Это предприятие первым на Дальнем Востоке начало производить ориентировано-стружечные плиты OSB, которые используются для внутренней и внешней отделки домов, возведения перекрытий и укладки полов, изготовления СИП-панелей, тары и упаковки, корпусной и дизайнерской мебели.
Оснащенное современным технологическим оборудованием предприятие способно ежегодно производить до 60 тысяч кубометров ориентированно-стружечных плит – высококачественной и экологически безопасной продукции, отвечающей международным требованиям и стандартам.
– Когда мы начали заниматься строительством, то поняли: в регионе нет необходимой инфраструктуры. Все материалы приходится привозить из центральной России или из-за границы. Тогда решили создавать собственные производства в Приморье, – рассказывал журналистам президент Группы компаний DNS Дмитрий Алексеев.
Руководство завода заявляло о намерении снабдить Дальний Восток и соседние страны АТР инновационным строительным материалом.
– Мы заключили более 20 контрактов со строительными компаниями и дистрибьюторами региона. Им выгодно покупать плиты в Приморье, так как они получают качественный строительный материал и при этом экономят деньги и время на логистике. Ведём переговоры с партнёрами из Азии. В перспективе до 50% продукции будем продавать за границу, – делился с журналистами планами директор «DNS ЛЕС» Никита Тимоходцев. – Сейчас это самое высокотехнологичное предприятие в сфере деревообработки в регионе.
Учтём деталь: практически вся фанера и OSB-плиты, в том числе производимые из российского сырья, поставляемые на рынок Приморья, импортируются из Китая (!).
Древесину переработчики закупали у приморских заготовителей. Получение собственных лесных участков позволило бы самостоятельно заготавливать сырьё и сделать цену на продукцию ещё привлекательнее.
– При этом мы гарантируем, что лес будет использован для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Я верю, что Спасск может стать центром деревообработки не хуже, чем Суйфэньхэ, – отмечал глава «DNS Групп» в 2020 году.
– Мы используем тонкомерную, неделовую древесину – к примеру, верхнюю часть деревьев или стволы с трещинами, сучками, дуплами. При полной загрузке завод потребляет в сутки около 400 кубометров, – отмечал очевидный плюс руководитель производства Виктор Чуркин.
Однако что-то пошло не так.
Перед Новым 2022-м годом завод, открывшийся в июне 2020 года, готовился встать на якорь в «гавани» Свободного порта Владивосток.
Как гром среди ясного неба прозвучало известие о том, что компания «DNS Лес» планирует сократить сотрудников и в будущем, возможно, вообще остановит производство. Об этом в ноябре 2021 года KONKURENT.RU сообщил глава «DNS Групп» Дмитрий Алексеев.
По его словам, расчёт на то, что государство откажется от вывоза древесины и сделает ставку на лесоперерабатывающие производства, не оправдался:
– За пять лет, что мы работаем, законодательство постоянно менялось, и понимания, что будет с отраслью, до сих пор нет. В этих обстоятельствах приняли решение зимой снизить производство. Остановится ли совсем завод? Не знаю, но не исключаю такой вероятности.
Накануне Нового года на предприятии прошла процедура сокращения персонала, а это более 160 человек. Для Спасска, где трудно найти работу, – катастрофично.
Одним из факторов, считают эксперты, могла стать невозможность получения собственных лесосек, на которые предприятие возлагало надежды. Да и губернатор Олег Кожемяко при открытии завода обнадёжил:
– Я надеюсь, что руководство продолжит внедрять передовые технологии и получит лесосеку, что позволит снизить себестоимость продукции, создать производство полного цикла.
Когда это говорит высшее должностное лицо края, как ему не верить?!
Как известно, президент России В.В. Путин на совещании по развитию и декриминализации лесного комплекса поручил ввести ПОЛНЫЙ запрет на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 года.
Чтобы стимулировать деревопереработку, правительство России приняло ряд мер: поэтапное увеличение пошлин на экспорт круглого леса, квоты на вывоз березы, запрет на вырубку некоторых ценных пород деревьев. Однако, по экспертным оценкам, они пока не дали желаемого эффекта.
Почему?
«СЪЕМ КОНКУРЕНТА»?
2 марта 2022 года на сайте Министерства развития Дальнего Востока и Арктики нашла два интересных сообщения пресс-службы.
Первое – «Российский Дальний Восток и Китай расширяют сотрудничество в лесопромышленном комплексе», второе – «Резидент СПВ создаст в Приморье деревообрабатывающее производство для замещения импортных строительных материалов». Вначале порадовалась за Спасский завод. Оказалось, резидент – да не тот. Речь – о китайской деревообрабатывающей компании «Чан Шэн».
Но – обо всё по порядку.
В начале марта прошла видеоконференция, на которой руководители Минвостокразвития России и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) обсудили с представителями провинций Хэйлунцзян и Гуандун перспективы сотрудничества в лесопромышленном секторе экономики.
Китай – основной экономический партнер России на Дальнем Востоке. По данным Министерства развития Дальнего Востока и Арктики, в 2021 году товарооборот Дальнего Востока с ним вырос на 28% и составил 13,8 млрд долларов.
– Мы приглашаем китайских партнеров к строительству деревоперерабатывающих производств на территории регионов российского Дальнего Востока. Считаем, у нас есть все возможности для реализации совместных проектов на выгодных для обеих сторон условиях, – отметил начальник отдела развития внешнеэкономической деятельности Минвостокразвития Павел Лужкин.
На Дальнем Востоке и в Арктике с использованием государственной поддержки воплощается более 3000 проектов. 58 компаний реализуют проекты на 898,6 млрд  руб. с участием капитала из КНР. Это более 14% от общей суммы инвестиций.
Усилить российско-китайское торгово-инвестиционное сотрудничество поможет уникальная экономическая зона на Курильских островах, которая будет запущена в 2022 году под руководством правительства РФ.
Как отметил и.о. генерального директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николай Запрягаев, условия для ведения бизнеса на этой территории не будут иметь аналогов в мире.
Японцы спят и во сне видят Курильские острова. Присутствие там Китая – своего рода гарантия для России от посягательств на нашу территорию. Только вот гложут меня сомнения: не изрыгнёт ли однажды китайский Дракон испепеляющее пламя в неожиданную сторону?..
В сообщении пресс-службы Министерства развития Дальнего Востока есть несколько интересных деталей. В России действует система приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, которая дает право на получение лесных участков вне конкурсов и аукционов (!) по сниженной ставке (!).
На территории Дальнего Востока действуют преференциальные режимы ТОР и «Свободный порт Владивосток». Помимо преференциальных режимов, государство предоставляет для проектов развития лесопромышленного комплекса кредиты по льготной (!) ставке от 1 до 3%.
А теперь – вишенка на торте.
Новый резидент Свободного порта Владивосток – китайская деревообрабатывающая компания «Чан Шэн» создаёт в Приморском крае предприятие по производству OSB-плит, опалубки и фанеры из разных пород деревьев, в том числе ламинированной, соответствующей ГОСТам. Проект реализуется по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). В него будут вложены китайские инвестиции в размере 20 млн рублей.
– Мы решили наладить производство продукции, востребованной местными строительными и подрядными компаниями, внутри России. Ниша по деревообработке достаточно свободна, а статус резидента Свободного порта Владивосток позволит нам оперативно приступить к реализации проекта. Будем вовлекать в хозяйственный оборот низкосортную и мало востребованную древесину. Это повысит эффективность лесопользования в регионе. Вместе с тем, мы понимаем, что проект потребует достаточно больших капиталовложений, и период окупаемости может растянуться. Однако спрос на экологически чистые материалы будет способствовать успешной реализации наших планов, – пояснил генеральный директор ООО «ДК Чан Шэн» Люй Цзичан.
Инвестор арендовал несколько производственных помещений площадью около 3,5 тыс. кв. метров на территории Уссурийского авторемонтного завода. В ближайшее время будут приобретены машины, оборудование и технологические линии по изготовлению ламинированной фанеры и ориентированно-стружечных плит, включающие в себя все необходимые механизмы. Они уже собираются на одном из российских предприятий с применением современного оборудования и высококачественных комплектующих. Предусмотрена организация складского хозяйства для хранения сырья и готовой продукции.
– Древесину будут привозить лесохозяйства, расположенные в Кировском, Чугуевском и Красноармейском районах. База поставщиков наработана, это должно снизить риски, – считает руководитель проекта.
К концу 2022 года деревообрабатывающая компания «Чан Шэн» планирует приступить к производству и поставкам готовой продукции в дальневосточные регионы.
Не потому ли возникли проблемы у Спасского завода древесно-стружечных плит с выделением лесосеки, что идея была перехвачена деревообработчиками из Китая?
Предпринимателям Приморья сложно конкурировать с бизнесменами из Поднебесной, которые за минувшие 30 лет «нарастили мускулы», пока мы сидели на скамейке запасных, тупо гоня за границу необработанную древесину. Но почему меня гложет вопрос: разве Корпорация развития Дальнего Востока не знает, что в Приморье уже существует аналогичное производство? Кстати, Спасский завод – резидент «Свободного порта Владивосток».
НИЧЕГО ЛИЧНОГО –
ПРОСТО БИЗНЕС?
Выстоит ли в конкуренции с китайским предприятием Спасский завод?
«АрсВест» рассказывали историю остановки и другого завода – Спасского механического. Производство по выпуску металлических изделий, оснащённое самым современным оборудованием, оказалось банкротом. Там, кстати, был и цех горячего оцинкования, аналогов которому не имелось на востоке страны, вплоть до Урала. Теперь при поддержке Министерства Дальнего Востока и одноимённой Корпорации строится аналогичное предприятие в Амурской области…
Почему это происходит?
Понятно, если бы речь шла о производствах с устаревшей технологией. Так ведь нет!
В старину говорили: «Шей да пори – не будет свободной поры». Разница лишь в том, что нынешние «кройка и шитьё» – за большие государственные деньги…
ЛЫСАЯ РОССИЯ
«Лес должен приносить выгоду экономике России».
Эту фразу произнёс Юрий Трутнев – заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО – на совещании по стимулированию лесопромышленной отрасли на Дальнем Востоке, где обсуждалось предоставление квот экспортёрам леса и увеличение глубины переработки деловой древесины.
Чтобы говорить об экономической выгоде, нужно в первую очередь ответить на вопрос: а есть ли ещё лес в Приморье, осталось ли что-то для вырубки?
К сожалению, официальная статистика ответов на эти вопросы не давала.
Отсутствие адекватной информации о лесах и подвигло ученых со свойственной им скрупулёзностью оценить состояние лесного фонда на территории Приморского края.
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФНЦ биологического разнообразия Дальневосточного отделения Российской Академии Наук Ольга Ухваткина ещё в 2018 году сделала неутешительный вывод: уникальную Приморскую тайгу мы уже потеряли…
Почти 41% наших лесов вырублено полностью. Еще 40% территории – это вторичные леса и гари. 15% — участки, где отсутствует древесина достойного качества. И лишь 6% – ненарушенные леса. Они остались пока на территории заповедников и национальных парков. Пускают под топор и эти территории?
Ольга Ухваткина задаёт очень важный вопрос: готовы ли мы и дальше игнорировать уничтожение остатков нашего общего достояния в интересах небольшой группы бизнесменов от леса и азиатских соседей?!