фото

Две студентки из Петербурга – Даша и Яна летом путешествовали. Автостопом. Ниже – рассказ Даши.

– Я первый раз автостопом съездила в Москву со своим приятелем. Оказалось, что это просто бесплатно и довольно интересно. Ну и потом начала уже ездить летом в свободное время.

– Что это такое – автостоп? Просто останавливаешь на дороге любую машину?

Это не совсем просто, есть определенная специфика, не скажу, что это наука, но очень много нюансов. Какую позицию ты выбрал, например, насколько она освещенная, может ли там водитель остановиться, как ты выглядишь, какой у тебя рюкзак.

– Хорошо. В этом году ты путешествовала по нескольким европейским государствам...

– Сначала мы решили попробовать, что это вообще такое – автостоп в Европе. Путешествие началось из Петербурга. Не в самом Петербурге, естественно, а за городом. И дальше через границу тоже вместе с водителем. По Европе мы ездили с подругой. Всегда с рюкзаками по 50-60 литров, с собой вообще все: палатки, спальники.

– Еда – «бомж-паке-ты»?

– Нет, «бомж-пакеты» – это вообще не калорийно и неудобно, в основном это всякая гречка, мюсли, макароны, чтобы варить на костре, либо на горелке. Горелка очень удобна. Например, в городе нашел какой-нибудь темный уголок...

Еще про еду – консервы, быстрые перекусы, хлеб всегда покупаем, мясо какое-то. Первый раз через Финляндию поехали, потому что у нас у обеих финская виза, ее нужно было открыть, потом на пароме из Финляндии в Эстонию.

На паром нужны были деньги, ну, это всего 10 евро, совсем недорого, тогда это были наши основные затраты, потому что еду всю в России закупили.

До этого, когда я по России ездила, это было так бездумно – вот я поеду в Крым, что-нибудь буду делать... А сейчас я подумала: «Логично же планировать».

Я выбирала места, которые мне интересны, подруге интересны, и в соответсвии с этим составляла маршрут. Чем меньше времени у нас на поездку, тем точнее будет маршрут и тем точнее его соблюдение. Потому что, если мы не успеем приехать в срок, то опоздаем, например, на зачет. Потому что с учебой же это совмещается.

В Норвегию мы в учебное время ездили, в мае, как раз на зачетной неделе.

В Таллине побыли одну ночь и сразу поехали назад, потому что у нас мало времени было.

– А где ночевали в Таллине?

– Есть такой специальный способ искать «вписку», как это принято называть в народе, в Интернете ищем себе ночлег. Есть каучсёрфинг, общеизвестный сайт, есть различные группы Вконтакте.

Причем это был сюрприз. Я списалась с одним мальчиком, судя по странице, приличный мальчик, на гитаре играет, очень мило мне отвечал.

И вот мы приходим и понимаем, что это не квартира, это сквот, но там все обустроенное для жилья, там тусуются всякие музыканты. Самое забавное, что когда этот человек нас встречал, я поняла, что он находится...ну, не в этой реальности. Потом оказалось, что он в тот момент под марками был, и я такая: «Куда я попала?»

Ну, там было интересно, потому что там всякие люди с разноцветными волосами по этому коридору бродили. Мы с Яной ходили, смотрели, что тут вообще происходит. Оказалось, что там нормальные люди.

Когда мы попытались открыть рыбные консервы, один человек сказал – пожауйста, не надо, мы вегетерианцы. Они нормальные ребята, но при этом с причудами какими-нибудь. Так что когда через интернет ищешь, где можно переночевать, сюрприз может быть.

– То есть в Европе можно прожить нормально, бесплатно переночевать, если быть непритязательным и молодым?

– Да, конечно. И не только для молодых. Следующий поход – Норвегия. Было очень здорово! В самой Норвегии мы провели дней десять-восемь, не так много. Мы по дороге туда проехали вдоль финской границы и сразу заехали в Норвегию. У России есть с Норвегией граница, но мы решили не подниматься по России, потому что для двух девушек российский стоп не очень адекватный.

– В Европе легче?

– Горздо. Ну, то есть там никто не заговаривает ни о каких неприличных вещах, люди говорят нормально и интересно.

– На каком языке?

– На английском. В Норвегии процентов 98 говорят на английском, причем на очень хорошем, мне иногда стыдно было за мой английский.

Погода в Норвегии была ужасная, как-то нам не повезло именно в эту весну. Нам сказали, что это была самая холодная весна за последние 50 лет. Мы спали в палатке, было реально очень холодно, мы накрывались куртками и замерзали сильно, но ничего, нормально.

И такой бонус – когда холодно и две девочки – часто приглашают ночевать к себе домой. То есть, за две недели нас пригласили раз пять, мы три раза воспользовались приглашениями, а два раза отказались, не потому, что там были какие-то плохие люди, а потому что нам надо было другим маршрутом ехать.

– Дневник не ведешь?

– У меня есть дневник путешествий. Во-первых я планирую маршрут и много записываю. Но у нас маршрут гибкий, мы можем менять, что нам делать, когда. Допустим какой-то водитель сказал, что в таком-то месте там круто. Ну я записываю. Еще, когда путешествуешь постоянно, появляются какие-то мысли. То есть стоит мне куда-нибудь выехать, если водитель неразговорчивый, я начинаю размышлять, всякие идеи в голову приходят.

Еще мы записываем каждого водителя: откуда и куда вез, какие-то краткие характеристики, чтобы вспомнить, что это за человек, ну и для подсчета количества, потому что интересно, сколько машин сменили за это время. Ну и вообще, что за люди попадались, какое самое большое и самое короткое расстояние.

Летом после практики и сессии, на следующий день после последнего экзамена мы поехали в центральную Европу. Ну и тоже, конечно, здорово! На этот раз заехали через Латвию, проехали Литву, в Польше остановились, в Варшаве.

Дальше мы поехали в Германию, которую проехали с севера на юг. Мы начали с острова Рюген, куда поехали специально, чтобы посмотреть пиратский фестиваль. Это такое массовое представление на гигантской площадка с построенными зданиями, причем каждый раз одно здание сгорает.

– Случайно сгорает?

– Нет, это постановка такая. Крутые спецэффекты, актеры, микрофоны, с ручными орлами, постоянно всякие фишечки, потому что это пираты, очень красивые костюмы. Человек, может быть, 150 в постановке участвуют. И еще лошади и корабли. Цена небольшая, 12 евро.

Представление происходит каждый день, подряд три месяца, летом и чуть-чуть осенью. Естественно, все на немецком, но общий сюжет понятен.

На этом острове Яна поймала первого клеща, всего клещей у нас получилось девять на двоих за этот месяц. После острова был Берлин.

Однажды мы в Берлине спали в палатке в парке, проснулись утром, слышим шум, думаем, митинг какой-то или что-нибудь такое. Собрались, поели, лениво так, уже день был, выходим – что это, куча людей, все фотографируют? А там принц Уильям и его жена Кейт проходят через Триумфальную арку. В Берлине мы пару дней потусили, найдя по Интернету «вписку».

Дальше мы поехали в Мюнхен, где случилось происшествие, когда выходили из Мюнхена, чтобы встать на позицию и ехать в сторону гор Альп.

Уже прошли километров 15-20, и каждый день так примерно проходили, и уже такие усталые, идем, а у нас сзади к рюкзакам привязаны таблички. Мы используем таблички – указываешь место, куда ты едешь, направление, потому что там очень разветвленная сеть дорог, человек едет, видит, что девчонки идут туда, куда и он едет и останавливается.

И у Яны эта картонная табличка отцепилась и упала вниз по ноге ее задела, она поворачивается, а в тот момент там идет переход на дорогу и около дороги такие пупырышки для слепых, чтобы трогать палкой... и она спотыкается об эти пупырышки, падает и повреждает ногу так, что не может встать.

К нам сразу подбегает человек шесть, кто-то спрыгнул с велосипеда, кто-то из машины вышел, молодые люди какие-то подошли. Все сразу – что-нибудь помочь? Вызвать скорую? Что делать? Вызваем скорую, у нас все нормально со страховками, выясняем насчет страховки. Оказалось растяжение, и нам сразу сказали – 150 евро с вас, вы должны оплатить, потом вам страховку возместят.

Мы говорим – а вы знаете, у нас 50 евро осталось, это нам на последние две недели. Я действительно не врала, у нас не было налички, ну, может быть евро 10. Они – ну, тогда мы не знаем, что вам делать, давайте-ка мы все равно с вас эти 50 евро снимем.

Я думаю, ну, сейчас папу попрошу скинуть денег, Яна тоже маму попросит скинуть денег, ничего, как-нибудь справимся. Даю им карточку, они пытаются эту транзакцию провести, у них не получается! И мы хромающие ушли, зато там не оставили никаких денег, просто зарегистрировали этот страховой случай. Уже было часов 12 ночи, мы какой-то ближайший парк загуглили, там палатку поставили, переночевали и еще потусили пару дней, чтобы Яна отошла.

Дальше – в горы, там очень красивое место – озеро, окаймленное Альпами. Это было так здорово! Я никогда не ходила одна в горы, но тут пришлось, потому что Яна была внизу с палаткой и ждала меня.

Я уходила на целый день, возвращалась поздно вечером, у меня был телефон полуразряженный и я искала куда идти. Там были люди – это ж европейские горы. В горах оборудованные места начинаются примерно с 1500 метров. До этой высоты – тропы, я забиралась на 2000 максимально на перевал.

Дальше наша цель была – море, мы выбрали южное побережье, совсем недалеко от Испании. Ну и попутно заезжали в города. Самое интересное, что мы так Париж и не посетили, мы его планировали на конец путешествия, но устали.

– Не удалось в Булонском лесу поспать в палатке?

– Не удалось. Итак, через Швейцарию и Австрию во Францию. Во Франции заехали в Лион, дальше поехали сразу на юг и нашли небольшой городочек Баньюльс недалеко от границы с Испанией, самый юг Франции. И там припарковали палатку на четыре дня прямо у моря, просто купались, читали, валялись. Это был такой хороший отдых для меня после гор, и Яна отдыхала, восстанавливала ногу.

– Она не жалеет, что поехала?

– Нет, она год назад начала ездить автостопом, мне очень повезло с ней, она готова к таким приключениям. Она последние лет 12 занималась спортом.

Обратно мы вернулись таким же маршрутом, как и заезжали, на северо-восток опять поехали, на обратном пути заехали в Вильнюс, который мне больше всего понравился, такой душевный, милый.

Вообще, из городов мы как-то старались быстрей уехать. Потому что, то проблемы с хостом, то с человеком, который нас вписывал. И еще в городах нужны деньги. В горах деньги вообще не нужны, на море почти не нужны. А в городе, чтобы реально интересно провести вермя, нужно знать очень дешевые или бесплатные места, либо нужно брать билеты в театры и музеи. И с этим я хочу поработать, перед путешествием находить какие-то места, чтобы и в городах тоже нравились.

В Вильнюсе нам крупно повезло, водитель, который нас в Вильнюс вез, он нам вообще снял номер в отеле и сказал, вот, девчонки, ночуйте, удачи вам. Он литовец. Офигеть! Мы такие – вы серьезно, вы уверены в этом? Он говорит – да, я хочу, чтобы вам Вильнюс понравился.

Он вообще очень хороший человек, очень приятно и интересно было с ним ехать, общаться, мы с ним километров 700 ехали. Конечно было максимально неловко, но после таких вещей, когда тебя там кормит кто-то, приглашает переночевать, номер в отеле, снимает, понимаешь, что тоже нужно делать какие-то добрые дела, потому что хочется быть таким же добрым. Помогать, чем можешь, хотя бы.

В этом году мы в Грецию так и не попали.

Беседовала Татьяна РОМАНЕНКО, фото из архива автора.