Споры вокруг торговых марок Законодательство Российской Федерации гарантирует широкую защиту зарегистрированных в Роспатенте торговых марок, однако даже несмотря на прописанные законы об авторском праве, в судебной практике нередки случаи, когда два схожих товарных знака представленных в одном сегменте рынка вводят потребителей в нежелательное замешательство и требуют судебного разбирательства. Зачастую подобные споры возникают между мелкими или даже средними предпринимателями, и интересны они в первую очередь узкому кругу патентных юристов, и, разумеется, самим предпринимателям. Однако в юридической практике встречаются и более масштабные противостояния. К примеру, правовой конфликт в котором права на свой «товарный знак» отстаивает целая страна, именно с таким незаурядным случаем мы познакомим вас в этой статье.

Речь пойдет об интригующей битве между правительством Исландии и работающей в Великобритании сетью супермаркетов «Iceland», принадлежащей Южноафриканской компании Iceland Foods. Регистрация торговой марки http://www.s-tm.ru/registracija-torgovoj-marki/ «Iceland» компанией из ЮАР была оформлена на территории ЕС в 2014 году. Хотя Исландия и не входит в состав Европейского союза, островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана, является крупным поставщиком на европейский рынок замороженной рыбы, и появление на территории ЕС бренда «Iceland» не могло пройти для него незамеченным. После регистрации товарного знака «Iceland» южноафриканской компанией, у исландских компаний экспортирующими рыбу в Европу, таких как «Iceland Gold» и «Clean Iceland», возникли проблемы с продвижением собственной продукции, так как права на товарный знак «Iceland» принадлежат сети супермаркетов и его несанкционированное использование может привести к юридической ответственности.

Такое положение вещей вынудило исландское правительство обратиться в суд с требованием отмены правовую защиту товарного знака «Исландия», при этом правительство страны не требует от сети супермаркетов смены названия в обязательном порядке, исландцы просто стремятся лишить компанию из ЮАР возможности блокировать на европейских рынках исландские компании.

Стоит отметить, что страна Исландия сама по себе не владеет торговыми марками с использованием собственного названия. Этот факт добавляет головной боли юристам, представляющим в суде островное государство, ведь на первый взгляд у них нет оснований для подачи подобного иска ввиду отсутствия конфликта интересов между страной и сетью супермаркетов. Однако сам спор порождает весьма уместный и интересный вопрос, стоит ли допускать возможность регистрации в качестве товарного знака названия страны? Пока будет идти разбирательство, этот вопрос будет оставаться открытым. При этом осознавая, какие ресурсы придется потратить обеим сторонам для доказательства своей правоты, нам более уместным видится, достижение участниками конфликта компромисса при котором сеть супермаркетов сможет сохранить свое название уже известное потребителям, но при этом не сможет препятствовать выходу исландских компаний на рынок ЕС.