Отличительной особенностью закупок в системе образования является то, что помимо требований Федерального закона № 44-ФЗ необходимо учитывать и положения специального Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации». Образовательные услуги могут оказывать как целая организация, так и отдельный специалист. Для каждого формата предоставления таких услуг больше подходит тот или иной способ закупки.
Конкурс или аукцион. Эти формы торгов актуальны в тех случаях, когда заказ предполагает достаточно большую сумму. Заказчик должен подготовить документацию – конкурсную или аукционную – и опубликовать ее. Условия конкурса и аукциона не гарантируют победу участнику с самой высокой квалификацией, но одним из критериев оценки она вполне может являться.
Запрос котировок. Эта форма торгов допускается при начальной цене контракта не более 500 тысяч рублей. Для проведения запроса котировок не нужно подготавливать документацию, но победитель в таких торгах определяется исключительно по лучшей предложенной цене без учета квалификации исполнителя.
Закупка у единственного поставщика. Этот способ закупки оптимален для заключения контракта с физическим лицом. Конкуренции в этом случае удается избежать, а услуги будет оказывать выбранный заказчиком конкретный специалист. Эта же форма определения исполнителя используется при закупке нескольких тренингов, стоимость каждого из которых не превышает 100 тысяч рублей. Процедура закупки предполагает обязанность заказчика зафиксировать ее в годовом плане без необходимости опубликования информации о проводимых торгах. Этот способ дает возможность выбора исполнителя, оценки их квалификации и сравнения ценовых предложений.
Формирование начальной максимальной цены контракта на закупки образовательных услуг чаще всего происходит за счет метода сопоставимых цен. Сама специфика закупки означает повышенное внимание к квалификации поставщика. С учетом сопоставления цен на одну услугу у разных поставщиков этот метод можно считать наиболее справедливым и оправданным для применения.
Действующее законодательство не содержит каких-то завышенных требований к процедуре приемке образовательных услуг. Так, заказчик имеет право своим решением создать приемочную комиссию из квалифицированных сотрудников или людей, разбирающихся в предмете закупки. Еще один вариант – приемка услуги ответственным лицом, назначенным заказчиком. Важно лишь зафиксировать в контракте четкие критерии, которые будут использоваться при приемке и проверке.