фото

Продолжение. Начало в «АрсВест» № 36 («Бурное развитие Китая) и в № 37 («Кто тут старший брат?»).

Итак, этой статьей я завершаю повествование о путешествии по Китаю, но ни в коем случае не завершается наш интерес к этой загадочной стране, столь внезапно и резко поднявшейся рядом с нами на удивление всему миру. И это как раз в тот момент, когда мы падаем и падаем.

Но сначала немного истории. В начале нынешнего тысячелетия, когда Россия решала для себя важнейший вопрос о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), а по нашим средствам массовой информации шли сплошные пугалки о том, какими ужасами и неисчислимыми бедами для России обернется вступление в ВТО, в это время нас, руководителей СМИ собрали в Москве на семинар, где лучшие экономисты страны рассказали, что такое ВТО и почему членство в нем просто необходимо для России.

фото

В качестве примера я услышала историю вступления Китая в эту организацию. Всё началось с того, что их туда никто не звал (в отличие от России), однако руководство Китая очень настойчиво стремилось в ВТО. Тогда им поставили целый ряд условий, многие из которых казались совершенно непреодолимыми для этой страны. Однако власти Китая во многом изменили экономику своей страны, преодолели все препятствия. Так что ВТО просто вынуждено было принять их в свою среду.

И пока они осваивали для себя новое экономическое пространство, наше российское коррумпированное сообщество продолжало упираться руками и ногами от вступления в эту организацию, так как отлично знали, что там им не будет столь сладкой вольницы беззакония, к которой они привыкли.

Я не могла не вспомнить эту историю, глядя на столь бурно развивающуюся китайскую цивилизацию, рядом с которой наша страна всё больше напоминала отсталую территорию где-нибудь на островах. И меня совсем не успокаивали рассказы о том, что нам, дескать, показывают самую парадную часть Китая, что за этим фасадом скрываются нищета и голод, стоит, мол, лишь заглянуть туда поглубже. Допустим, что даже так. А где тогда наша парадная сторона? Почему мы не можем предъявить такое нашим многочисленным зарубежным гостям хотя бы Восточно-экономического форума?

фото

В голове возникало всё больше вопросов: почему Китай, возглавляемый Коммунистической партией, всячески поощряет предпринимательство, а по сути, капитализм в своей стране? Ведет ли компартия страну к коммунизму, или давно уже не ставит перед собой эту цель? И как они относятся к религии? Допускают ли веру в Бога или все храмы и статуя Будды – не более, чем памятники культуры?

И когда газета Цзилинь Жибао пригласила нас на ужин, а заместитель редактора подошел к каждому из нас познакомиться лично, я не выдержала и спросила, сможет ли он ответить на мои вопросы для нашей газеты? Однако, руководитель газеты почтенного возраста не отвечал, и мне пришлось повторить вопрос. Ответа я не услышала, но пожилой китаец так смотрел на меня, что я почувствовала себя в роли Буржуина, пытающего Мальчиша Кибальчиша о главном секрете страны. Мне расхотелось задавать вопросы, особенно когда мне сообщили, что Цзилинь Жибао – государственная коммунистическая газета.

2 сентября мы посетили киностудию мультфильмов, созданную при университете, который обучает специалистов по созданию мультфильмов. Среди преподавателей университета полно иностранцев, в том числе и российских граждан. И руководство университета жаждет видеть россиян и среди своих студентов, даже готово обеспечить им на первых порах бесплатное обучение. Всеобщее изумление вызвал срок обучения в университете – один год! Мы даже подумали, что наш переводчик опять перепутал цифры.

фото

Потом мы отправились в кинозал посмотреть мультфильм, где главным действующим лицом был лягушонок. Перевода не было, но, судя по всему, фильм очень добрый и забавный. Однако, на мой взгляд, его несколько испортила большая вставка документального фильма, по всей видимости, об успехах руководства страны и провинции Цзилинь. Что это? Безмерный патриотизм университета или суровая необходимость для успешного ведения бизнеса?

На прощание нам вручили подарки – каждому по мужской рубашке.

После обеда мы отправились на медиасаммит, где встретились с руководителями СМИ провинции Цзилинь и чиновниками разного уровня. Было сказано много речей о необходимости сотрудничества, о взаимных экономических интересах наших стран. Речи произносили как хозяева саммита, так и его гости, наши журналисты.

фото

После саммита Валерий Королюк вдруг сообщил мне, что нас приглашают в редакцию газеты Цзилинь Жибао. Возможно, я же и спровоцировала это приглашение своими вопросами на званом ужине. Но возникший внутри меня барьер не позволил мне принять приглашение. И я попросила Валерия Королюка, который гораздо лояльнее меня воспринимает коммунистов, написать в «АрсВест» об этом посещении, что он и сделал. Читайте его статью в «АрсВест» № 37 под заголовком «Провинциальный рупор».

После медиасаммита у нас наконец-то появилось свободное время. Большая часть группы отправилась на долгожданный шопинг, а четверо (мы с Татьяной Демичевой, переводчица Лида и Юля Грушина – зачинщица этой прогулки) отправились в городской парк. Парк очень большой, полно аттракционов и для детей, и для взрослых, много аллей для прогулок. Сначала сели на огромное колесо обозрения и увидели город сверху (снимок внизу). Панорама нас так захватила, что 20 минут на колесе прошли совсем незаметно. Потом гуляли по парку, обозревая зеленые тенистые аллеи, необычайно красивые мосты, водоемы, лестницы. И вдруг чистый звук саксофона на фоне всего этого великолепия. Играющий был явно не виртуоз, но настолько созвучен природе и настроению, что приводил в восторг своей игрой.

3 сентября был по сути завершающий день нашего турне по Китаю. Утром мы отправились в другой город на носочную фабрику. Фабрика находится в промзоне, в стороне от города, и настолько огромна, что сама по себе представляет целый город. От экспонатов ее продукции разбегались глаза, и мы тут же назвали фабрику носочным раем.

фото

Этот год – юбилейный для них, ибо фабрика заработала впервые в 1937 году. С тех пор она пережила не одну модернизацию, последняя – в 2005 году. Теперь она полностью оснащена станками-автоматами. И только одна операция делается вручную – собирается на ниточку мысок после вязки.

Несмотря на полную автоматизацию, на фабрике трудятся 40 тысяч человек. Они живут в жилом комплексе возле фабрики. Кроме этой самой большой носочной фабрики есть другие, поменьше, с которыми фабрика-гигант сотрудничает. Здесь есть и музей носков, пожалуй, единственный в мирегде выставлены настоящие произведения искусства, носки на любой вкус, и спортивные, и лечебные, и даже носки для кошек и собак.

Мы все изрядно отоварились в бутиках при фабрике, благо цены оказались вполне приемлемыми. А на прощание каждому выдали по 4 пары носков: две пары с вышитыми матрешками и две пары красных. Китайцы уверены, что этот цвет притягивает богатство.

фото

Выйдя с фабрики, мы сели в автобус и тут же выскочили из него, потому что увидели чудо. На зеленой лужайке прямо возле дороги паслось стадо пятнистых оленей. Они никого не боялись, почти ручные. Нам удавалось дотронуться до них, сфотографировать их и сфотографироваться вместе с ними.

На обратном пути мы заехали в поселок Дон Фа, где построен настоящий дворец – музей искусства живописи местных жителей. Откуда столько талантов в отдельно взятой деревне? Летом все они занимаются сельским хозяйством, а зимой рисуют. Кроме отдельных картин они создают коллективно (группы лучших художников) огромные (до 70 м2) живописные панно, в основном, отражающие сельскую жизнь, работу и развлечения. Их картины можно увидеть даже на международных выставках, а некоторые с удовольствием покупают.

Зашли мы и в мастерскую фарфоровых изделий, где их расписывают мастера-художники, и некоторые из нас даже сами попробовали себя в этом искусстве.

А на следующий день рано утром мы сели на скоростной поезд и за три часа домчались до Хуньчуня, откуда до дома – рукой подать. До свидания, незабываемый Китай. Мы непременно встретимся еще.

Ирина ГРЕБНЕВА, фото Татьяны Демичевой.