3 года назад поведение сотрудников в соцсетях регулировалось в 51% компаний, сегодня — в 59%. Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob выяснил у работодателей, какие правила действуют в их компаниях в отношении соцсетей. У сотрудников предприятий и организаций мы узнали, приходилось ли им получать претензии руководства по этому поводу. В опросах приняли участие 500 представителей работодателей и 1600 россиян в возрасте 18—54 лет, зарегистрированных в социальных сетях.


Главное, чего боятся работодатели, — разглашения коммерческой тайны (37%). 21% компаний требует от сотрудников соблюдения этики поведения в соцсетях. 18% запрещают публиковать негативные комментарии о работе, руководстве, коллегах. В каждый двадцатой компании действует запрет на публикацию в интернете фотографий в униформе или с рабочего места. В 4% компаний запрещено выкладывать любую информацию о работе. Другие правила есть в каждой сотой организации, среди них — запрет критики властей и размещения недостоверной информации о товарах и услугах.

27% работодателей блокируют персоналу выход в соцсети с рабочего компьютера.

3 из 10 компаний не регламентируют поведение работников в соцсетях. 11% респондентов затруднились с ответом.

За 3 года с момента проведения аналогичного опроса компаний, установивших запрет на разглашение коммерческой тайны, стало больше почти в 1,5 раза: 25% в 2015 г. и 37% сегодня. Предприятий, где поведение сотрудников в соцсетях не регулируется, напротив, стало меньше практически на четверть: 3 года назад — 39%, сейчас — 30%.

Впрочем, количество реальных инцидентов, связанных с неподобающим поведением персонала в соцсетях, по-прежнему невысоко: лишь 2% пользователей соцсетей говорят о том, что сталкивались с нареканиями со стороны руководства. Мужчины чуть чаще признаются в подобных ситуациях: 3% против 1% среди женщин. Комментируя свои ответы, мужчины рассказывали о том, что позволили себе открыто критиковать компанию в интернет-пространстве, допускали нецензурные выражения в переписке. Женщин же чаще критиковали за легкомысленные посты или статусы и откровенные фотографии.


Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 285
Время проведения: 8 ноября — 3 декабря 2018 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 500 респондентов

Вопрос: «Существуют ли в вашей компании какие-либо правила, накладывающие ограничения на поведение сотрудников в социальных сетях? Вы можете выбрать необходимое количество вариантов ответа».

Вариант ответа 2015 2018
запрещаем разглашать коммерческую/государственную тайну 25% 37%
нет, никаких правил не существует 39% 30%
доступ в интернет/соцсети с рабочих компьютеров заблокирован/запрещен 29% 27%
требуем соблюдения этики поведения: корректности высказываний, запрещаем нецензурные выражения и фотографии 18% 21%
запрещаем размещать негативные комментарии о компании, информацию, порочащую организацию, коллег, руководство 16% 18%
запрещаем размещать фото в униформе/с рабочего места 3% 5%
запрещаем размещать любую информацию о компании 5% 4%
другое 1% 1%
затрудняюсь ответить 10% 11%



Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 305
Время проведения: 8—14 ноября 2018 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее регистрацию в соцсетях
Размер выборки: 1600 респондентов

Вопрос: «Приходилось ли лично вам сталкиваться с нареканиями со стороны работодателя, касающимися поведения в социальных сетях?»

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет
муж жен до 24 25—34 35—44 45 и старше
да, я сталкивался(лась) с претензиями работодателя к моему поведению в соцсетях 2% 3% 1% 2% 2% 2% 1%
нет 93% 91% 94% 90% 93% 93% 94%
затрудняюсь ответить 5% 6% 5% 8% 5% 5% 5%

Вариант ответа 2015 2018
да, я сталкивался(лась) с претензиями работодателя к моему поведению в соцсетях 2% 2%
нет 93% 93%
затрудняюсь ответить 5% 5%