Главная страница Экономика Как зарабатывают города в России: три пути

Как зарабатывают города в России: три пути

10.07.2019
Наталья Сорокина, доцент кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Три четверти населения России живет в городах. И если в Москве и Санкт-Петербурге проблемой является спор: «подъезд» или «парадная», менее крупные города вынуждены сталкиваться с более серьезными трудностями. Разбираемся, чем обусловлена подобная дифференциация.

Какие бывают города. В России существует три принципиально отличающихся друг от друга типа городов: города с населением свыше 0,5 млн человек, города с численностью жителей от 50 тыс. до 250 тыс. человек и малые города, в которых проживает менее 50 тыс. населения.

Указанные типы городов различаются, прежде всего, численностью населения, которая, в свою очередь, обуславливается характером модернизации экономики, комфортностью условий проживания, доступностью социальных благ и другими факторами, определяемыми социально-экономическим потенциалом города и возможностями его реализации в национальной и мировой экономике.

Города, относящиеся к различным типам, реализуют принципиально разные стратегии привлечения финансовых ресурсов.

Старший умный был детина. Крупные города-центры реализуют стратегию зарабатывания, активно создавая условия для привлечения в экономику финансовых, инвестиционных и других ресурсов. Наибольших успехов в ее реализации ожидаемо достиг федеральный центр Москва. С 2015 года бюджет города является профицитным, основными источниками его формирования выступают налоги на прибыль и на доходы физических лиц — 32,1 и 39,5% соответственно (данные за 2018 год). Москва как административный и экономический центр России обладает оптимальными условиями для реализации данной стратегии: высокий уровень доходов населения, диверсифицированный рынок труда, высокое качество человеческого капитала делают город привлекательным для инвестиций.

Однако другие крупные города — центры России испытывают трудности при реализации этой стратегии. Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород не имеют статуса федерального центра, и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ налог на прибыль в их бюджеты не поступает. В результате они сталкиваются с проблемой достижения сбалансированности муниципального бюджета.

Средний был и так, и сяк. Второй тип представлен 41 городом, которые с большей или меньшей степенью успешности реализуют стратегию администрирования налогов. Здесь сосредоточены относительно устойчиво работающие предприятия и организации, для этих городов характерен довольно высокий уровень занятости населения, однако недостаточность платежеспособного спроса сдерживает развитие предпринимательства во всех его формах. Централизация налоговых доходов в региональных и федеральном бюджетах привела к тому, что сейчас бюджеты значительного числа городов — региональных центров являются дефицитными.

В сложившихся условиях усилия местных властей нацелены на повышение собираемости налогов, прежде всего, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Совершенствование налогового администрирования способствует обеспечению сбалансированности бюджета города, однако не является драйвером устойчивого развития территории.

А младший ни в чем не виноват. Малым городам крайне сложно конкурировать с крупными городами и городами — региональными центрами за привлечение высококвалифицированной рабочей силы и инвестиционных ресурсов, что обуславливает их низкий налоговый потенциал. По результатам мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях в 2018 году дефицит местных бюджетов составил 16,9 млрд рублей.

Основная проблема малых городов — дотационность местных бюджетов: значительную часть их доходов составляют трансферты из бюджетов вышестоящих уровней. Это определяет наиболее распространенную среди территорий данного типа стратегию поиска преференций. В условиях, когда собственных доходов недостаточно не только для развития территории, но и для обеспечения ее нормального функционирования, усилия местных администраций нацелены на установление взаимовыгодного взаимодействия с руководством региона. Вероятно, более перспективной для малых городов является стратегия ориентации на интересы местного сообщества, консолидации усилий власти и бизнеса в достижении стратегических целей развития.

Проблема заключается в том, что стратегию зарабатывания способна реализовать лишь небольшая группа успешных крупных российских городов. При этом слабость социально-экономического потенциала региональных центров и малых городов, а также несовершенство системы распределения доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации обуславливают особую востребованность стратегии поиска преференций, почти не нацеленной на создание внутренних стимулов к развитию территорий.

Есть куда расти. Между тем при существенных внешних различиях основные стратегии привлечения финансовых ресурсов, используемые российскими городами, обладают, по крайней мере, одним общим свойством — все они являются стратегиями экстенсивного роста, то есть их успешная реализация предполагает, что направленность урбанизационных процессов сохранится и приток населения в города продолжится. 

Поэтому не следует ожидать принципиального изменения в стратегиях привлечения финансовых ресурсов в экономику городов, но целесообразно рассмотреть возможность корректировки приоритетов в рамках реализуемых стратегий:

  • крупным городам — центрам России следует особое внимание уделить мерам по привлечению молодежи, в противном случае они в обозримом будущем столкнутся с проблемой резкого замедления темпов роста, обусловленной сокращением численности трудоспособного населения;

  • городам — региональным центрам в рамках стратегии администрирования налогов следует активнее реализовывать меры, направленные на формирование условий устойчивого социально-экономического развития территории, а именно: развитие имущественного налогообложения и совершенствование механизмов предоставления льгот при уплате земельного налога;

  • перспективной для малых городов является переориентация на интересы местного сообщества путем консолидации усилий власти и бизнеса в достижении стратегических целей развития города.


Теги:

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Второй раз Путин говорит, что из-за ветряков птицы гибнут и из земли червяки выползают. Как вы считаете, прав ли президент?

1. Нет, это сказал его неподготовленный тройник.
2. Да, это правда, он сам видел червяков.
3. Каждый имеет право видеть, что хочет: чертей, инопланетян или червяков.
4. Да, правда. «Единая Россия» в теме!
5. Раз Путин говорит, значит, червяки вылазят, только низенько.
6. Да, они с Чубайсом ещё и не такое видели.
7. Вылазят червяки, или не вылазят – все равно не будет у нас альтернативной энергетики.
 

Всего проголосовало
29 человек
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года