Глобальная распродажа на рынках акций, а также товарных активов выглядит символично в последний торговый день недели и месяца. Существенное снижение демонстрируют азиатские, европейские фондовые индексы, цены на нефть, газ и промышленные металлы.

Ситуация напоминает в некотором роде «финальный аккорд медвежьей песни» коронавируса. Этот «аккорд» словно из нот состоит:

·         из желания дополнительно сократить риски перед выходными,

·         технических потоков и ребалансировок портфелей, связанных с завершением календарного месяца,

·         принудительных продаж (Margin Call),

·         эмоционального состояния участников рынка.

Обращаем внимание, что цены на золото, которое выступает традиционным защитным активом в моменты бегства от риска, также снижаются в пятницу, что, на наш взгляд, связано с необходимостью продаж драгоценного металла, чтобы выполнить маржинальные требования в других активах. Ранее мы неоднократно отмечали, что одновременный рост фондовых рынков и позитивная динамика золота отражают использование желтого металла в том числе для хеджирования позиций в рисковых активах. По аналогичной причине под давлением находятся ОФЗ, рубль — инвесторы вынуждены продавать российские активы и конвертировать средства в иностранную валюту для поддержания позиций на внешних площадках или для покрытия убытков.

Мы с долей разумного оптимизма оцениваем перспективы рынка нефти на следующей неделе. Стоимость Brent около $50 за баррель значительно повышает вероятность того, что Россия присоединится к сдерживающим падение цен мерам ОПЕК. Спекуляции в отношении возможного сокращения объемов производства будут поддерживать нефтяные котировки перед встречей группы ОПЕК+, которая состоится на следующей неделе (5 и 6 марта).

Согласно свежим данным отраслевой консалтинговой компании SCI99, коэффициент загрузки государственных китайских нефтеперерабатывающих заводов по состоянию на 28 февраля сократился до 75% в целом по стране. Однако загруженность негосударственных НПЗ («чайников»), которая на прошлой неделе достигла самого низкого уровня с 2015 года, на этой неделе выросла на 24 процентных пункта до 45,08%. Это — первое с 10 января увеличение показателя — считаем позитивным сигналом к восстановлению экономической активности и спроса на энергоносители в КНР.

Также отметим изменения в дальних фьючерсах на нефть Brent: если цена декабрьского контракта (2020) в начале января была примерно на $4 за баррель выше цены фьючерса «декабрь 2021», то в настоящий момент наблюдаем дисконт свыше $1 за баррель. Есть основания ожидать возвращение к премии на фоне:

·         дополнительного сокращения объемов производства со стороны ОПЕК+ (сейчас это -1,7 млн б/д к уровням октября 2018 г.),

·         предполагаемого с учетом снижения цен сокращения объемов производства в США (сейчас 13 млн б/д),

·         восстановления во второй половине года спроса со стороны КНР при поддержке стимулирующих мер, предпринимаемых властями этой страны.

Нефть упала на 14% за текущую неделю и на 23% с начала года. Мы не рассчитываем, что львиная доля потерь будет восстановления в рамках ближайшей недели или двух. Однако есть основания говорить о том, что худшая точка пройдена.