Китайский бизнесмен, арендовавший землю у Спасского фермера, остался на бобах…

Похоже, криминальные 90-е годы возвращаются.

Самым непредсказуемым образом.

В разгар жатвы самой востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынке ценной масличной культуры интернет взорвался эмоциональными заголовками: «У приморского предпринимателя изъяли 200 тонн убранной сои», «Соевый скандал разгорается в Спасском районе с новой силой», «В битву за сою в Спасском районе включился ОМОН: есть задержанные»…

Постоянные читатели «АрсВест», вероятно, ещё не успели забыть «рисовые войны» в том же Спасском районе, о которых наша газета писала несколько лет назад.

Фигурант тогда был иной – Приморский агрохолдинг предпринимателя Сергея Деркача, ославившийся тем, что требовал с рисоводов дань за пропуск воды для залива чеков по магистральным каналам, которые ему не принадлежали, а его подчинённые ЧОПовцы устраивали шедшим в отказ земледельцам различные каверзы – от закрытых задвижек до угроз физического насилия.

Методы, конечно, разные, но суть – одна: вместо цивилизованного разрешения споров в суде – силовое давление.

Что же в действительности произошло в фермерском хозяйстве Станислава Стефановского?

Раньше оно, если и упоминалось в краевых СМИ, то в сугубо положительном ракурсе. Сюда, в село Степное, приезжали бывший и действующий губернаторы Андрей Тарасенко и Олег Кожемяко. Фермер – обладатель двух грантов краевой администрации. Он специализируется на мясном животноводстве, реализуя в собственных магазинах экологически чистую продукцию.

За последние несколько лет прилично отстроился. На территории фермы появились новые производственные и подсобные помещения. Многочисленные рулоны сена видны прямо с трассы. Как, впрочем, и обширные соевые поля, на которых и развернулась история в духе криминальных 90-х годов.

У каждой стороны – своя интерпретация происшествия. Станислав Викторович убеждён: раз соя выращена на земле, находящейся в его собственности, значит, изъятый правоохранительными органами урожай бобов (200 тонн) принадлежит ему, и расценивает ситуацию не иначе, как рейдерский захват.

– Почему вы мою сою отдаёте какому-то китайцу? – негодует он на видеоролике, выложенном в интернет. – Это же 3 миллиона рублей! Меня грабят!

У предпринимателя Ли Дэцяо (кстати, прописан он в Уссурийске) – иная точка зрения. Вовсе он не «какой-то китаец», а вполне ответственный арендатор. По официальному договору со Стефановским, с 20 сентября 2016 года получил право на использование полутора тысяч гектаров для возделывания сельскохозяйственных культур.

В документе записано два важных момента: урожай, выращенный на этом земельном участке, принадлежит арендатору, и он распоряжается им по собственному усмотрению. Все возникающие споры, в том числе изменения арендной платы, решаются либо путём переговоров, либо в судебном порядке.

Договор также является передаточным актом земельного участка и пролонгируется ежегодно, по 2026-й год включительно.

Рассчитывая на такую долгосрочную перспективу, Ли Дэцяо построил площадку для хранения зерна, приобрёл и привёз технику на 21 миллион рублей. Арендную плату (4,5 миллиона рублей) вносил одноразовым платежом за год вперёд, есть расписки Стефановского в её получении.

Первые два года, рассказывает китайский бизнесмен, всё шло нормально. А нынешней весной начались проблемы: Станислав принудительно изъял у него 50 гектаров земли и никак это не компенсировал.

– В итоге я посеял сою на 1000 гектарах, – сокрушается Ли Дэцяо. – Рассчитывал получить после реализации бобов около 12 миллионов рублей.

Соя в Китае всегда была востребована, а после американских санкций – тем более.

Незадолго до уборки урожая с китайским арендатором стали происходить странности. Когда китайский фермер отправил своих рабочих в поле на уборку сои, выяснилось, что их опередили люди хозяина земли. Они успели намолотить около 200 тонн масличных бобов.

– Убрали примерно 450 гектаров. В настоящее время мне не дают осуществлять жатву и всячески препятствуют, – жаловался он полицейским.

Как удалось выяснить, истоки конфликта в том, что арендодатель потребовал дополнительные деньги за использование дороги и, по его мнению, снижение плодородия земли. Когда арендатор не выполнил его условия, он не только разорвал с ним договор в одностороннем порядке, но даже изъял уборочную технику и запретил приближаться к соевому полю под угрозой расправы.

Разногласие могло привести к вооружённому столкновению между частным охранным агентством, нанятым китайской стороной, и представителями криминальных кругов города Уссурийска, призванных на помощь местным фермером (их оказалось ни много, ни мало – 40 человек).

Благодаря своевременному вмешательству спецподразделений Спасского отдела МВД конфликт не перерос в разборку с непредсказуемыми последствиями, как случилось это в центральной части России, когда на хуторе Чернозубов в Орловском районе Ростовской области 22 октября две семьи местных фермеров устроили перестрелку из-за участка для выпаса скота. В результате пятеро погибли, ещё двое попали в реанимацию. Ролик об этом трагическом инциденте появился в социальных сетях практически одновременно с видеосюжетами о конфликте в селе Степном.

Как рассказывают очевидцы, всё было, как в кино: погоня за моторизованными «ковбоями» по пересечённой местности, жёсткие задержания. Сейчас органы разбираются, откуда у жителей Уссурийска, приехавших на «усмирение» китайских фермеров, огнестрельное оружие.

Сотрудниками полиции изъята сельскохозяйственная продукция и техника – до принятия обоснованного решения после проверки сообщения о преступлении.

Последствия могут оказаться более чем серьёзными. Не исключено возбуждение против российского фермера уголовного дела по статье «Самоуправство».

Несколько лет назад была мутная история с ВНИИ риса в соседнем селе Новосельском. Сотрудники станции говорили, будто фермер незаконно, по их мнению, посеял на их чеках рис, а когда они убрали урожай, по странному стечению обстоятельств, загорелась двухэтажная контора научно-исследовательской опытной станции. Пожар потушили. Конфликт, вроде, – тоже. Остались закопчённые стены. И – взаимное недоверие.

В нынешней ситуации всё намного серьёзнее. Одна из сторон инцидента – иностранные граждане. Китайский бизнесмен реально может потерять урожай (сроки уборки сои уходят, а если она уйдёт под снег?), а наша страна – как говорят на Востоке, «лицо». Не исключено, что неудачливый арендатор уже распространяет негативную информацию среди коммерческих инвесторов Китая, что пагубно повлияет на инвестиционную привлекательность Приморского края.

Комментатор одного из видео-сюжетов посоветовал китайцам, прежде чем начинать дела с россиянами, посмотреть старый советский мультик про то, как виртуозно обманывал мужик своёго партнёра – медведя. Типа, «сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»…

Ольга Купчинская.

Спасский район Приморского края.