фото

(или что осталось от Дворца и от обещаний администрации города Владивостока)

НИЛ КОЛБИН

30 января 2020 года исполнилось 110 лет со дня рождения Вячеслава Ниловича Колбина, вошедшего в историю города Владивостока, как Нил Колбин.

В его биографии столько строк начинаются со слова «первый», впрочем, неудивительно, если учесть, что деловая «карьера» пришлась на 20-30-40-е годы XIХ века. Один из первых пионеров Дальзавода. Комсомол направляет 14-летнего паренька в школу конторского ученичества. Заканчивает в первым выпуске, на удостоверении № 2.

Первый директор ТЮЗа, того самого, который в 1930 году был создан детьми как Детский театр. В фондах музея имени В.К. Арсеньева хранится удостоверение, выданное Хабаровским краевым управлением театрально-зрелищными предприятиями Дальневосточного края, от 17 июня 1934 г. № 1-8 … «в качестве директора Владивостокского Театра Юного зрителя».

Первый директор Владивостокского Дома пионеров и школьников… И ещё множество должностей: в газете «Молот» завода 202 имени Ворошилова, клуб Ильича, где одновременно был одним из артистов ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), начальник пионерского лагеря... хлебозаготовки... служба в армии...

Но из всего разнообразия остаётся незыблемым любовь к детям, театру. И целый ряд статей в местной печати, телеграммы правительству… Пока Дому пионеров (правительственная телеграмма тоже хранится в фондах музея Арсеньева) передаётся лучшее здание бывшего губернатора Владивостока.

Но и этого мало! У Нила Колбина свои планы на будущее! От руки написанный проект: «Применить в облицовке внешней части стороны белый и голубой мрамор, что на фоне будущего парка придаст дворцу гармонирующее единство. Зрительный зал в центре архитектурной композиции дворца решается по принципу древнегреческого театра, места для зрителей амфитеатром.

Театр – 800 мест, физкультурный зал, книгохранилище на 50 000 книг, комната отдыха, лекторий, комната сказок и игрушек ...», – и многое другое (фонд 39, опись 1, дело 2). Вот такой проект повез Вячеслав Данилович с собой в командировку в Московские и Ленинградские архитектурные мастерские. Его планам помешала война.

АНТОНИО МИХЭ

Война для испанского мальчика Антонио Михе началась раньше. Сын Антонио Михе – знаменитого севильского лидера компартии Испании, ребенком он был вывезен из Испании. На новой родине получил образование, любимую специальность – архитектора. Он – автор монумента испанским добровольцам, сражавшимся на фронтах вместе с советским народом против фашистских войск.

По официальным данным, в войну погибло 207-215 добровольцев из Испании. В Парке Победы в 2003 году при участии принца Астурийского Фелипе был установлен этот памятник. Антонио Михе считает этот монумент самой важной работой своей жизни.

И все же главной в его жизни была архитектура. 25 лет работал в ЦНИИЭП (Центральный научно-исследовательский и проектный институт) учебных заведений. По проекту архитекторов А. Михе и инженера М. Галахова в 1972 году началось строительство Дворца пионеров во Владивостоке. Открытие Дворца вместе с пуском фонтана состоялось в 1980 году.

Главную задачу архитектурной композиции и объемно-планировочного решения здания автор видел в том, чтобы средствами архитектуры создавать творческий климат для занятий, а широкое применение разных видов монументально-декоративного искусства было призвано воспитывать художественный вкус подрастающего поколения.

ХУДОЖНИКИ МОНУМЕНТАЛИСТЫ

Удивительное дело, ещё шла война, а страна готовила кадры для мирной жизни. В 1944 году в краевом театре им. М. Горького открылась театральная студия. Именно её выпускники строили новое здание ТЮЗа, а в Клубе Моряков 31 декабря уже в 1946 году первым спектаклем «Как закалялась сталь» возродился прерванный войной Театр юного зрителя. Тогда же, в 1944 году, начались занятия во Владивостокском художественном училище.

Особенностью проекта, сделавшей его уникальным, стала высокая насыщенность объектами монументально-декоративного искусства в экстерьере и интерьерах Дворца пионеров. Это была молодая команда профессионалов, большинство – выпускники Владивостокского училища, впоследствии получившие образование в высших учебных заведениях Москвы и Ленинграда, где готовят именно художников монументалистов. Сегодня они – гордость истории регионального Союза художников России.

Заслуженный художник РФ, член Союза художников России Федотов Павел Кириллович. Искусство Федотова П.К. занесено во Всемирную энциклопедию, издаваемую в Германии. Кацук Анатолий Владимирович, заслуженный художник Российской Федерации. Кротов Анатолий Иванович, окончивший МВХПУ (бывшее Строгановское), отделение «Интерьер и оборудование». Много лет преподавал в художественном училище. Его первая фундаментальная работа – памятник преподавателям и студентам-добровольцам химико-технологического института имени Менделеева, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Этот монумент, отлитый в бронзе, стоит во дворе Менделеевки (станция метро «Новослободская»). Кротов делал его вместе с другом, выпускником Строгановки Александром Волковым.

– Памятник был дипломной работой Волкова. Администрация Менделеевки хотела установить памятник на территории института, и непременно к 9 мая 1966 года, то есть на два месяца раньше сдачи дипломной работы. Сроки были нереальными. Саша был в отчаянии: диплом – на грани срыва. Он обратился ко мне: что делать? А я учился на факультете интерьера, и в вопросах архитектуры разбирался лучше него, – вспоминает Анатолий. Члены Союза художников России: Владимир Фёдорович Косенко, скульптор Надежда Михайловна Шайморданова...

КТО ДОЛЖЕН СПАСТИ ДЛЯ ГОРОДА ШЕДЕВР?

В 1980 году об открытии во Владивостоке Дворца пионеров писали краевые СМИ «Красное знамя», «Тихоокеанский комсомолец». Ещё бы, город получил архитектурный шедевр советского модернизма, во многом сходный с известным всему миру Дворцом пионеров в Москве.

Когда появились первые признаки тревоги: во время благоустройства перед центральным входом закатали в асфальт мозаичный бассейн, а затем «ремонтные» работы коснулись двух корпусов, покатилась волна возмущения в СМИ. А как иначе?

За 40 лет дворец стал начальной школой к будущим профессиям очень многих жителей города. Камнем преткновения стало то, что администрация Дворца, формируя заявку на создание «Кванториума» в стенах здания, созданного для кружковой творческой деятельности, не прошёл экспертной оценки, хотя в заявке значились слова о его уникальности.

Архитекторы, художники, общественность оказались бессильны перед настойчивой позицией бывшего директора О. Соловьёвой, по мнению которой ансамбль монументально-декоративного искусства, объединяющий все его здания, сошелся только на кораблике и «чаше» (по выражению О. Соловьёвой, прим. Новик) внутреннего бассейна под ним.

Да и то, кораблик, как и обещала хозяйка Дворца, мол «заново покрасят». И точно ведь, выкрасили в яркий «золотой» цвет, от чего он потерял восприятие старинного парусника, а бассейн потерял мраморные борта. Ну как ей объяснить, что сам стиль «модерн» строится на естественных материалах: мраморе, металле, мозаике и т.д.

В официальных ответах администрации города Владивостока, в СМИ звучали успокаивающие слова, как, например, на официальном сайте города 9 августа 2019 г.: «Напомним, что ремонт Дворца детского творчества проходит с учетом сохранения архитектурных особенностей здания». И тут же: «Рабочие уже демонтировали напольное покрытие, облицовку потолков, стен, колонн и лестничных маршей (колонны и лестницы облицованы мрамором – прим. Новик).

В помещениях установили новые пластиковые окна, меняют электропроводку, занимаются установкой систем вентиляции и кондиционирования». Если перевести: «напольное покрытие» – это мраморные полы с рисунком и колоритом, подобранным со всеми элементами интерьера. «Занимаются установкой систем вентиляции и кондиционирования» – это металлические трубы, проходящие под потолком, в соответствии с характером производственных цехов.

К тому же НОУ ХАУ обернулось «экспериментом», когда головное учреждение дополнительного образования осталось без буфета для детей. В результате нарушен питьевой режим, так как никаких точек, где можно напиться, нет. Раньше хотя бы воду в буфете можно было купить.

А многотысячная армада книг свалена в кучу, потеряв законную площадь библиотеки, а заодно и 40 мест в читальном зале. Зато в официальных публикациях... «Такой масштабный капитальный ремонт – первый в истории ДДТ, рассказывает главе города директор Дворца Оксана Соловьева (http://vladivostok.ru/event/news/23993).

В юбилейный 75-ый год Победы, что ждёт детище мечтателя Нила Колбина? Детище мальчика героической Испании, известнейшего в России архитектора Антониа Михэ, подарившего Владивостоку уникальное архитектурное здание? Мы уже лишены многого из первого совместного творчества молодых художников-монументалистов.

Вокруг вопроса о постановке на учёт и по охране объекта культурного наследия никаких шагов не предпринимается. Только 13 февраля администрация города Владивостока за № 2579-ог прислала копии технического паспорта Дворца детского творчества.

Странное дело, по мнению чиновников, отвечающих за сохранность для города объектов культурных ценностей, главным отсчётом считается время по истечении 40 лет объекта. Два корпуса дворца, где прошла реконструкция под учреждение совершенно иного направления – «технической лаборатории» – Кванториум, срок постановки на сохранность выпадает в 2020 году.

Но что осталось от дворца в этих помещениях? И что раньше они не должны были защищаться? Напомню ещё раз из многого исчезнувшего — о библиотеке и читальном зале. А потому...

Вернёмся в «грозные сороковые»… 1943 год, только завершилась Сталинградская битва, впереди Курское танковое сражение… Москва. В Колонном зале Дома Союзов состоялся первый День детской книги, с детьми встретились знаменитые писатели, поэты и художники. Участники и очевидцы этой первой детской Недели вспоминают:

«Ранним утром 26 марта из станций метро «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», из трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в стоптанных башмаках, залатанных валенках, стареньких курточках. Позади вторая военная зима, и бледные, исхудавшие лица ребят – еще одно свидетельство тяжелой поры. У Дома Союзов, у входа, их встречают мужчина и женщина – оба в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды – директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина. И Лев Абрамович Кассиль в командирском морском кителе с орденом «Знак Почета».

Писатель Лев Кассиль – главный инициатор и душа книжкиных именин. Уже на следующий год праздник длился неделю, и его стали проводить во всех городах и сёлах нашей страны. С 1943 по 1945 год в стране было издано около полутора тысяч наименований книг для детей. В 1967 году по инициативе Международного совета детской книги впервые отмечался Международный день детской книги.

Но участь библиотеки по «инициативе» О.В. Соловьевой была решена ещё до рождения планов создания Кванториум. Последний год, и ставки библиотекаря не стало...

Какая-то аномалия беззащитности сгустилась в районе бывшего Покровского кладбища, как раз над учреждением для детей – Дворцом детского творчества. Судите сами по ответу первого заместителя главы администрации О.Н. Козерецкой от 18.12.2019 № 36788-ог. Вот что она дополняет по поводу аренды помещений, отобранных у Дворца ранее (я уже рассказала об этой проблеме в статье «Кто в теремочке живёт?»).

«Коммерческая организация ООО «Август интерьер» является собственником занимаемых нежилых помещений, расположенных по адресу Океанский проспект, 43 (читайте — продано? Примечание Новик)». В связи с этим нет юридических оснований для взимания арендной платы.

Поскольку собственником помещения, которое находится в долгосрочной аренде у ООО «Петра», является администрация Приморского края, то и арендная плата осуществляется в адрес арендодателя». И молчком-молчком замяли сведения ещё об одной фирме, указанной в ответе администрации города Владивостока от 22.11.2019: «ИП Лешкевич арендует помещение у собственника здания — администрации города Владивостока», – и тоже не платит аренду.

Когда вся страна готовится отметить 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, давайте вспомним и поклонимся всем тем, кто и в грохоте войны сумел сделать шаги к мирной жизни, за которую и отдавали свои жизни бойцы.

А что нам мешает в мирное время сделать всё для сохранения дворца и условий для детского творчества наших детей?

А.С. Новик,

член Союза журналистов России.

Рисунок Infourok.ru