессиональных сыщиков – найти тех, кто «порезвился» во владениях Хвалынского фермера в Вальпургиеву ночь.

Фото автора, а также из архива Главного управления МЧС России по Приморскому краю.