фото

На 26 июня в парламенте Петербурга намечено первое чтение поправок в Генплан развития города. Рядовое, на первый взгляд, событие, если не знать, что аж целый депутатский корпус будет решать судьбу конкретной городской территории в интересах единственной коммерческой компании.

Прощальный подарок

Вопрос, поставленный на повестку дня – быть или, может, не быть, крупномасштабному и в своем роде уникальному проекту, затеянному неким ОАО «Старт Девелопмент».

Выйдя на рынок всего-то в 2007 году, уже в апреле 2011 года оно умудрилось получить поддержку правительства Санкт-Петербурга (в лице экс-губернатора Валентины Матвиенко), да такую, что Постановлением № 438 от 07.04.2011 было признано стратегическим инвестором.

«Закон Санкт-Петербурга «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» от 19 ноября 2008 года, ст. 3. 1 «Улучшение в результате реализации инвестиционного проекта социально-экономических и культурных условий жизни жителей Санкт-Петербурга».

Речь идет о создании целого города-спутника с теплым названием «Южный». Из многочисленных презентаций на эту тему складывается прямо-таки лубочная картинка. Новый город на 134 тысячи жителей должен быть заложен на окраине Пушкинского района, на землях бывшего племенного совхоза «Лесное» по обе стороны от федеральной трассы М20 (Киевское шоссе). И через 19 лет здесь должны появиться уютные малоэтажные и частные дома, сады, школы, стадион и чуть ли не университеты. Тут же запланированы и рабочие места для большинства жителей.

На этом сладко-приторный сироп заканчивается. Ни на один конкретный вопрос – о механизмах создания будущего рая, о том за счет кого или чего будут «улучшены социально-экономические и культурные условия жизни жителей Санкт-Петербурга» УК «Старт Девелопмент» в чью задачу сейчас входит активное продвижение проекта, ответить или не может или не считает нужным. А зачем?

Фокус в том, что их задача – управлять территорией, а комфортное проживание, школы и больницы, удобное транспортное сообщение и т.д., по условиям соглашения должно обеспечить правительство города. С учетом весьма долгого срока реализации проекта, можно предположить, что расхлебывать последствия будут не нынешние власть предержащие.

Есть и еще один нюанс, делающий этот проект уникальным: он расположен сразу в двух субъектах – Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Жители городских окраин в Колпино, Красносельском районе (Горелово), Девяткино уже много лет стонут от нерешенных социально-бытовых проблем, связанных с пропиской, получением пенсий, социальных, медицинских, образовательных услуг, именно из-за того, что живут на исторически сложившейся административной границе, разделяющей два субъекта. А ею, бывает и улица, одна сторона которой в Санкт-Петербурге, а другая – в области.

В Красносельском районе несколько лет назад был скандальный случай, когда во вновь отстроенном доме две трети строения попало в черту города, а треть – в область. На окраине городского района Колпино вырос почти целый квартал на землях бывшего областного совхоза, и люди, де факто живущие в Санкт-Петербурге, де юре имеют областную прописку. Соответственно, чтобы попасть в детский садик, школу, больницу приходится отправляться на автобусе или маршрутке из Колпино в областной совхоз имени Тельмана, а то и в административный областной центр – Тосно.

«Южному» конечно, это не грозит, его четко разделяет Киевская федеральная трасса. Но вряд ли в ближайшие годы ее вновь будут реконструировать специально для его жителей. Последняя реконструкция завершилась в конце прошлого года. В результате появилось аж целых пять переходов для людей, один из них – около Пулковской обсерватории, в большом отдалении от запланированного строительства.

Хватит ли оставшихся для пересечения шоссе с непрерывным движением, если в областном «Южном» как обещают его авторы, появятся рабочие места для жителей городского собрата – неизвестно. Похоже на то, что давняя проблема городских окраин, закладывается искусственно.

Что же до транспортной доступности, то вот что ровно год назад, еще в период правления госпожи Матвиенко, писал читатель ИА «Балтинфо»: «Коллапс от питомника и поворота на Пушкин перенесли к деревне Дони (место на Киевской федеральной трассе, где запланирован областной «Южный» а напротив него, соответственно, городской – прим. авт.), теперь … средняя скорость с пятницы по понедельник около 15 км/ч. Дальше то что будет???» (стилистика и орфография сохранены по тексту цитаты).

Видимо именно так и должно выглядеть «улучшение социально-экономических и культурных условий жизни жителей Санкт-Петербурга».

Весьма вероятно, что, уйдя в Москву на должность председателя Совета Федерации, Валентина Ивановна и дальше опекала назначенного ею стратегического инвестора.

7 февраля 2012 года «Южный» попал последним номером программы в список приоритетных инвестиционных проектов по Северо-Западному региону, утвержденный правительством страны.

Шкатулка с секретом?

На первый взгляд и секрета-то нет никакого. В число аффилированных лиц ОАО «Старт Девелопмент» входит небезызвестный бизнесмен Захар Смушкин (в 2010 году – совладелец лесопромышленной группы «Илим» по данным газеты «Деловой Петербург» в 1990-е годы этой компании оказывал юридическую поддержку экс-президент и нынешний председатель Правительства России Дмитрий Медведев).

Есть в списке акционеров и Семен Михайлович Смушкин – то ли родственник, то ли однофамилец Захара Давидовича. Но интересно не это.

Уже не в одном петербургском СМИ промелькнула информация, что ОАО «СТАРТ Девелопмент» связано с офшором «Кодалс Бизнесс С.А.» (Британские Виргинские острова).

По странному стечению обстоятельств новое юрлицо иностранного происхождения нарисовалось ровно через полгода после того, как Смушкин и компания были признаны Валентиной Матвиенко стратегическим инвестором Петербурга и за четыре до того, как проект попал в федеральный список.

Как только акционерным обществом был получен статус стратегического инвестора, началась чехарда вокруг земель бывшего молочного совхоза «Лесное». В конце мая прошлого года, один акционер ОАО «СТАРТ Девелопмент» – ООО «Символ» имеющее более 50 процентов акций «Лесного» продал их сотоварищу по списку аффилированных лиц – ЗАО «Перспектива Инвестмент».

Не прошло и нескольких дней, как земли «Лесного» попали под полный контроль офшора «Кодалс Бизнесс С.А.». Еще через пару недель было подписано соглашение между Санкт-Петербургом и ЗАО «УК «СТАРТ Девелопмент» о реализации стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга «Создание города-спутника «Южный» в Пушкинском районе Санкт-Петербурга».

Выходит, что на первом этапе акционерное общество представило для проверки идеальные документы, а когда оставшаяся часть стала делом техники (вряд ли в Кремле смотрят балансы и отчеты), тут же, как чертик из табакерки, выскочил офшор? Между тем, не надо быть пифией, чтобы допустить, что вся прибыль от грандиозного проекта или уйдет туда, или будет под стопроцентным контролем «Кодалс Бизнесс С.А.».

Но это еще не все. В список аффилированных лиц ОАО «Старт Девелопмент» входят весьма занятные предприятия. Под номером 28 там значится «Открытое акционерное общество «Ленинградские областные коммунальные системы» под номером 32 – «Общество с ограниченной ответственностью «Ленинградский областной водоканал».

Правительству Санкт-Петербурга придется, кроме школ и больниц, обеспечить людей и госучреждения водой, газом, светом и теплом. Но пока спроектируют, заложат деньги в бюджет, построят, запустят, можно предположить, что дома частично могут быть подключены к областным системам, а денежки пополнят областной бюджет по месту регистрации обоих обществ. Петербург настолько богатый город, что готов кормить соседа?

И самое интересное, что ведь ОАО «СТАРТ Девелопмент» окажется совершено не причем. Это не его ответственность, а правительства города, которое может и не выполнить собственных обязательств по улучшению социально-экономических показателей, а проще – качества жизни петербуржцев, в частности жителей Пушкинского района. И примеров этому есть.

Еще в 2008 году, было принято Постановление № 783 об утверждении схемы размещения объектов здравоохранения. В планах развития Пушкинского района строительство детской больницы или второго стационара для взрослых, чтобы разгрузить ныне существующий в историческом здании, не предусмотрено даже на период до 2025 года.

До 2015 года на территории Пушкинского района, если верить документу, было запланировано строительство минимум трех новых крупных медицин­ских объектов: поликлиники для взрослых на 400 помещений в смену — на Ленинград­ской улице, в Пушкине (до сих пор я вижу на этом месте унылый синий забор); поликлиники на 600 посещений в смену и подстанция скорой помощи на пять машин в посёлке Шушары (сегодня там работает только поликлиническое отделение в составе одной из пушкинских поликлиник, о подстанции скорой помощи – ни слуху, ни духу); новой многопрофильной поликлиники в районе «Славянка» (сегодня там никто о таком чуде даже не слышал).

Зато все вышеперечисленное нынче обещают стратегическому инвестору из офшора для обеспечения нужд города-спутника. А вдруг получится так же, как с документом под № 783, который в отношении Пушкинского района и не отменяют, но и не выполняют? Предположить и испугать не сложно – новый город «проглотит» Пушкин, который прирастает заселенными территориями, но по-прежнему имеет небольшие три взрослые, две детские, единственную стоматологическую поликлиники, одну больницу и детские садики, которые «трещат по швам» от очередей.

Похоже, что многие депутаты это понимают. По меньшей мере, парламентарии от трех партий из пяти, присутствующих в Законодательном собрании города, возражают против таких изменений в генплан. А неделю назад, на так называемых «нулевых» депутатских слушаниях, члены Постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания, не смогли прийти к консенсусу. Голоса «за» и «против» строительства «Южного» разделились ровно пополам.