фотоЭто запутанная история… Для следствия и суда, естественно. На самом-то деле…

В общем, запутался бывший наш приморец, уроженец города Дальнегорска, а ныне москвич, Александр Земсков. Приморец он относительный, увезли его отсюда в глубоко детском возрасте.

Дело было в 90-е годы, когда многим работникам не платили зарплату – сплошь и рядом такое было. Ольга Земскова работала в школе, была профоргом и билась за права учительского коллектива. Решающим стал диалог ее с местным начальством примерно такого содержания.

Учительница Земскова: – Москва перечислила деньги, я разговаривала с ними, почему же вы нам не платите?

Начальник: – Москва далеко…

После чего семья Земсковых навсегда оставила Дальнегорск и уехала куда подальше – в Москву. Человек – хозяин своей судьбы.

В 2013 году Александр Земсков, уже не ребенок, а вполне взрослый и образованный молодой человек, подрядился работать на некое ООО «Европлат». Он собирал платежные терминалы и их обслуживал. Мы все пользуемся такими терминалами, платим через них за сотовую связь, за коммунальные услуги, интернет и так далее. Чем больше у компании таких терминалов, тем больше прибыль, так что вскорости компания решила освоить Амурскую область.

Александр Земсков собрал соответствующее количество терминалов, отправил их в Благовещенск, прилетел туда сам и получил их на месте. Стал их устанавливать в Благовещенске и других городах области и обслуживать. Обслуживание первоначально выглядело так: Александр объезжал терминалы, вынимал из них деньги и отправлял в Москву. Черным налом. Либо сам возил самолетом, либо отправлял в баулах ценным грузом…

Мать, Ольга Земскова, отговаривала сына от этой работы. Сомнительной она казалась. Тем более, что все это по устной договоренности, никакого трудового договора… Но Александр согласился – из-за денег. За работу он получал 70 тысяч в месяц, это и для Москвы приличная зарплата, а уж для провинциального Благовещенска – более чем приличная.

Осенью 2015 года с черным налом было покончено: Земсков стал переводить деньги через Сбербанк. То есть по-прежнему объезжал терминалы, вынимал наличность и дважды в неделю отправлял деньги через Сбербанк. Компания для этого открыла счета, как полагается. То есть…

Вы, кстати, когда оплачиваете какие-либо услуги через терминал, обращаете внимание, кто получатель? А получатель – какое-нибудь ИП! Индивидуальный предприниматель! Так что и Земсков отправлял деньги ИП Шуваловой. Так, вероятно, удобнее. Фирме, вероятно, так удобнее. Хотя, конечно, возникают сомнения…

Возможно, сомнения возникли и у Александра Земскова. А может, просто надоело мотаться по городу, вынимать деньги, где-то их хранить, переводить, разбираться с налоговиками… А налоговики предъявляли претензии: они время от времени набегали с проверкой и арестовывали терминалы, поскольку в терминалах не было ККТ, необходимой для налоговиков. То есть терминалы должны были бы работать и как банкоматы, не только получать деньги, но и выдавать их…

В общем, в январе 2016 года Александр сообщил работодателям из ООО «Европлат», что хочет уволиться. И в «Европлате» ему сказали, что он то ли утаил, то ли не перевел, то ли еще как-то сжульничал – в общем, 12 миллионов там недосчитались. Александр пошел в банк, взял выписку – и все сошлось. Все перечислено, претензий нет.

По моему скромному и совершенно постороннему мнению, именно в этот момент Александру и следовало навсегда и моментально покинуть ООО «Европлат», бежать без оглядки! Это только в сказке все происходит трижды, и только третий раз – волшебный. В жизни обычно хватает двух раз. Но в жизни главное – опознать этот первый раз, потому что он всегда выглядит как случайность…

И второй случай не замедлил. Прошло три месяца после первого звоночка, и 1 апреля Земсков перевел очередную порцию денег ИП Шуваловой – 2150000 рублей. И через несколько дней ему сообщили, что деньги не пришли. То есть прилетел представитель и предъявил претензии. Земсков отправился в банк и попросил выписку, сколько он переводил денег в 2016 году.

Работница банка Симинюта с некими оговорками выдала несколько листов, где все суммы указаны – не только суммы, но и номера квитанций, ордеров и все необходимые сведения. И оказалось, что ордер от 29 марта и 1 апреля совпадает, а в дальнейшем, уже в ходе следствия, выяснилось, что совпадает не только номер, но и все остальное: если посмотреть на свет оба документа, то подписи работников банка расположены точно-точно так же… что не совсем натурально… Фальшивка? Конечно.

Тут на горизонте появляется опер Логинов. Который делом вроде как занимается… но говорит Земскову, что может уладить дело за небольшую сумму – 400 тысяч рублей.

Александр Земсков проявил себя как честный человек… и это была его вторая ошибка. Он обратился в ФСБ: у меня вымогают взятку! В ФСБ ему сказали, что нужны доказательства. Земсков прикупил диктофон, примотал его скотчем к ноге и провел несколько встреч-бесед с опером Логиновым, в которых все и было сказано и записано. По получении доказательств ФСБ выдало Земскову нужную сумму, соответственно помеченную, и передача взятки состоялась. ОпераЛогинова повязали и осудили… условно. То есть к условному сроку приговорили.

Зло наказано? Ага, аж два раза! Куда делись два с лишним миллиона? Ну, если Земсков сдал их в Сбербанк, а до получателя они не дошли – значит, искать надо в Сбербанке. Делом занялся следователь Устилимов и сразу сказал Земскову: зачем ты нашего посадил, за это сам сядешь!

Так оно и случилось.

Сбербанку неинтересно, чтобы виновными оказались его сотрудники – значит, надо доказать, что Земсков вовсе не приходил в банк 1 апреля и не сдавал деньги. Но там же, в банке (в банках) везде видео? И есть служба безопасности, например, Приходько, друг и бывший коллега осужденного опера Логинова (по данным УФСБ).

Сотрудники банка посмотрели видео (Где? Когда? С какого носителя? В каком составе? – говорят вразнобой) и не обнаружили там Земскова. Видео в суд они предоставили, но какое-то коцаное, частями – ну, вы понимаете, в таких случаях обычно выясняется, что камера не работала, на профилактике, запись порченая, утеряна, стерта – так что суд вообще не стал рассматривать видеозапись как доказательство.

ООО «Европлат» неинтересно ссориться со Сбербанком, потому что… ну, потому что они пользуются его услугами, а в Сбере неглупые люди работают, понимают, чем занимается это ООО. И вообще: при чем здесь «Европлат», если Земсков деньги посылал ИП Шуваловой (вот доверенность), а работал вообще в ООО «ИнтерПэйСервис» (вот трудовой договор, вот насчет матответственности). Земсков, правда, говорит, что об «ИнтерПэйСервисе» впервые слышит, никакого договора не подписывал и вообще в указанный день находился в Благовещенске, так что никак… Но мало ли что говорит обвиняемый!

А что говорит индивидуальная предпринимательница Шувалова, живущая в Уфе? С ней суд беседовал посредством видеоконференции (Уфа далеко…), адвокат Земскова Евгений Онищук говорит о ее, Шуваловой, «предпринимательской девственности», поскольку, судя по ее ответам, она не имеет понятия о предпринимательской деятельности и ведении «платежного бизнеса». Тем более что в феврале 2017 года ее предпринимательская деятельность была прекращена. Сам Земсков называет Шувалову «шестеркой». Ну да, он прав… но сам-то он под каким номером проходит? Уж не выше семерки! Которой легко можно пожертвовать…

Ну и пожертвовали.

К следствию множество вопросов. И как следователь обращался с документами, с экспертизами и прочим. Не то чтобы это было специфическое провинциальное следствие – нет, вполне в духе общероссийского, с обвинительным уклоном, когда не так уж важно выявить преступника – главное, чтобы было кого преступником назначить.

К суду тоже много вопросов. И к отношению к доказательствам, и к пренебрежению истиной, и к обвинительному уклону, и к соблюдению закона. И не то чтобы это было специфический провинциальный суд – нет, вполне в духе общероссийского судопроизводства с обвинительным уклоном, с некритичным восприятием мнения следствия и прокуратуры…

Даже интересная сентенция на апелляционном суде прозвучала: что-то не нравится – подавайте в суд, выясняйте сами… То есть спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Что, прокуратура должна выявлять нарушения закона и заниматься ими? Не, не слышали…

Александр Земсков, конечно, тоже виноват. Не в том, на мой взгляд, за что его осудили, а в легкомыслии и доверчивости, а также в невнимательности к имеющимся на руках документам. Выявил взяточника, сдал его с поличным – и укатил в Москву. Так что все следствие мимо прошло. И только когда обвинение предъявили – ба! Да что ж это такое!

Уже и суд состоялся, и приговор, и в сизо поместили, и адвокат апелляцию написал – и тут вдруг мама, упомянутая в начале нашей истории Ольга Земскова, обнаружила инкассовые квитанции, которые сын ее получал, вынимая деньги из терминалов, о каковых документах Александр благополучно забыл. Хорошо, что не выбросил.

Оказалось что из всех терминалов, которые Александр обслуживал, только один(!) принадлежал той самой уфимской Шуваловьй! А остальные… подавляющее большинство – АО Коммерческому банку РУБанк. Тому самому, у которого не так давно Центральный банк лицензию отозвал. Так почему потерпевшей суд признал Шувалову? И кстати, в существовании того самого ООО «ИнтерПэйСервис» ни следствие, ни суд так и не удостоверились – где ж выписка из ЕГРЮЛ?

Адвокату пришлось писать дополнения к апелляции, в результате чего апелляционное заседание пришлось прервать, чтобы прокурор мог ознакомиться с дополнениями (почему его суд о дополнениях не уведомил – не очень понятно, но очень понятно, что Шувалову никто уведомлять и не собирался). И очень странное действие произошло между первым (24 июля) и вторым (1 августа) заседаниями апелляционного суда: было назначено еще одно заседание по просьбе прокурора, где заслушали того, кого слушал суд первой инстанции (очередное нарушение закона!).

Посмотрим, чем закончится это странное дело. В Благовещенске оно закончится 1 августа.

Будет ли продолжение в Верховном суде?

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.