Мощность российских портов по перевалке зерна Аналитический центр «Русагротранса» («Русагротранс» является крупнейшим инфраструктурным оператором нашей страны в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов.) озвучил оценку, что совокупная мощность отечественных портов по перевалке зерна на экспорт в 2017-2018 сельскохозяйственном году составила около 55 миллионов тонн. В ближайшие пять лет она увеличится не менее, чем на 30 миллионов тонн. Одним из ключевых проектов может стать «Дальневосточный зерновой терминал» в порту Зарубино. Проект реализуется государственной «Объединенной зерновой компанией» (АО «ОЗК», директор – Михаил Кийко). Это позволит российским аграриям из Сибири и Дальнего Востока (в этих регионах имеется очень хорошая сырьевая база) выйти на международный рынок. Переговоры о сотрудничестве уже сейчас ведутся с партнерами из Китая, Кореи и Японии. После завершения этого проекта в ближайшие несколько лет итоговая мощность перевалки здесь может достигнуть 33,5 миллионов тонн.

На сегодняшний день Российская Федерация является самым крупным экспортером пшеницы и вторым по объему (после США) экспортером зерна в мире. Но это – далеко не предел. В «майском указе» Президента Владимира Путина поставлена задача удвоения экспорта сельскохозяйственной продукции за пять лет. Михаил Кийко подробно рассказывал журналистам об этом проекте в интервью. Другой проект ОЗК – Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП), которому в этом году исполняет 125 лет. СМИ приводили данные, озвученные Михаилом Кийко: в прошлом году там был достигнут рекорд, перевалено 6,1 млн тонн зерна.

Долгосрочная программа развития «Объединенной зерновой компанией» была утверждена правительством России. Эта программа предусматривает серьезное улучшение инфраструктуры зернового рынка в нашей стране.

Кроме указанных выше, в России ведутся и другие стратегические проекты. Например, на юге нашей страны ждут реализации проекта «ОТЭКО» в порту Тамань с мощностью перевалки в 12,5 миллионов тонн зерна и 2 миллиона тонн других аграрных грузов. К реализации заявлен проект терминал АЗТК в городе Азове. В порту Усть-Луги на северо-западе должно начаться строительство терминала ГК «Новотранс» Кроме того, через несколько лет ожидается сдача терминала в городе Приморске Ленинградской области. Существенное повышение эффективности всего агропромышленного комплекса (а как следствие, и рост экспорта зерна) может быть достигнуто и благодаря развитию железнодорожной инфраструктуры, а также созданию новых логистических решений на внутреннем рынке.

Руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский прогнозирует, что экспорт зерна из Российской Федерации в сезоне-2017/18 составит рекордные 53,3 миллионов тонн. В предшествующем сельхозгоду этот показатель составил всего 35,5 миллионов тонн. Если же учитывать зернобобовые, муку, а также вывоз в страны Евразийского союза (не учитывает в статистике Федеральной таможенной службы), общий объем поставок за рубеж будет 56 миллионов тонн против 37 миллионов тонн. Это больше в полтора раза.