фотоВсе, наверное, это видели или хотя бы новость слышали или читали, как в Москве желающие посмотреть картины художника Валентина Серова (выставка посвящена его 150-летию) снесли входную дверь в картинную галерею.

Разумеется, сразу возникли насмешки и некоторое удивление, а также поиски объяснений ситуации. Некоторые насмешки – простое зубоскальство: «Люди пришли в музей посмотреть, как выглядят персики, которые запретил Путин». Имеется в виду известная картина Серова «Девочка с персиками». Более сложное зубоскальство – демотиватор, где девочка с персиками восклицает: «Четыре месяца длилась выставка, а они только сейчас ломанулись!» Ломились, вообще-то, все четыре месяца, а тут выставка должна закончиться 24 января. Конечно, в таких случаях довольно много людей вдруг вспоминают: о, я же хотел сходить, осталось 4-3-2 дня, надо бежать! В дни перед закрытием поток всегда возрастает, тут уж ничего не поделаешь, такова человеческая натура.

Еще более сложное зубоскальство, которое может считаться и объяснением, это что выставку посетил Путин и таким образом ее прорекламировал. Да, посетил, вместе с Мединским, министром культуры, и даже продемонстрировал знание современных реалий: упомянул демотиватор, где девочка с персиками сидит перед длинным новогодним столом, где чего только нет.

Но вот одно объяснение настолько правдоподобно, что, скорей всего, так и есть. В Москве живет 14 миллионов человек, а в России – 140 миллионов. То есть десять процентов граждан России живут в Москве! На такое количество народу не рассчитаны были музеи и картинные галереи. А ведь эти 14 миллионов грамотные люди, в школе учились, Серова проходили. Почему бы не сходить и посмотреть лично? К тому же Серов – спокойный, понятный… Как надоели эти новости про убийства и катастрофы, как надоела погоня за курсом доллара… Лучше приобщиться к прекрасному!

Вообще у нас организаторы подобных мероприятий почему-то считают, что то, что они организовывают будет интересно только избранным, немногим, особо продвинутым…

Во Владивостоке нет таких очередей на выставки – да и выставок таких нет. Но вот в прошлом году состоялась презентация книги Нелли Мизь о Владивостоке, о его улицах. Зал для этого мероприятия был выбран очень небольшой и забился битком моментально. Не все могли в зал попасть, люди на лестнице толпились и внизу. Книги закончились моментально, хотя цена книги была очень даже недешевой. Организатор потом оправдывалась, что не рассчитала, не подумала…

На прошлой неделе подобная история случилась с Василием Авченко. Народу пришло много – как всегда неожиданно. Зал был набит битком. Но книг было достаточно – 300 штук, спасибо автору. Распроданы все. Желающие автографы получили.

Ну что удивительного в том, что в стране, население которой грамотно поголовно и в основном проучилось в школе положенное время, существует и не ослабевает спрос на книги, музеи, театры и так далее? Почему каждый раз это вызывает удивление и обнаруживает неготовность ответственных удовлетворить этот спрос? Вот пишет петербурженка под ником Vik_kis:

«Только идиоты и совершенно равнодушные за столько лет не могут (скорее, не хотят) учиться на своих ошибках. Старые гардеробы на три с половиной шубы, в них старые гардеробщики, которым тяжело носить вещи и быстро двигаться, плохая организация входов-выходов, всего 2 кассы с двумя старыми неповоротливыми кассиршами – это беда всех крупных российских музеев – от Третьяковки и Пушкинского до Кунсткамеры и Эрмитажа.

фотоСамый безумный идиотизм, с которым я сталкивалась – это организация экскурсии в кладовую Этнографического музея. Российским музеям не нужны посетители, точно так же, как российским властям не нужны российские граждане.

В мире много прекрасных музеев с огромной, просто огромной проходимостью – Мет, Прадо, Лувр, V&A, Тейт и т.д. и т.п. – нигде нет такого безумия с очередями, кассами и гардеробами, как в России. Ещё раз: потому что плевать на людей.

Почему-то в Версале огромные толпы кассы пропускают через себя за 10-15 минут. Потому что там 10 касс с молодыми расторопными работниками, а не бабками, которые с пяти тысяч сдачу тебе будут отсчитывать 10 минут, и ещё 20 автоматов, работающих на всех языках.

Тогда как поездка в Петергоф или Царское село превращается реально в АД вместо наслаждения».

Кстати, с гардеробами в ЦДХ на Крымском валу, судя по реплике устроителей выставки, действительно неладно. Но виноваты, разумеется, посетители: они зимой слишком медленно раздеваются! Ну еще бы: они знали, что несколько часов придется простоять в очереди на морозе, и наверняка утеплились соответствующе. Пока теперь стащишь с себя все утепления – конечно медленно.

Только после того, как очередь снесла входную дверь, что-то стало доходить до министра и прочих. Тут же МЧС возбудился, организовал палатки для обогрева, полевые кухни с кашей и горячий чай. МЧС, конечно, не «Почта России», но тормозит частенько. Особенно на морозе – достаточно вспомнить историю занесенных снегом автомобилей в Оренбургской степи, куда МЧС добиралась больше полусуток.

Что касается музеев, то да, есть норма посетителей, всю толпу туда запустить нельзя, чтобы не нарушился температурный режим, влажность… Но в случае выставки картин Серова это во многом отговорки. Судя по фотографиям, посетителей в залах не так уж много, проблема наверняка в пропускной способности на входе. Там же, говорят, еще и рамка против террористов – одна.

В общем, права Vik_kis: «Российским музеям не нужны посетители, точно так же, как российским властям не нужны российские граждане».

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото журнал «Дилетант»