фото

Как сообщает BBC, за последние 5 лет темпы роста электронной коммерции опережали показатели западных стран. Во многом это связано с быстрым ростом количества интернет-пользователей, улучшением системы онлайн-платежей, а также ростом охвата аудитории в территориальном аспекте и повышением качества услуг.

Китай, в своем нынешнем состоянии прекрасно поддается натиску электронной коммерции. Рост доходов своего огромного населения является основой для растущей базы пользователей, плотность населения и жилая инфраструктура дают большие возможности для реализации эффективной логистики.

В Китае количество интернет-пользователей довольно-таки небольшое – около 43% населения, 40% которого совершают онлайн-покупки, в то время, как, например, в США – 80% населения активно пользуются всемирной сетью и всеми ее благами. Если китайские показатели достигнут уровня США, то электронная коммерция в Китае утроит свои масштабы.

Необходимо помнить, что интернет-бизнес в Китае имеет много уникальных особенностей:

Наложенный платеж (COD) по-прежнему является самым популярным методом оплаты из-за отсутствия доверия к электронным платежным системам и провайдерам.

Однако, ситуация постепенно улучшается и доверие растет ввиду любопытства пользователей, которые отдают предпочтение онлайн-оплатам после первой пробной покупки.

Далее идет логистическая система, парк которой в основном представлен мопедами и мотоциклами. Это объяснимо, так как в крупных городах транспортное движение очень плотное, а стоимость доставки автомобильным транспортом довольно высока.

Здесь есть минус – логистическая отрасль в Китае очень фрагментирована, и, впрочем, как UPS и Fedex, по-прежнему не в состоянии обеспечить общенациональный охват и качественное обслуживание в Китае. Однако ситуация улучшается, так как налаживаются связи с локальными почтовыми службами, позволяющие проникнуть в самые отдаленные места Поднебесной.

Также между китайскими и американскими покупателями существуют различия в предпочтениях относительно интерфейса: в то время как западные веб-сайты представляют собой простые и аккуратные страницы с большим количеством изображений, китайцы любят перегруженные ссылками, информацией и картинками интерфейсы, которые создают иллюзию напряженной и бойкой торговли.

Для китайских потребителей понятие «время-деньги» не существует: в отличие от западных покупателей, они не готовы платить дополнительные деньги для экспресс-доставки и предпочитают сэкономить.

Примечательно, что индустрия электронной коммерции Китая развивается путем перехода от нишевого рынка в сторону интернет-торговли, что уже становится образом жизни. Следует также отметить и стремительный рост популярности мобильной коммерции – мобильные приложения для телефонов становятся все более популярными среди потребителей, чем возможности, предоставляемые персональными компьютерами.

– При условии устранения всех недочетов и оптимизации обслуживания конечного потребителя, электронная коммерция имеет фантастические перспективы в Китае, особенно, если учесть многомиллиардное население Поднебесной, – комментирует первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

– Вы только вдумайтесь в эту цифру: если больше половины китайцев обретут возможность пользоваться Интернетом (здесь нужно учитывать и пользователей телефонных приложений, что дает возможность совершать покупки «на бегу»), то внутренний спрос в стране взлетит до небес, и государству придется наращивать импорт, так как покупатели будут требовать возможности иметь больший выбор, а также смогут активно интересоваться товарами, произведенными в других странах. Это в свою очередь увеличит экспорт в странах, которые находятся в нелегком положении, особенно в условиях экономического кризиса, хоть и постепенно сходящего на нет. Такое развитие событий сможет уравновесить мировую торговлю и стабилизировать экономику во многих странах.

Однако, в данном случае опять же встает вопрос логистики: с увеличением количества интернет-заказов Китаю придется также нарастить воздушный флот и уплотнить железнодорожную сеть, а это требует серьезных затрат, избежать которых будет сложно, – резюмирует Тамара Александровна. Но эти вложения очень быстро окупятся.

Тамара Касьянова, к.э.н.,

первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

Фото http://svit24.net/component/