Главная страница Экономика Кубышка на 6 трлн для друзей Путина

Кубышка на 6 трлн для друзей Путина

07.11.2018
Владимир МИЛОВ.

фото

24 октября Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2019-2021 годы. Иначе как сенсационным этот документ назвать нельзя, и вот почему. Во-первых, забудьте все, что вам рассказывали в последнее время про «нам не обойтись без повышения НДС и пенсионного возраста». Новый проект бюджета попросту трещит по швам от лишних денег, обещая нам рекордные профициты (превышение доходов над расходами) — профицит бюджета составит 1,9 трлн руб. в 2019-м году, 1,2 трлн – в 2020-м, 950 млрд — в 2021-м.

Если прибавить к этому 2,6 трлн профицита за девять месяцев этого года (к январю этот показатель превысит 3 трлн), то за четыре года у правительства скопится более 6 трлн руб. лишних денег, которые оно намерено складывать в кубышку — Фонд национального благосостояния. Его размер к концу 2021 года должен превысить 14 трлн руб.

На самом деле, профицит будет еще выше, если мировые цены на нефть превысят правительственный прогноз (по базовому варианту на 2019 и 2020 годы в бюджет заложены $63 и $60 соответственно, хотя уже сейчас нефть стоит больше $80). Есть ряд факторов, из-за которых цены могут снизиться, прежде всего, это риск замедления мировой экономики из-за разгорающихся торговых войн, но если нефть все же будет стоить дороже, объем лишних денег в правительственной кубышке еще вырастет – это будет не 6 лишних трлн, а возможно, все 10.

Только что мы слышали о «безальтернативности» повышения налогов и пенсионного возраста, и вдруг у правительства нашлись триллионы избыточных доходов!

Честно говоря, все это в голове не укладывается: только что мы слышали о «безальтернативности» повышения налогов и пенсионного возраста, и вдруг оказывается, что у правительства нашлись триллионы избыточных доходов. Словно в каком-то абсурдистском романе, на фоне этих рекордных профицитов правительство планирует очень серьезное повышение налоговой нагрузки в 2019 году: в сумме она вырастет примерно на 750 млрд руб. (525 млрд от увеличения НДС, 160 млрд — от акцизов, 46 млрд — от утилизационного сбора на транспортные средства и 18 млрд — от пошлин на импорт комплектующих для промышленной сборки).

Это огромная сумма, и есть все основания подозревать, что рост налогов ударит по экономике гораздо больнее, чем ожидаемое правительством снижение темпов роста ВВП до 1,3% в 2019 году. Мы уже столкнулись с обнулением роста инвестиций и – впервые в этом году – сокращением объемов производства в обрабатывающей промышленности в сентябре, и тут вдруг правительство хочет повысить налоги еще почти на триллион. И нельзя сказать, что ему не хватает денег — как видите, в ближайшие три года избыток доходов будет просто колоссальный.

Извините, но в таком подходе — увеличении налоговой нагрузки в условиях огромного избытка доходов — невозможно увидеть никакой рациональной логики. За исключением одного соображения: правительство ждет какого-то колоссального нового кризиса, для которого и накапливает «подушку» резервов, отказываясь делиться этими деньгами с экономикой. Собственно, в риторике властей, объясняющей необходимость нового накопления резервов, это соображение слышится довольно отчетливо: якобы крупные финансовые резервы «спасли» нас в период кризисов 2008—2009 гг. и начиная с 2014 года надо повторить опыт их накопления.

Не очень понятно, от чего эти резервы нас «спасли», так как в кризис 2008—2009 годов Россия вошла в число 15 экономик мира с худшими темпами развития, а падение реальных доходов населения после 2014 года стало самым затяжным со времен распада СССР. При этом резервы были растрачены на поддержку неэффективных бизнес-структур, связанных с властями, и консервацию неэффективной структуры госрасходов, а экономика вот уже более 10 лет не может вернуться к сколь-нибудь заметным темпам роста. В этом году ВВП России, по прогнозам правительства, составит $1,64 трлн по среднегодовому курсу — это на 1,3% ниже объема ВВП 2008 года, пересчитанного в доллары по курсу того времени. За десять лет мы никуда не продвинулись. От чего же тогда нас спасли дважды проеденные резервы? 10 лет без роста – это недостаточно плохая история, могло быть еще хуже?.. Ничего себе качество экономического менеджмента от Владимира Путина и Ко.

Но вы не расслабляйтесь, роста ждать не стоит и в дальнейшем: правительство прямо в этом признается. В проекте нового бюджета только в далеком 2021 году нам обещают 3% роста ВВП, а в 2019-м нам придется потерпеть сокращение его темпов из-за политики увеличения налогов. Но откуда вдруг возьмутся факторы, которые обеспечат нам рост экономики хотя бы даже в 3% и хотя бы в 2021 году?

Может капитал перестанет утекать из России и сменится притоком? Пока этого не видно — темпы оттока капитала в этом году бьют все правительственные прогнозы. Может быть, у населения появится на руках много денег? Да нет, правительство прогнозирует крайне скромные темпы роста реальных располагаемых доходов населения — 1-2% в год в 2019—2021 по базовому варианту и ближе к нулю по консервативному. Цены на нефть? Но правительство не прогнозирует их роста ($58-$63 по базовому варианту в следующие три года), а если рост будет, то дополнительные деньги не пойдут в экономику, а по «бюджетному правилу» будут складываться в резервы.

Так откуда же возьмется ускорение роста? Из правительственного пакета документов к законопроекту ответ в принципе ясен: они рисуют нам все такую же фантастическую картинку бурного роста инвестиций, как и все предыдущие годы. Прогноз проекта бюджета на 2020—2021 годы — 7-8% роста инвестиций в основной капитал в 2021 году.

Не пытаясь ответить на риторический вопрос, что такого случится в Российской Федерации в ближайшие годы, что сюда вдруг повалят инвесторы, хочу отметить, что качество правительственных прогнозов по бурному росту инвестиций мы тестируем на практике уже не первый год. В прошлом году, например, при принятии федерального бюджета на этот год они прогнозировали рост инвестиций в 2018 году аж в 5,7% (и на этом основывался прогноз о росте ВВП выше 2%). Факт: имеем 3,6% роста инвестиций в первом квартале, 2,4% – во втором, а в августе рост инвестиций вообще обнулилися. Теперь прогноз роста инвестиций от Минэкономразвития уже 2,9% – вдвое ниже прогноза годичной давности, и он, вероятнее всего, еще изменится, и никакого роста ВВП более 2% тоже, естественно, не будет). Если они базируют свои прогнозы будущего роста экономики на этих, рисуемых из года в год дутых прогнозах бурного роста инвестиций, то тушите свет, роста не будет.

Вообще, конечно, это впечатляющая история сама по себе: путинская власть уже обеспечила нам десятилетие без экономического роста и гарантирует его отсутствие еще на годы вперед, а значит, забудьте о росте своих доходов и благосостояния, дорогие россияне. В странах, которые власти приводят нам как пример более высокого пенсионного возраста, правительства за такое отправляют в отставку и на выборах меняют на оппозицию. Кстати, о пенсиях. При обсуждении повышения пенсионного возраста нам рассказывали, что это якобы делается ради существенного повышения пенсий. И что, находим мы это повышение в новом проекте федерального бюджета? Как бы не так: среднегодовые темпы роста реальных пенсий в 2019—2021 годах по самому оптимистичному базовому варианту планируются на уровне 1,6%-2,5% в год (по консервативному варианту и того меньше).

Расходы на пенсии в 2019 году вырастут на 0,6%, а на ФСИН, Росгвардию и RT (АНО «ТВ-Новости» и МИА «Россия сегодня») — увеличатся на 6-7%.

Увеличивать трансферт из переполненного деньгами федерального бюджета в Пенсионный фонд не планируется: рост федеральных расходов на пенсионное обеспечение составит в 2019 году всего 0,6%, в то время как общие расходы бюджета вырастут на 4,7%, а расходы, скажем, на ФСИН, Росгвардию и медиаимперию Russia Today (АНО «ТВ-Новости» и МИА «Россия сегодня») – увеличатся на 6-7%.

В целом примерно понятно, зачем с экономической точки зрения власти продавливали повышение пенсионного возраста: они не пенсии хотели повысить, а просто чуть сбросить финансовое бремя содержания пенсионной системы с федерального бюджета, чтобы накопить больше резервов. И вот еще для чего: чтобы финансировать любимые инфраструктурные проекты, бенефициарами которых являются хорошо нам знакомые друзья Путина. Ежегодные дополнительные расходы на эти новые проекты составят порядка 500-600 млрд руб. в год, что вдвое больше увеличения расходов на выплату страховых пенсий (лишь 200-300 млрд). 

Очевидно, что подряды для Ротенберга властям намного милее пенсий. Кстати, Ротенберг оказался в трагикомичной ситуации: он уже выразил готовность построить за счет бюджетных средств пресловутый мост на Сахалин, но тут федеральные ведомства заявили, что мост в общем-то не нужен, потому что достаточного грузового трафика для него нет. Однако, невзирая на его ненужность, мост все же включили в план развития магистральной инфраструктуры. Пока в перечне проектов, финансируемых за счет бюджета, его нет, но там есть много другого, не менее интересного — например, 12 млрд руб. на создание промзоны в районе Суэцкого канала в Египте или более 100 млрд субсидий на коммерческий проект компании «Новатэк» (совладелец — друг Путина Геннадий Тимченко) «Арктик СПГ» – освобожден от многих налогов, реализуется на импортном оборудовании и неясно, принесет ли хоть что-то в бюджет.

Вообще госинвестиции из Фонда развития, видимо, и есть тот «волшебный ключик», с помощью которого власть планирует достичь темпов роста экономики хотя бы в 2-3% в год, но жизнь учит, что из этого ничего не получается: в последние годы совокупные бюджетные инвестиции достигли и превысили 2 трлн руб. ежегодно, а к заметным темпам роста экономики мы не можем вернуться вот уже более 10 лет. Однако мы продолжаем отнимать деньги у эффективных экономических субъектов (через повышение налогов) и перераспределять их в пользу неэффективных (через бюджетные инвестиции), и верить, что на этом брезентовом поле все-таки вырастут какие-то алюминиевые огурцы.

Это основное, что вам надо знать о федеральном бюджете на следующие три года: правительство купается в лишних деньгах, но при этом все равно повышает налоги. При этом признает, что повышение налогов затормозит экономику — но надеется, что бюджетные инвестиции ее ускорят, хотя на эти грабли мы наступаем уже много лет, это не работает. Правда, на бюджетных инвестициях хорошо заработают друзья Путина — дополнительные сотни миллиардов, изъятые у налогоплательщиков, перекочуют в их карманы.

Зато обычным россиянам никакого роста реальных доходов и реальных пенсий ждать не стоит — правительство открыто признается, что его не будет, максимум 1-2% в год. А куда же денутся лишние триллионы избыточных доходов государства? Они будут складываться в кубышку, которая нам понадобится — когда снова грянет мощный экономический кризис, неизбежный по результатам такого «мудрого» экономического руководства со стороны В.В.Путина и его «блестящей» команды профессионалов. В новом бюджете вся эта «экономическая модель» видна как на ладони.

Владимир МИЛОВ. Мнения.

https://theins.ru/opinions

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:

Еще в рубрике «Экономика»

«Телефон доверия» Владивостокской таможни работает круглосуточно Прикачайте скилл, выбрав и купив электронные курсы популярных тематик на сайте softskills.labmedia.su Почему стеклянные двери купе стоит приобрести в компании ADEM GLASS Квартиры в ЖК "Скандинавия" - особенности архитектурного проекта и жилого фонда микрорайона ЖК Южная Битца: достойное жилье в панельных домах С начала 2019 года почти в два раза вырос экспорт пшеничной муки из Приморского края в КНР За бурением скважин на воду обращайтесь в компанию «Аква Геология» Зарплаты российских почтовиков вырастут в среднем на 20% Комбикорм для пенсионеров как новое слово в российской экономике Плач по человеку Кремля Нам бы валидол, да нашатырчик от обмороков... Бастрыкин требует вернуть конфискацию и социальную справедливость Какие навыки и качества дополнят портрет «соискателя будущего» Конец цирка
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

К чему приведет закон о суверенном интернете в РФ, который уже принят Госдумой во втором чтении?

1. Наконец-то встанем с диванов и выйдем на улицы.
2. А зачем мне ваш интернет? У меня телевизор есть.
3. Нам нечего бояться, скоро Илон Маск всему миру бесплатно даст Интернет.
4. Отделят Интернет, и наши хакеры не смогут выполнять спецзадания по всему миру.
5. С суверенным Интернетом отрубится весь электронный документооборот в России, включая банковские платежи...
6. Интернет станет безопасным под неусыпным надзором ФСБ.
7. Не будет никакого суверенного Интернета, просто деньги попилят.
 

Всего проголосовало
32 человека
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года