фото

Вообще-то предупреждали. За неделю предупреждали. Потом конкретнее: во второй половине дня 17 ноября будет снег! Но не грандиозный снегопад, во второй половине ночи закончится. С утра ничего не было, даже кто-то бельишко вывесил на улице. Перед походом в редакцию я на всякий случай еще раз заглянула на «Примпогоду». Всё по-прежнему. На всякий случай надела зимние ботинки – чтоб не скользили. Знаю я эти владивостокские снегопады!

Когда я подходила к редакции – а было это около трех часов – пролетали первые редкие снежинки. Но очень редкие! А когда мы через полтора часа, посовещавшись, из редакции вышли – снег лежал ровным слоем и обильно падал сверху. Очень крупные снежинки. Мокрый снег!

Коллеги пошли есть пирожные в «Вишневый сад», а я устремилась домой.

Подойдя к перекрестку Светланской и Алеутской, обнаружила, что всё стоит. Но всё-таки пошла на Вокзал, рассуждая: если уж стоять в пробке (а стоять придется однозначно), то лучше в это время сидеть.

На Вокзале я усомнилась в своем решении: пробка с Эгершельда была плотной, автобусам не протиснуться. Зато на всех парах стояли два трактора и светили фарами! Но не двигались. Вокзальный дворник расчищал тротуар, а на проезжей части снег лежал, и никто его не чистил.

фото

Тем не менее пробка начала чуть-чуть двигаться, и три-четыре автобуса смогли протиснуться к остановке. В 31-й я не влезла, зато влезла в 49-й. Водитель попался понимающий и общительный. Он время от времени разговаривал по телефону с коллегами и сообщал обстановку на дорогах пассажирам: центр стоит, Лазо стоит… Трудовая стоит… Окатовая тоже… Везде скользко…

Примерно полчаса автобус просто стоял, потом пробка начала понемногу двигаться. Понемногу – это в час по чайной ложке. Когда из виду пропал Морвокзал, я позвонила коллеге, которая предумсмотртельно сидела дома. Она предложила на Площади выйти и идти к ней – переночевать. Но я решила всё-таки доехать – не на Чуркин же, не на Змеинку…

На Площади, ближе к Белому дому, тоже стоял трактор, светил фарами и не двигался. Зато двигался автобус – небольшими «перебежками». Время от времени в автобус заходили пассажиры, и вскоре набилось довольно плотно. Сзади разговаривали две женщины. Одна спрашивала, что она так нежно держит, другая отвечала, что на ярмарке она купила яйца… Я оглянулась. Женщина держала довольно большой пакет на весу. Я предложили: «Дайте сюда хрупкое, я подержу» – «Это яйца», – сказала женщина и подала пакет.

Так мы доехали почти до Луговой – до спуска на Луговую. В окно было видно, что он покрыт слоем льда и блестит как стекло. Я уже подумывала, что я скажу хозяйке яиц, когда буду выходить. «Чьи яйца, заберите!» Н-да…

И тут автобус повело! Сначала развернуло, потом бросило к тротуару, он стукнулся колесами о бордюр и заскользил вниз. Потом водителю удалось вывернуться – пассажиры кричали: «Сигналь, ты же всех подавишь!» Но водителю удалось вывернуть автобус, и он встал почти поперек дороги.

Пассажиры бросились к выходам, которые водитель тут же открыл. Некоторые, особо пугливые, стали выходить в ближайшую переднюю дверь – чтоб побыстрее выйти, не думая, что добираться до тротуара надо будет по абсолютно ледяной укатанной дороге. Некоторые совестливые пытались даже оплатить проезд, и не монетками, а бумажками, но водитель это пресек: «В такой обстановке я еще буду вам сдачу искать!»

Я, как и большинство не подверженных панике, вышла через заднюю дверь, поскольку оттуда до тротуара было не больше метра. И даже без падений, мелким старушечьим шагом, спустилась к остановке.

На остановке народу было не слишком много. Автобусов не было вообще. Проехали мимо два пустых автобуса. Я глянула на часы: десятый час! Женщина рядом со мной сокрушалась, что до Чуркина не доедет, и надо бы попроситься куда-нибудь в подъезд переночевать… Но мне-то не до Чуркина! Можно и пешком, но вдруг еще трамваи ходят?

Я перешла через виадук, тоже заснеженный и частично обледеневший, чторез второй, крытый переход – и увидела трамвай! Дождалась, когда придет с Мингородка, влезла – и доехала. Дома посмотрела на часы: десять! То есть добиралась я с Вокзала до дома пять часов.

В следующие два дня весь Ютуб был полон фото и видео о том, что происходило 17-го в городе. Как машины стояли на дорогах, как скользили вниз и сталкивались с другими машинами, как не было ни одной пескоструйки, как дороги не обрабатывались противогололедной смесью – в общем, как наши власти бездействовали. В результате – более 300 аварий, даже ближе к 400.

фото

Прочитала и о том, как наш новый врио губернатора вышел из Белого дома в 23 часа, а до дому добрался только в 3 часа ночи. Как Абызов, прилетевший из Москвы, добирался из аэропорта до города еще дольше! Это при том, что в 18 часов снегопад прекратился…

Я стала обзванивать приятелей и знакомых: как они пережили пятничный катаклизм.

Моя подруга, работающая в ДВФУ, на Русском, ночевала на острове. То есть руководство не позаботилось отменить занятия с началом снегопада, а более мелкие руководители университета не имели такого права. В общем, занятия закончились, когда автобусов уже не было (ей на Вторую Речку ехать), а была сплошная пробка.

Три преподавательницы посовещались. У одной – муж с машиной, она позвонила, и он приехал. Но сказал, что обратно не проехать – аварии. В учебном корпусе ночевать нельзя, но, говорят, в гостиницах университета работников селят бесплатно. Пошли в гостиницу. А там говорят: 4 тысячи за ночь! А как же бесплатно, нам же сказали? А, так это вам на Аякс! Пошли туда, скользя по гололедице и мокрому неубранному снегу. Первая гостиница переполнена, мест нет. Вторая переполнена, мест нет. Только в третьей или четвертой нашлись места.

Переночевали. Наутро – автобусов нет. За ночь городские власти ничего не сделали с дорогой! Поехали на машине. Кое-как проехали. В общем, подруга оказалась дома после полудня субботы.

фото

Другой мой приятель, также работающий в ДВФУ, но на другом факультете, до дому добрался в тот же день. Им позвонили и отпустили пораньше, отменив поздние занятия. Ну как – пораньше? Около пяти! Они влезли в автобус, им удалось переехать на материк по мосту (для островитян ведь главное – преодолеть мост).

Там они почти сразу вышли (пробка!) и пошли пешком – преподаватель и трое студентов. Студенты несколько раз падали, а преподаватель оказался устойчив, чем гордится (особенно перед студентами). На Луговой студенты пошли в кино, а преподаватель – домой, и был дома уже в 7 часов. Длинные ноги и устойчивость – это большой плюс!

Третий работающий в ДВФУ, сын моей подруги, ехал с острова на своей машине – и добрался до дома в 4 утра. Его мать, работающая в центре, поработала до 9 вечера – и поехала. На своей машине. 4WD. Она хорошо знает город, так что объехала пробки и счастливо доехала до дому, не попав ни в одну аварию.

Пожилая подруга нашей газеты, которая неосмотрительно посетила нас в пятницу, добиралась на перекладных – в конце концов ее довезли до дома полицейские, за что она выражает глубокую благодарность владивостокской полиции и всему МВД. Всё время, пока она была в дороге, родные ей звонили на сотовый – но она дрожала от холода, какой тут сотовый!

На Луговой, кстати, китайцы всех желающих бесплатно поили горячим кофе, за что им тоже большая благодарность.

фото

Лучше всех этот вечер провела еще одна моя приятельница, которая сидит дома с ребенком в декретном отпуске. Они с дочкой на балконе ловили снежинки, любовались огнями – уют и комфорт. Еще подруга читала соцсети, где множество горожан писали, что примут всех застрявших переночевать бесплатно. Из соцсетей также известно, что некоторые из дома носили горячий чай и бутерброды стоящим на остановках…

В общем, наши власти проявили себя не на единицу, а на минус единицу. Никто из жителей такого не помнит, чтоб относительно небольшой снег парализовал город, а власти даже не попытались что-то сделать. Зато горожане заслужили пятерку! Как оказалось, у владивостокцев имеется в наличии и сочувствие, и готовность прийти на помощь в трудную минуту… Вот оно, гражданское общество! Может быть, еще в младенческом состоянии, но оно уже есть!

Конечно, это не все истории, что мне рассказали друзья и знакомые – а некоторым я не звонила и не спрашивала, – но общая картина ясна.

А что же наши власти, которые должны были, выполняя всего лишь свои прямые обязанности, не допустить коллапса в городе? Снегопад-то, между прочим, не такой уж великий, прекратился через три часа, всего выпало, как сообщает Гидрометцентр, 7 миллиметров, 56% декадной нормы!

А что же наши начальники, наши, блин, защитники? Вот вам понедельничное сообщение PrimaMedia: «Директор МКУ «Содержание городских территорий», а также начальники административно-территориальных управлений Фрунзенского, Первореченского, Первомайского и Ленинского районов и заместитель главы администрации – начальник управления дорог и благоустройства получили дисциплинарные взыскания. Об этом стало известно на заседания штаба по ликвидации последствий пятничного снегопада.

фото

На заседании штаба была проанализирована работа и взаимодействие всех городских служб, и было выявлено, что прошедший снегопад показал слабое взаимодействие между дорожными службами и ГИБДД.

Исполняющий обязанности главы Владивостока Алексей Литвинов на заседании дал поручение отработать схему работы на случай очередного циклона. Прежде всего, по его словам, главная задача – оперативно оформлять ДТП и обеспечивать проезд спецтехники для очистки и обработки противогололедными реагентами проблемных участков дорог».

Дисциплинарное взыскание! Слабое взаимодействие! На случай очередного циклона! Какая благостная картина. Только почему-то не успокаивает.

Интересно, что будет в городе во время очередного циклона? Который, между прочим, не за горами…

Марина ЗАВАДСКАЯ, фото ГИБДД.