фотоОтчего ТОСЭР превратился в ТОР, а «Единая Россия» засуетилась с социальными проектами?

«ЕдРо» народ уже раскусил. Административный ресурс обычно взбадривается накануне выборов: правятся Законы и Уставы, перекраиваются округа, народу сулятся «пряники».

А теперь – внимание: ЕР при обсуждении бюджета на 2021 год предложила увеличить расходы на развитие сёл и малых городов РФ!

СНЯВШИ ГОЛОВУ, ПО ВОЛОСАМ НЕ ПЛАЧУТ

Секретарь Генсовета правящей партии Андрей Турчак на брифинге 11 ноября 2020 года озвучил три блока поправок.

Первый — повышение качества жизни людей на селе. Речь идет, в частности, о строительстве и обновлении сельских домов культуры — на это предлагается направить дополнительно более 800 млн рублей. На установку 172 модульных библиотек добавят 410 млн рублей. Почти 250 млн рублей выделят театрам в малых городах и 90 — ТЮЗам.

Партия предложила увеличить и финансирование спорта: 150 млн рублей составят дополнительные расходы на ремонт спортзалов в сельских школах (этих денег хватит на 907 объектов). Ещё два миллиарда рублей предназначаются на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа. На два миллиарда рублей увеличат финансирование проектов благоустройства: за три года планируется привести в порядок более 16,5 тысяч объектов.

Второй блок поправок — увеличение субсидирования на два миллиарда рублей авиаперевозок по трем приоритетным направлениям — Дальний Восток, Крым и Калининград. По этим направлениям, благодаря специальной программе, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, пенсионеры и граждане предпенсионного возраста, школьники и студенты смогут оформить льготные авиабилеты.

Третий блок предусматривает финансирование мер по устранению проблемы, так называемого, «цифрового неравенства» — обеспечение связью и интернетом малых населенных пунктов. Цена поправки — 6,2 миллиарда рублей. 

Факт в тему. В целом, «забота» ЕР о народе обойдётся бюджету в 14 миллиардов рублей!

А куда, интересно, смотрела ПРАВЯЩАЯ, подчеркнём, партия, когда 30 лет в сёлах рушились Дома культуры, сжигались библиотечные фонды?

Вот примеры только по Спасскому району Приморского края.

Новенький клуб в Буссевке продали под разборку на кирпичи за 5000 (!) рублей.

Двухэтажный Дом культуры в Новосельском довели до состояния руин, а затем продали под разборку фермеру за 50 тысяч (!) рублей. Библиотеку и остальную «культуру» перебазировали в одноэтажное ветхое здание, замазав цементом дыры в стенах. Клуб в Вишнёвке закрыт на лопату…

Уцелели лишь два очага культуры – «Радуга» в Прохорах (и то потому, что там «живёт» администрация сельского поселения) и «Колос» в Духовском (не дал его разрушить бывший руководитель местного колхоза, а затем – глава поселения, Почётный гражданин Спасского района, коммунист Алексей Павлович Косяк – законсервировал до лучших времён).

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?

Они с неба не падают, это факт. Скорее, текут по нефтяной и газовой трубам. Если, конечно, есть мировой спрос на энергоресурсы.

Как заявил директор федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» Олег Косолапов, в 2020 году экономика Дальневосточного федерального округа (ДФО) «просела» на полтора процента. В целом по стране – ещё хуже.

Ситуацию же нынешнего года он оценил одним словом – неопределенность. Т.е. экономический рост и РФ, и Дальнего Востока – под большим вопросом!

– Основное влияние на экономику региона будет по-прежнему оказывать динамика развития нефтегазового комплекса, прежде всего, на территории Сахалинской области, – отметил эксперт «Востокгосплана». – А там пока кризисная ситуация…

Напомним: в середине 2020 года «Сахалинморнефтегаз» приостановил добычу, а затем стало известно, что «Роснефть» продает доли в шести проектах, включая активы на Сахалине и в Западной Сибири.

Полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев пообещал безработным сахалинским нефтяникам, что всё будет хорошо. Однако, судя по митингам о недоверии правительству, люди словам уже не верят.

Сахалин тем временем возвращается к жизни взаймы: дефицит бюджета 2021 года составит более 20 миллиардов рублей, придется брать кредиты. Ситуация в других дальневосточных регионах немногим лучше, сообщает Иван Крышан, корреспондент DEITA.RU.

ПЯТЬ ЛЕТ –РЕЗУЛЬТАТА НЕТ. А БУДЕТ???

Принимая в 2009 году Закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), правители России уверяли: эти «локомотивы экономики» повезут нас в светлое будущее.

Пять лет назад на Дальнем Востоке появились первые территории опережающего развития: две – в Хабаровском крае, и одна – в Приморском. К настоящему моменту их количество достигло 21. В сентябре 2020 года была создана ТОР «Краснокаменск» в Забайкалье. За это время резидентами стали более 500 инвесторов с проектами в сферах транспорта и логистики, сельского хозяйства, добывающей промышленности, строительства, медицины.

Корреспондент «Российской газеты – Экономика Дальнего Востока» Анна Бондаренко попросила оценить первую пятилетку с ТОР (заметили, что ТОСЭР «укоротили» на две буквы, а они, между прочим, символизировали социально-экономическое развитие!) доктора экономических наук, профессора Владивостокского университета экономики и сервиса Александра Латкина.

Вот некоторые выдержки из этого интервью:

– Александр Павлович, решение создать ТОРы было правильным?

– Закон был своевременным. Мы стали осознавать: при установленной системе межбюджетных отношений «федеральный центр – регион – муниципалитет», на местах нет возможности финансировать масштабные проекты, а они нужны. Понимая это, Москва пошла на смелый шаг – создать режимы, предполагающие значительное снижение налоговой нагрузки. Представьте: Дальний Восток, налоговая база – маленькая, бюджеты – дефицитны почти везде, и на этом фоне создаются предприятия, которые станут платить очень небольшие налоги.

– Что из задуманного получилось? Где промахнулись?

– Идея ТОР заключалась в создании новых рабочих мест для закрепления дальневосточников и, как следствие, восстановления демографического потенциала региона. Подразумевалось, что работать будут местные, а те, кто приехал, останутся, закрепятся, прорастут корнями. Но пока получается по-другому. Начнем с ТОР «Большой Камень», где создается крупный судостроительный комплекс. Процесс заполнения вакансий шел не в пользу дальневосточников, предпочтение отдавалось специалистам из других регионов России и иностранцам, хотя в городе есть свои. Аналогичная ситуация и во многих других ТОРах.

Цитата в тему. Руководитель ПРОО «Миграция» Сергей Пушкарев: «Мигранты нужны, но не следует превращать Дальний Восток в проходной двор. Нельзя идти на поводу у тех, кто подобно Владимиру Жириновскому предлагает простые и кардинальные, по их мнению, решения: «Дать всем по миллиону – и на Дальний Восток!», «Собрать всех условно освобожденных — и на Дальний Восток»!

Расчет на высокую инновационность проектов тоже не оправдался. Поэтому рассчитывать на то, что мы решим стратегическую задачу – ориентированность экономики российского Дальнего Востока на экспорт, пока не приходится.

Факт в тему. В ТОРах один из самых низких в АТР уровень налоговой нагрузки на инвесторов: в среднем в течение 13 лет реализации проекта – 16,8%.

Мы полагали, что на территориях ускоренного социально-экономического развития будут созданы условия для более высокого качества жизни. Но вернемся в Большой Камень, между прочим, город президентского внимания! Проблемы с дорогами, коммунальной и социально-бытовой инфраструктурой.

Главная стратегическая задача не выполнена, отток населения с Дальнего Востока продолжается. При этом, как и раньше, социологические опросы показывают, что большинство жителей Дальнего Востока волнуют низкий уровень здравоохранения, образования, ЖКХ, слабая транспортная доступность и дороговизна жизни.

Наши исследования показывают, что мы пока не имеем значительного увеличения доходной части бюджетов, а в этом году нас, скорее всего, ждет падение.

Я считаю неправильным, что руководство многих предприятий, работающих в ТОР, требует от сотрудников подписывать договоры о конфиденциальности, чтобы те не распространялись о компании.

– Российское правительство утвердило Национальную программу социально-экономического развития ДФО до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Чего нам от нее ждать?

– Мы, дальневосточные ученые-экономисты, не получали ее на экспертизу, нас не спрашивали, как мы видим развитие региона. Для начала я бы хотел беспристрастного, честного анализа предыдущих программ. Так, чтобы понять, куда ушли деньги, как идут к нам иностранные инвестиции, реализуются не только производственные, но и социальные проекты, растет численность не только временного, но и постоянного населения.

Учёные ещё только собираются ПОНЯТЬ, а вот жители Спасского района, куда без спросу вТОРгся Михайловский ТОР, давно всё поняли, испытав «прелести» соседства с громадными свинарниками.

фотоИх голос – тоньше комариного писка, потому что, по нашему мнению, кредо Фонда развития Дальнего Востока (структура одноимённого Министерства) – «ИНВЕСТОР ВСЕГДА ПРАВ!».

ВСЕГДА. ПРАВ. ИНВЕСТОР. А местное население, которое требует соблюдения экологической безопасности потенциально опасных производств, – выходит, нет?!

На обращения в органы власти приходят издевательские отписки. Даже заранее согласованная поездка на приём к президенту (а именно он стал инициатором Закона о ТОСЭРах) народом уполномоченного представителя не дала результата: нашего гонца дальше приёмной не пустили, и принял его второстепенный клерк, который в том же день накатал отписку, типа, обращайтесь по месту жительства…

А «по месту жительства» – тоже облом. Вот что ответил Министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц:

«По вопросу, касающемуся последствий производственной деятельности свиноводческих комплексов, сообщаем следующее. В настоящее время расположенные в Спасском муниципальном районе комплексы компаний ООО «Мерси Трейд» мощностью до 39 тыс. голов и ООО «Приморский бекон» мощностью до 83 тыс. голов доработали технологию утилизации навоза. Получаемое органическое удобрение вносится на поля предприятий с целью повышения плодородия почвы. Концентрация неприятных запахов снижена до минимума.

Согласно действующему законодательству деятельность данных предприятий подлежит федеральному экологическому надзору, который осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Приморскому краю».

Коротко и неясно.

Почему бы Министру (именно так, с большой буквы, пишут его должность) не намекнуть, как доработали технологию утилизации навоза? Что за «получаемое органическое удобрение» вносится на поля? Местные жители говорят, что на землю, покрытую снегом, сливают навозную жижу. Придёт весна, и всё это «получаемое органическое удобрение» поплывёт по ручьям в реку, а оттуда – в озеро Ханку.

«Концентрация неприятных запахов снижена до минимума» не потому ли, что в 2019 году из-за вспышки ящура уничтожено всё поголовье? Кому этот запах производить?

ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ

Вот мнения людей, которые они высказывают в соцсетях:

*Бизнесмены сначала строят свиноферму, завозят свиней, сливают дерьмо в местные водоемы, так сказать, работают не покладая рук, и при этом нет разрешительных документов, в принципе, на саму деятельность!

*Только самые худшие страны-изгои могут позволить предприятиям работать без очистных сооружений. Это дикость и отсталость.

*Когда у них появится поголовье, им опять будет некогда заниматься навозными стоками, потому что они попрут с нарастанием, пока свиньи не передохнут.

*Ящур и прочие неприятности – это им Божие наказание за глумление над природой.

*Опять это «волшебное» слово – ОБЕЩАЮТ. НЕ НАДО ОБЕЩАТЬ. ДЕЛАЙТЕ!!!

*Ну, наладят поголовье и от очередного ящура или африканской чумы сожгут. А так хоть стоки навозные останутся нам от их кипучей деятельности.

*Вот так невзначай вскрывается ложь. Открытые ямы, зловоние из которых доносилось до города, а близлежащие деревни просто задыхались. А руководство двух предприятий усиленно доказывало, что всё есть. В 2017 году воняла вода в речках, а в одном микрорайоне Спасска зафиксирована вспышка кишечной инфекции, воду из-под крана даже после кипячения нельзя было употреблять. Погибшая в речках рыба, отжатые земли, зловоние и грязь – это и есть оборотная сторона ТОРа…

ТОРОПЛИВОСТЬ УМЕСТНА ТОЛЬКО ПРИ ЛОВЛЕ БЛОХ

Староста Вишнёвки, общественный эколог, руководитель общественной организации «За достойное будущее!», участник регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государствекнной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона» Валерий Бочаров:

– Прочитал в газете «Арсеньевские вести» статью Ольги Купчинской «У свиноводов Спасска – очередная встряска». Рекомендую всем, особенно жителям Спасска и района. Журналист пишет о нашей реальности.

ООО «Приморский бекон» объявило в газете «Спасск», будто, собирается что-то строить на земле нашего Краснокутского сельского поселения, причём, весьма завуалировано, – «производственные объекты». Думаю, даже гадать не надо, это будет очередной свиноводческий комплекс на 83000 голов – четвёртый в Спасском районе и третий – на небольшом «пятачке» между Вишнёвкой и Красным Кутом. Они уже собрали со своих работников подписи, что те очень хотят этого, просто жить без него не смогут! А пока на порушенных свинарниках трудятся собранные со всего Приморья гастарбайтеры из Средней Азии и других республик.

КОМУ – ВЕРШКИ, А КОМУ – КОРЕШКИ?

Галина Николаева:

– Нас обманывали, что на комплексах будут рабочие места, что территория будет развиваться. А что в реальности? Мы уже восемь лет просим построить детский сад в селе Дубовском – нам отказывают. Капитально отремонтировать памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам в селе Калиновка не можем, опять ответ: «Денег нет!» Водопровод есть, но к социальным объектам (ФАП, Дом культуры, администрация сельского поселения) приходится воду подвозить…

Владимир Михайлов:

– Такая же ситуация и в нашей Вишнёвке. На реставрацию памятника героям второй мировой войны денег нет, водопровод дырявый, клуб закрыт. Но зато на свинарники за наши деньги, налогоплательщиков, построили асфальтированную дорогу, обошлась она в 400 миллионов бюджетных рублей. Провели электролинию с подстанцией – это ещё столько же. Подвели газ. Свиньи – дело святое! А для нас, местного населения, – «денег нет, но вы держитесь!»…

СВИНИНУ – В КИТАЙ, ДОХОДЫ – БИЗНЕСМЕНАМ, НАВОЗ И ЗЛОВОНИЕ – МЕСТНЫМ ЖИТЕЛЯМ

– Вот и вся схема территории опережающего развития (ТОР), – подытожил свой комментарий ситуации в Спасском районе на Utube канале «Караулов-лайф» российский политик, бывший заместитель руководителя Росприроднадзора — федеральной службы по надзору в сфере природопользования, председатель центрального совета народной партии «Альянс зеленых» Олег Митволь.

Олег Львович обратился к бизнесменам – резидентам ТОР «Михайловский», с требованием принять безотлагательные меры к экологической безопасности свиноводческих комплексов:

– 2000000 тонн навоза ежегодно, а по классификации отходов – это третья категория опасности, достаточно серьёзная и пугающая цифра. Необходимо обязательно его обезвреживать и грамотно утилизировать. Да, придётся вложить немалые деньги, но иначе нельзя.

Наивный Вы, Олег Львович! Кто же из «инвесторов» ТОРа станет вкладывать собственные денежки на такие глупости? Бизнесмены – не Буратино, а Спасская земля – не Поле чудес.

В Инвестиционном послании главы Спасского района на 2021 год Андрея Колота есть примечательные слова:

– Развитие нашей территории напрямую связано с реализацией инвестиционных проектов резидентов ТОР, которые являются точками роста в инвестиционном потенциале района.

Вот именно – ТОЧКАМИ…

Ольга Купчинская,

Спасский район Приморского края.

Фото автора.