Аналитическая служба компании ФинЭкспертиза рассчитала динамику роста объемов сборов основных видов налогов по регионам России с 2015 по 2017 годы. Для анализа брались имущественный, земельный и транспортный налоги.

Согласно полученным результатам, темпы сборов налогов в России в 1,84 раза превышают темпы роста заработных плат. При накопленном 15% росте заработных плат за три года объем сборов трех основных налогов вырос на 28%.

Наиболее существенная разница в динамике роста налогов и зарплат наблюдается в Чеченской республике. Там при росте заработных плат в 1,04 раза (или на 4%) сборы налогов с физлиц выросли в 4,89 раза. Таким образом, собираемость налогов, которые платят физические лица, почти в 92 раза выше, чем рост заработных плат в регионе.

Динамика роста сборов налогов значительно превышает рост заработных плат в Ненецком автономном округе и Республике Тыва. В Ненецком автономном округе, при росте заработных плат за три года на 4%, сбор налогов с физических лиц вырос на 42%. Таким образом, темпы собираемости налогов в регионе были в 10 раз выше, чем темпы роста заработных плат. В республике Тыва зарплаты выросли на 10%, а объемы сбора налогов выросли на 77%, темпы роста налогов были выше темпов роста зарплат в 7,45 раз.

Москва занимает 19 строчку в этом рейтинге. За три года в столице темпы сборов налогов на физических лиц в 3,31 раза превысили темпы роста заработных плат (зарплаты выросли на 15%, сборы налогов на 49%).

В Санкт-Петербурге зарплаты выросли на 22%, а объемы собираемости налогов всего на 16%. Таким образом, Санкт-Петербург расположился на 80 строчке. 

В ТОП-3 регионов с минимальным ростом налоговой нагрузки на жителей вошли Ярославская и Вологодская области. Там при росте заработных плат в пределах среднероссийских значений (рост на 15%) налоговые сборы за три города выросли всего на 8% и 6% соответственно.  

СКОЛЬКО НАЛОГОВ СОБРАЛИ?

В целом по России налоговые сборы с физических лиц (сумма транспортного, земельного и имущественного налогов) выросли на 28% – с 176,2 млрд рублей до 225,2 млрд рублей.

Сильнее всего собираемость налогов выросла в Чечне, Дагестане и Тыве – в 4,89, 1,79 и 1,77 раз соответственно.

Однако в Чечне полученные показатели связаны по большей части с низкой базой. В 2015 году общая сумма собранных налогов в республике составила чуть более 77 млн рублей при населении в 1,4 млн человек. Таким образом, каждый житель Чечни в 2015 году заплатил суммарно чуть более 55 рублей налогов.  В 2017 году эта сумма выросла до 270 рублей на человека. В то же время, в 2015 году общая налоговая нагрузка на человека по трем исследуемым видам налогов в среднем по России составила 1205 рублей, в 2017 году – 1534 рубля. Таким образом, мы видим, что даже с 90-кратным ростом объемов сборов налогов Чечня даже не приблизилась к общероссийским значениям по собираемости основных налогов.

Меньше всего объемы сбора налогов выросли в Ярославской области (на 8%), Еврейской автономной области (на 7%) и Вологодской области (на 6%). 

КАКОЙ НАЛОГ ОБРЕМЕНИТЕЛЬНЕЕ ВСЕГО ДЛЯ РОССИЯН?

Налог на имущество физических лиц

Из анализируемых налогов, платежи по которым наиболее значимы для личных бюджетов жителей России, сильнее всего за три года вырос налог на имущество физических лиц. Среднероссийский рост сборов по этому виду налогов составил 72%.  Для каждого россиянина с 2015 по 2017 года платежи выросли с 207 рублей до 357 рублей на человека.

Сильнее всего сборы по имущественному налогу выросли в Магаданской области (в 9,7 раз), в Республике Коми (в 3,55 раз) и в Тульской области (в 3,09 раз).

Однако даже при таком росте сборов данного вида налогов, платежи жителей Магаданской области остаются значительно ниже общероссийских значений. В 2015 году каждый житель Магаданской области платил порядка 14 рублей в год за свое имущество (то есть налог носил формальный характер), в 2017 году стал платить порядка 143 рублей. Таким образом, рост собираемости налогов в этом регионе связан, по всей видимости, с общероссийской тенденцией на повышение доходов бюджета и повышение качества администрирования законодательно закрепленных налогов.

В республике Калмыкия, Ленинградской и Ярославской областях собираемость налога на имущество снизилась – на 16%, 6% и 1% соответственно.

Значительное снижение сборов по налогу на имущество в Калмыкии связано отчасти с тем, что еще в 2015 году в этом регионе налоговая нагрузка на жителей по этому виду налогов была одной из самых высоких в стране – 254 рубля на человека при общероссийских значениях в 207 рублей. И это тренд на снижение налоговой нагрузки, который начался еще в 2010 году после доклада Федеральной налоговой службы в Совете Федерации. Тогда, по данным ведомства, в Калмыкии налоговая нагрузка составляла 784 рубля на одного налогоплательщика.

Земельный налог

За три года сборы по земельному налогу в среднем по России выросли на 25%.

Налоговой базой этого вида налога является кадастровая стоимость земельных участков. Сам налог рассчитывается как произведение налоговой базы на налоговую ставку. Налоговые ставки устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут превышать установленных законом значений, составляющих от 0,3 до 1,5% в зависимости от категории земель.

В ТОП-3 регионов с самыми высокими темпами роста земельного налога вошли Чеченская Республика, Тульская область и Орловская область. Этот вид налога здесь вырос в 3,13, 2,24 и 1,78 раз соответственно при среднероссийском росте в 1,25 раз.

В Ямало-Ненецком автономном округе и Мурманской области сборы по земельному налогу за три года снизились. В Мурманской области – на 7 млн рублей, в Ямало-Ненецком автономном округе – почти на 5 млн рублей.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом, и все денежные средства от него поступают в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Сумма налога – это произведение налоговой базы по каждому транспортному средству, умноженное на соответствующую налоговую ставку. Повышающие коэффициенты – стоимость автомобилей свыше 3 млн рублей и срок выпуска автомобиля (чем моложе авто, чем выше коэффициент). Таким образом, потенциальный объем транспортного налога в регионе зависит от того, сколько машин там зарегистрировано, стоимости этих автомобилей и их возраста.

В среднем по России сборы по транспортному налогу с 2015 по 2017 год выросли на 16% – со 109,8 млрд рублей до 127,6 млрд рублей.

Что касается динамики роста налогов, то сильнее всего платежи по транспортному налогу выросли в Чеченской республике, Республике Дагестан и Республике Тыва – в 9,04, 2,65 и 2,07 раз соответственно.

При этом, как и в случае с общей налоговой нагрузкой, значительный рост сборов по транспортному налогу в Чечне связан лишь с минимальным уровнем сборов в базовом году. Так, в 2015 году в Чеченской республике в среднем на каждого жителя пришлось по 20 рублей транспортного налога, в 2017 году эта сумма составила уже 172 рубля. Столь низкий уровень сборов налога связан, прежде всего, с общим уровнем жизни в регионе. По данным аналитического агентства Автостат, Чеченская республика находится на предпоследнем месте среди всех регионов РФ по уровню обеспеченности легковыми автомобилями. На каждые 1000 жителей здесь зарегистрирован 131 автомобиль при среднероссийском значении в 285 автомобилей. По стоимости авто Чечня также занимает последние строчки общероссийского рейтинга – в республике чуть более 27% автомобилей импортного производства, в то время как у регионов-лидеров рейтинга – более 95 %.

В Москве сборы по транспортному налогу за три года выросли на 15% – с 1450 рублей до 1710 рублей на человека.

Меньше всего рост транспортного налога был в Ленинградской области – всего  2%.

В Еврейской автономной, Вологодской, Нижегородской и Кемеровской областях транспортный налог в расчете на одного жителя вырос на 4%. 

Нина Козлова

генеральный директор компании ФинЭкспертиза

«Сегодня в стране наблюдается очевидный тренд на повышение качества администрирования налогов. Это связано как с цифровизацией процессов, так и с выполнением задачи по наполнению региональных бюджетов. Низкая собираемость региональных налогов приводит к недофинансированию бюджета, что не дает возможность регионам привести в порядок дороги, построить новые детские сады или закупить современное оборудование для медицинских комплексов.  

Одна из главных задач региональных и местных властей – обеспечить финансирование программ, необходимых жителям. Если рассматривать проблему в этой плоскости, значительный рост собираемости налогов во многом связан не столько с повышением налогового бремени в отношении жителей, сколько с более качественным администрированием законодательно закрепленных налогов».