фотоВечером 28 апреля в музее Н.К. Рериха в Москве выступал болгарский пианист с мировым именем, академик, профессор национальной Академии имени Панчо Владигерова (София) Анатос Куртев. Сильно обеспокоенный судьбой общественного музея Рериха, связанной с угрозой его разрушения, он провел сольный концерт в его поддержку.

После концерта в 21:30 в музее Рериха появились сотрудники музея Востока – директор А.В. Седов и юрист Ю.С. Избачков, а также сотрудники неизвестной силовой структуры, одетые в черное без опознавательных знаков. В ультимативной форме они стали требовать освободить здания, занимаемые музеем Рериха, так как теперь эти здания принадлежат им (музею Востока).

Входы на территорию и во все здания музея были блокированы. Не имея на руках решения суда по этому вопросу, представители музея Востока пытались ввести в заблуждение правоохранительные органы. После вмешательства полиции входные двери в здание были опечатаны представителями МЦР и музея Востока. Вся культурная деятельность музея была приостановлена.

На следующий день 29 апреля, в нарушение всех договоренностей, акция захвата общественного музея продолжилась. На территорию музея было совершено незаконное вторжение около восьмидесяти представителей силовых структур, представителей Следственного Комитета, а также Музея Востока. Поздно вечером вооруженными людьми были вскрыты двери музея.

Без решения суда, без каких-либо документов, подтверждающих законность проводимых мероприятий, представители музея Востока вошли в само здание. Охранников музея Рериха увозили в неизвестном направлении, допрашивали по несколько человек, оказывая психологическое давление, заставляя подписывать какие-то документы. В музее хозяйничали представители музея Востока, представитель Нью-Йоркского музея Д. Попов, не допуская ни дирекцию музея Рериха, ни адвокатов, ни советника при президенте РФ М.А. Федотова, ни председателя организации «Комитет за гражданские права» А.В. Бабушкина.

Наследие Рерихов, переданное в Россию Святославом Рерихом именно общественной организации, стали вывозить из музея без всяких на то прав. Считаем, произошло воровство мировых масштабов. По нашему мнению, организовали всё это высокопоставленные чиновники Министерства Культуры и музей Востока.

Что же всё-таки происходит? Начнем с дела о выселении музея Рериха из усадьбы Лопухиных, которое организовало Министерство Культуры. Дело в том, что сама усадьба, где располагается музей Рериха, находится в безвозмездном пользовании этим музеем до 2024 года. Она была передана государством общественному музею как условие возвращения наследия семьи Рерихов в Россию.

Здания были отреставрированы общественностью без единой копейки государственных средств. Буквально усадьба была поднята из руин. И сейчас это прекрасно восстановленное здание, расположенное недалеко от Кремля, полагаем, вызывает желание у Министерства Культуры прибрать его к своим рукам. Министерство Культуры и подведомственный ему музей Востока 20 марта 2017 года добились в суде решения о передаче усадьбы Лопухиных музею Востока.

Считаем, решение суда неправомерно. К тому же оно еще не вступило в силу, по закону музей Рериха имеет право подать апелляцию. Апелляция готовится. Но Министерство Культуры решает захватить его накануне майских праздников так же, как накануне 8 марта похитило из музея Рериха около 200 работ Рерихов и документы.

Член Совета при Президенте РФ по правам человека Иван Засурский стал свидетелем вооруженного захвата усадьбы Лопухиных 28 апреля. Вот что он сообщает:

«Интересно, что формального повода для этих насильственных действий не существует, так как решение суда о выселении Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных еще не вступило в силу. Юристы Центра готовят апелляцию, которую собирались подавать в апелляционную инстанцию Московского арбитражного суда 5 мая. Этот процесс, по идее, несложно выиграть, так как суд, по сути, отказался рассматривать проблему по существу, а решение суда является копией обвинительного заключения [Музея Востока], к которой добавлено утверждение о том, что усадьба Лопухиных находится в аварийном состоянии, [что не соответствует действительности].

Вооруженный захват музея, таким образом, является отчаянной попыткой предотвратить поражение Министерства Культуры в споре с одной из старейших общественных организаций России. В распоряжении Совета [по правам человека] есть документы, согласно которым договоренность Святослава Рериха с Михаилом Горбачевым предусматривала создание именно общественной организации для хранения наследия семьи Рерихов как условие передачи наследия СССР».

В 1974 году Святослав Рерих привез на Родину большую выставку картин – своих и отца. Эта выставка проходила по многим городам СССР. После этого она была оставлена на временное хранение Министерству Культуры с условием возврата по первому требованию владельца, то есть Святослава Рериха. Когда создавался Международный Центр Рерихов (тогда Советский фонд Рерихов) и музей Рериха, Святослав Рерих передал Центру и эту свою коллекцию. Но Министерство Культуры коллекцию не отдало. Почему?

Дело в том, что за это время в коллекции картин обнаружилась недостача, которую хотело скрыть Министерство Культуры. Вместо указанных в дарственной Международному Центру Рерихов 288 картин, в Музее Востока сейчас по списку находится только 282. Считаем, министр культуры Мединский дезинформировал президента РФ Владимира Путина по этому вопросу.

Далее Иван Засурский пишет:

«Однако реальный объем пропавших картин может оказаться гораздо больше. Как минимум, две картины из коллекции советских работ были замечены у индийского коллекционера. У дирекции Международного Центра Рерихов есть основания предполагать, что за имущественным спором вокруг усадьбы Лопухиных стоит не только желание получить один из наиболее качественно отремонтированных старинных особняков Москвы для последующей «реставрации», но и желание скрыть пропажу картин Рериха из фондов Музея Востока».

Юрий Самодуров, правозащитник, бывший директор музея имени А.Д. Сахарова, сообщает по поводу происходящих событий:

«Силовая акция по уничтожению музея имени Н.К. Рериха государственным Музеем Востока при поддержке консультанта министра культуры г-на Рыбака и участии сотрудников Следственного Комитета, зам директора Музея Востока г-ном Мкртычевым, а потом и директором Музея Востока г-ном Седовым была осуществлена 28 и 29 апреля и продолжает осуществляться… Весь конфликт Министерства с общественным музеем возник в последние два или три года, когда новое руководство Министерства Культуры и руководители Музея Востока решили посредством инициированных ими решений суда присвоить прекрасно отреставрированный и восстановленный из руин МЦР [Международным Центром Рерихов] на частные пожертвования (около 2 млрд рублей) бывший особняк Лопухиных в Знаменском переулке, в котором по решению правительства Москвы был открыт и работает с 1997 года общественный музей имени Рериха».

«Какое же отношение к особняку в Знаменском переулке и к вывезенным силой из МЦР картинам и архиву Советского Фонда Рерихов, а главное, какое отношение к созданному по инициативе доверенного лица Святослава Рериха Л.В. Шапошниковой общественному музею имени Н.К. Рериха имеет Министерство Культуры и Музей Востока? Ровным счетом никакое».

Сейчас в СМИ на центральных государственных каналах радио и телевидения идет распространение ложной информации. Кроме того, сама подача информации противоречива – первые информационные сообщения Министерства культуры говорили, что в музее проходит обыск, о деле «Мастер-Банка», и только через какое-то время стали сообщать о выселении из усадьбы Лопухиных, о том, что предпринимают меры по обеспечению сохранности усадьбы Лопухиных, что не соответствует действительности.

Такие действия Министерство Культуры предпринимает уже не впервые и действует по давно отработанной схеме, которую применяет повсеместно. В 2013 году в Москве по адресу Леонтьевский переулок, д. 7 был выселен Музей Матрешки и Фонд народных промыслов без предоставления им нового помещения, в 2014 году Минкульт предпринял попытку выгнать Союз писателей России из исторического здания по Комсомольскому проспекту, с 2012 года стал выселять Академию хорового искусства В.С. Попова из здания на Большой Грузинской, которое было передано в безвозмездное пользование до 2033 года благотворительному Фонду поддержки и развития музыкального образования.

На сайте Международного Центра Рерихов представлены все документы на владение наследием Рерихов, документы, связанные с передачей ему усадьбы Лопухиных. Документы же Министерства Культуры на их право на наследие Рерихов вы не найдете нигде, потому что таких документов у них просто нет. Очевидно, не имея возможности действовать по закону, Министерство Культуры обходит закон, пользуясь безнаказанностью. По нашему мнению, таковы вот методы работы чиновников Министерства Культуры, для которых не существует ни Конституции РФ, ни Закона.

«На сегодня политика Минкультуры привела к затяжному публичному конфликту с общественным музеем Рериха и к открытому безобразию, свидетелями которого стали три члена Совета по правам человека при президенте РФ, – пишет Юрий Самодуров. – Прекратить это безобразие, вернуть вывезенные из помещений МЦР ценности и дать МЦР возможность спокойно работать сегодня может только председатель Совета при президенте РФ Михаил Федотов и члены Совета Андрей Бабушкин и Иван Засурский, [которые] немедленно инициируют проведение заседания Совета, и Совет примет решение обратиться к президенту Путину».

О.Ю. Лазарева, фото: save-roerich-museum.ru