50 лет назад КРАЙКОМ КПСС приказал запустить и принять в эксплуатацию ВТЭЦ-2 с существенными недоделками. В день 100-летия со дня рождения Ленина во Владивостоке была запущена первая очередь ТЭЦ-2. Первый начальник смены электрической части станции Илья Печкин рассказывает о событиях тех дней. Началось все в 1967 году с ЧП…

На запуск ВТЭЦ-2 22 апреля 1970 года журналистов не приглашали! Все молились, чтобы станция не взорвалась. В те годы в систему «Дальэнерго» входило всего три станции: Владивостокская государственная электростанция - ВГЭС-1 (сейчас ТЭЦ-1), Сучанская и Артемовская ГРЭС.

Это была слабая, ненадежная система. Тогда ведь отопление во Владивостоке было печное, паром снабжались только комбинаты.

И вот в Сучане - ЧП. Наладчики ошиблись и случайно отключили 100-МВт генератор. Тут же во всей системе резко упало напряжение. В таких случаях должна срабатывать автоматическая разгрузка по частоте (АЧР). Это такая система, которая при низкой частоте автоматически отключает потребителей, чтобы сохранить определенный запас на собственные нужды. Однако система АЧР не сработала и Сучан-ГРЭС сразу упала на ноль. В считанные минуты падение частоты задавило и Артемовскую станцию.

Следующей на очереди была наша ВГЭС-1, где я работал начальником смены электрической части. Но у нас защита сработала, и станция устояла. А если бы не устояла это была бы настоящая катастрофа. Дело в том, что для станции очень важно не упасть на ноль. Если это происходит станция останавливается полностью, и сама уже разогнаться не в состоянии.

Если в системе из строя выходит одна станция, то это еще ничего. Потом ее можно будет запустить с другой станции. А если из строя вышли все станции? Тогда пришлось бы просить военное командование, чтобы они прислали мощный военный крейсер. С него пришлось бы тащить кабель на ВГЭС-1 и только потом запустить всю приморскую энергетику.

В общем, работы как минимум на месяц, а все это время большая часть Приморья сидела бы без света. И тут мне звонит диспетчер «Дальэнерго» Анатолий Григорьевич Артеменко и говорит, мол, дело труба. Две станции сидят на нуле, осталось только ваша. От тебя, говорит, Илья Петрович, сейчас зависит судьба Большой энергетики Приморья. А ведь станция у нас маленькая, в работе были три генератора по 2,5 МВт. Да, сейчас на ТЭЦ-2 питательные насосы имеют эл.двигатели по 4 МВт.

И вот решено было подать в Артем электроэнергию по линии 110 кВт и там раскрутить агрегаты самого маленького 20 МВт генератора. В результате слаженных действий всего персонала удалось раскрутить 20 МВт генератор, а затем и все генераторы Артемовской ГРЭС.

Спустя несколько дней к нам прибыла правительственная комиссия во главе с начальником главка Кравченко. Проходя на главный щит управления ВГЭС-1, главный инженер станции Быстряков показал на меня и говорит Кравченко, что это, мол, мой ученик-спас всю энергетику Приморья. Вообще ВГЭС-1 была в то время хоть и маленькой станцией, зато своеобразной кузницей кадров руководящего звена Приморского края.

К примеру, первый секретарь Крайкома КПСС Гагаров работал на ВГЭС-1, директором Сучанской ГРЭС был Виктор Григорьевич Козлов, некогда бывший директор ВГЭС-1. Так вот, Виктор Григорьевич считался лучшим энергетиком того времени, хоть высшего образования у него и не было.

После того, как приняли решение строить как можно быстрее, Виктора Козлова назначили директором строящейся ТЭЦ-2. Вместе с этим Приморский крайком КПСС приказал кровь из носа, но чтоб к 100-летию Ленина станция стояла. О том, как она была построена, лучше всего было видно из количества денег.

На строительство было запланировано потратить 98 миллионов рублей, а успели освоить только 45! Недоработок было тьма тьмущая. Я не говорю о такой мелочи, как отсутствие переходных мостиков из управления в главный корпус, из главного корпуса на щит управления. Из-за этого терялось масса времени, приходилось очень много бегать по закоулкам. Были недоделки в котельном и турбинном цехах.

Построили очень слабую дамбу, которая должна была прикрывать насосную станцию морской воды, для охлаждения отработанного пара. В итоге, осенью эту дамбу первый же сильный шторм раскидал, и насосную землю. Станцию пришлось останавливать на четыре дня.

20 апреля на станцию пригласили фотокорреспондента газеты «Правда», которому позволили подняться на главный трансформатор мощностью 125 МВт и сфотографировать меня, как начальника смены электрической части, с монтером, готовящих электрооборудование к пуску. Фотографию вместе с микро-статьёй опубликовали в газете «Правда».

22 апреля около 10 часов на главный щит управления (ГЩУ) ТЭЦ-2 прибыли представители: Министерства энергетики, Приморского крайкома КПСС, «Дальэнерго», и т.д. Виктор Григорьевич вежлив попросил меня включить генератор первого блока строящейся станции в систему «Дальэнерго». В результате слаженных действий работников котельного, турбинного и других цехов генератор был включен в параллельную работу с системой «Дальэнерго». Все представители сразу же обратились к телефонам и на перебой стали рапортовать о победе Владивостокских энергетиков.

После этого Виктор Григорьевич вручил всем присутствующим юбилейные медали, в честь 100-летия со дня рождения Ленина. И только мне одному приколол на грудь знак «50-лет Плана ГОЭРЛО». В 10.00 Московское радио сообщило о пуске в работу генератора мощностью 100 МВт во Владивостоке.

Через несколько дней генератор отключили. И потом еще до осени доделывали. Тогда-то и состоялся второй, настоящий пуск станции, на который пригласили местную прессу. Но станция требовала доработок. Однако строители схитрили. На открытии они бросили клич, что готовы досрочно завершить 2-ю очередь ТЭЦ-2.

Партия сказала, что «конечно, делайте, а все недоделки пусть достраивает само «Дальэнерго». Директор строящейся ВТЭЦ-2 Козлов возмутился и отказался принимать такую станцию. Его тут же отправили на пенсию, а вместо него прислали москвича, который также не имел высшего образования, и закончил его заочно во Владивостоке. После этого станция еще долго не могла работать безаварийно.

Печкин Илья Петрович

Фото Pastvu.com