фото

ПОЗА СТРАУСА

В период предвыборных кампаний власть принимает соблазнительные позы, дабы обаять доверчивый электорат.

Ну, а в остальные дни она предпочитает, как страус, прятать голову в песок.

«ИЗЮМИНКИ» НА ПРАЗДНИЧНОМ ТОРТЕ

Вдогонку Дню российской печати (он выпадает на 13 января и сливается с празднованием старого Нового года), 17 января в Доме переговоров прошла встреча губернатора Олега Кожемяко с «выдающимися журналистами края» (именно так высокопарно выразилось ИА PrimaMedia).

Как ни странно, в их число не попали даже такие «акулы пера», как редактор «Утра России» Дамир Гайнутдинов, посвятивший почти 60 лет этой нелегкой профессии, редактор независимой газеты «Арсеньевские вести» Ирина Гребнева, ветераны Приморской журналистики Сергей Литус, Валентина Воронова, Наталья Островская, Георгий Климов, Марина Завадская…

Быть может, власть и не ставила такую задачу – чествовать всех представителей этой профессии? Судя по списку награждённых, в приоритете оказались работники подконтрольных муниципальным и краевым властям СМИ.

Была и ещё одна «изюминка» на праздничном торте.

Поблагодарив присутствующих журналистов за плодотворную работу и профессиональные достижения, Олег Кожемяко призвал меньше внимания уделять негативным (!) новостям. По мнению губернатора, Приморский край уже несколько лет является привлекательным регионом для туристов из Азии, которых интересуют его архитектура, культура и история. Именно об истории края, считает Олег Николаевич, должны помнить журналисты, на плечах которых лежит ответственность за формирование туристической привлекательности Приморья.

Я-то по наивности считала, что задачи журналистов несколько шире…

Оказывается, СМИ должны прививать приморцам уважение к гостям, чтобы они чувствовали себя комфортно. А мы-то как – на половичке в прихожей?

Люди бегут из Приморья. Численность постоянных жителей региона в 2019 году сократилась на 4858 человек. По данным Росстата за 2019 год, край оказался по этому показателю на третьем месте среди регионов Дальнего Востока. Как, впрочем, и по заболеваемости туберкулёзом.

Спасский район, например, в 2018 году по разным причинам потерял 1000 человек. Смертность превышает рождаемость, молодёжь детородного возраста уезжает на учёбу и в поисках работы в города. В когда-то крупном селе Духовском осталось лишь десять молодых семей с детьми. Если так пойдёт и дальше, через три десятилетия район исчезнет!

В сёлах ни работы, ни жилья, ни прочего соцкультбыта. Всё, что создано десятилетиями труда многих поколений, за минувшие двадцать лет уничтожено. Нет достойного уровня жизни и реальных перспектив. Отсюда и результат.

Правительство предлагает выход – ипотеку под 2% и «дальневосточный гектар».

Похоже на лечение инфаркта настойкой боярышника. Вреда нет, но и польза – сомнительна.

Если уж краевые власти озабочены туристической привлекательностью, не лучше ли прекратить строительство опасных и экологически грязных производств типа нефте- и газоперерабатывающих заводов в уникальных по биологическому разнообразию бухтах Хасанского района, угольных терминалов с открытой перевалкой в Находке, громадных свинарников в Спасском и Михайловском районах?

А ещё перед нами маячит перспектива ядерного могильника.

Власти упорно опровергают слухи о нём.

Однако Deita.ru нашла на просторах интернета тендер на строительство регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае, состоявшийся в конце сентября 2018 года. Заказчиком выступает «Росатом». Государственный контракт по итогам подачи единственной заявки выиграло акционерное общество «ФЦНИВТ «СНПО «ЭЛЕРОН». Перечень работ, указанных в нём, включает, в частности, геодезическую разбивочную основу, разрешение на строительство, схему подключения к инженерным сетям и т.д. Договор с исполнителем подписан 19 октября 2018 года, срок сдачи работ – не позднее 10 декабря 2022 года.

«Собственно, Росатом своих намерений и не скрывал – еще в начале октября, то есть сразу после завершения тендера на строительство ядерного могильника в Приморье, эта госкорпорация устроила щедрый пресс-тур для приморских журналистов на аналогичный объект в Мурманске, – сообщает Deita.ru. – Операция прошла успешно, и ничто не предвещало беды, однако в Приморье, как обычно, повестку «промухали», не сумев грамотно выстроить информационное сопровождение проекта и отработать резонанс, вызванный распоряжением правительства РФ. 

Кстати, в документе упоминается комитет по сотрудничеству с Японией. В Росатоме подтвердили софинансирование проекта с японской стороны. Вместо объяснений и комментирования-опровержения, вместо публичных заявлений от Росатома – томное молчание.

Пока власти не придумали ничего лучше, чем нелепый митинг в поддержку могильника в ЗАТО Фокино, о котором местные жители даже не знали. В итоге он лишь подлил масла в огонь. Неподготовленные спикеры не только впервые публично озвучили масштабы ядерной катастрофы в бухте Чажма, заявив, что это, как минимум, три Чернобыля. Они назвали информацию о строительстве фейком с целью развязывания холодной войны, назначили виновником народной истерии главного соперника О. Кожемяко на губернаторских выборах и даже обозвали «уродами» противников строительства – напуганных людей».

Помню, как в Спасске высадился журналистский «десант» во главе с главным редактором «Новой газеты» во Владивостоке, заместителем председателя Приморского отделения Союза журналистов Андреем Островским. После «тёплого приёма» в местном vip-кафе «ФортЦемент» некоторые коллеги настолько потеряли ориентиры, что выложили в интернет селфи с застолья и разразились восторгами по поводу радужных перспектив для нашего района гигантских свиноводческих комплексов. Мнение местных жителей, похоже, им не было интересно…

«А В ОСТАЛЬНОМ, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА, ВСЁ ХОРОШО…»

фотоДобавим и мы красок в картину маслом. За 2014-2018 годы в ручьи и речку Кулешовку с каждого из уже действующих комплексов слито по 300000 тонн необеззараженных отходов.

А это миллиарды яиц гельминтов, болезнетворные бактерии, остатки медицинских препаратов, гигантское количество химических элементов, убивших все живое в ручьях и речке Кулешовке, которая впадает в трансграничное озеро Ханка, где, между прочим, расположен международный орнитологический заповедник. А что будет, когда построят ещё 4?

Считаем, из-за грубых нарушений в организации производственного процесса резиденты ТОР «Михайловский» допустили две эпизоотии ящура. В результате уничтожено 89000 свиней на комплексах и неустановленное количество на личных подворьях жителей района.

Через 3-4 года эпидемия может повториться (ящур полностью уничтожить практически невозможно, Спасский район теперь заражён, да и Китай, где эта болезнь тоже распространена, – рядом). И тогда придётся ликвидировать животных уже в разы больше.

За уничтоженное поголовье двух комплексов страховая компания отсудила у администрации Приморского края 600 миллионов рублей, выплаченных ею ООО «Мерси Агро Приморье» в связи с эпизоотией ящура в январе 2019 года. Администрации края пришлось выплатить немалые суммы и жителям Спасского района в возмещение за изъятых у них и уничтоженных свиней.

Прибавим к этому невиданные преференции «якорным» инвесторам:

– снижение налога на прибыль организации до 0% в федеральный бюджет и не более 5% в региональную казну в течение пяти лет с момента получения первой прибыли;

– снижение до 0% налога на имущество и землю в течение первых пяти лет;

– применение процедуры свободной таможенной зоны;

– ускоренный порядок выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию;

– сокращённый срок проведения государственной экологической экспертизы;

– специальные механизмы защиты от необоснованных проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

Во что нам, налогоплательщикам, обходятся все эти послабления бизнесменам ТОРов?

Ответ – в докладе Государственного Совета РФ о комплексном развитии регионов Дальнего Востока: «Для финансирования создания инфраструктуры ТОР выделено 28,9 млрд рублей средств федерального бюджета и 20,3 млрд рублей средств региональных бюджетов, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников».

Только на ТОР «Михайловский» из краевого бюджета предусмотрено 2,5 миллиарда рублей, и это не считая дополнительных затрат!

Так кто же в кого инвестирует?!

И вот результат.

По данным Министерства развития Дальнего Востока, к настоящему времени на территории Дальневосточного федерального округа сформировано 20 территорий опережающего развития (ТОР) с почти 400 резидентами.

Из заявленных 3,9 триллиона рублей инвестиций от них поступило всего 620 миллиардов, а вместо 141,7 тысячи рабочих мест создано лишь 40 тысяч.

Такое вот «опережение»…

Пока властная «вертикаль» лелеет ТОРы, сельская глубинка умирает.

Не исключение – и село Новосельское.

ОБЕЩАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ

Основанное в 1916 году на берегу реки Сапнтахеза (ныне – Спассовка), оно стало житницей риса. Когда-то здесь был специализированный совхоз-миллионер. Именно в этом селе работали учёные ВНИИ риса, выводя новые сорта и предлагая эффективные и экологически безвредные технологии.

Новосельская рисовая оросительная система – комплекс сложных взаимосвязанных ирригационных сооружений и устройств. Это каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы. Они должны обеспечивать создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Построенная за счёт средств федерального бюджета, система безотказно служила многие годы, однако со времени губительных для сельского хозяйства реформ кормилица стала для сельчан источником бед. За последнее 30-летие она разграблена и находится в аварийном состоянии.

– Наше село расположено внутри системы и уже который год затапливается, причём данная ситуация носит не природный характер, а во многом связана с человеческим фактором! – убеждена жительница Новосельского Людмила Винтова.

В бытность депутатом сельского муниципалитета Людмила Ивановна пыталась привлечь внимание краевых и федеральных властей к проблеме. Она сумела разыскать авторов проекта водоотведения, бывших работников Уссурийского филиала института «Союздальгидрорис» Николая Александровича Лисина и Виктора Павловича Ротаря. Они разъяснили, что Новосельская система обустроена по польдерному типу, а закрытый польдер может существовать автономно. В нем предусмотрена защита села от вод озера Ханка и реки Спассовки. При условии, конечно, что система действует, как и запроектировано, в комплексе!

В соответствии с указом президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Новосельская мелиоративная система является федеральной собственностью и не может быть передана физическим и юридическим лицам. Однако на деле она оказалась разорванной на клочки маломощными организациями.

Приватизация земель прошла настолько бестолково, что три насосные станции оказались в оперативном управлении «Приммелиоводхоза», часть оросительной системы перешла Приморской научно-исследовательской опытной станции риса Приморского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Два основных канала – заливной и сбросной (так называемый Нагорный) – остались «ничейными», а земля – в собственности мелких производителей риса, которые не в состоянии поддерживать ирригационные сооружения в должном порядке.

Нужен эффективный собственник! А он в данный момент как раз и отсутствует.

Неугомонная депутатка достучалась, наконец, до краевого отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию!». После обращения Людмилы Ивановны к руководителю рабочей группы «Общество и власть — прямой диалог» Юрию Логинову Юрий Михайлович побывал в Новосельском, встретился с местными жителями, выслушал их мнение, увидел масштаб бедствия собственными глазами. И 2 ноября 2016 года во Владивостоке состоялось знаковое заседание, в котором участвовали крупные учёные, экологи, специалисты, представители администрации и прокуратуры края.

Было принято решение – обратиться в федеральный Фонд имущества с целью передачи Новосельской рисовой системы государственной структуре - «Приммелиоводхозу».

Казалось, дело сдвинулось с мёртвой точки. В Новосельское на вертолёте прилетел бывший губернатор Владимир Миклушевский в самый разгар «великого потопа». На откачку воды из магистрального канала край выделил деньги, шесть семей из затопленных домов получили жилищные сертификаты и отбыли на постоянное место жительства в более благоприятные места. В Новосельское приехал руководитель «Приммелиоводхоза» Олег Нагорный, делился планами восстановления системы.

А потом – тишина…

Незаметно пролетит зима, а придёт весна, и Новосельское снова «поплывёт»…

Впрочем, о чём это я? Сказано же: «меньше внимания уделять негативным новостям»!

Для «туристической привлекательности» есть у нас Золотой мост, океанариум, оперный театр и балет. И, как сказал губернатор, «даже в отдаленных уголках края есть, на что посмотреть».

Не обязательно же на тонущее Новосельское глазеть, верно?

Ольга Купчинская,

руководитель Спасского филиала регионального общественного движения

по противодействю коррупции в органах государственной власти и органах местного самоупрвления в Приморском крае «Хранители закона».