фото

МНОГОЭТАЖНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ

Пытаемся защитить наши права уже более года, при этом идем на конструктивный диалог с представителями всех уровней исполнительной власти. Наличие проблемы признают, но действий, направленных на ее разрешение не совершают, при этом ставя «вопрос на контроль» на всех уровнях – от вице-губернатора Вишнякова Е.В. до обычного лесничего районного Сергеевского лесничества Прошкина А.П.

Суть проблемы:

Считаем, ущемлены права садоводов и дачников, гаражников всего края. В данном письме излагаем ситуацию по двум районам – Партизанскому муниципальному району и Находкинскому городскому округу. Оба района входят в границы Сергеевского лесничества.

В 1980-х, 1990 – х гг. в границах вышеуказанных районов органами местного самоуправления производились выделения земельных участков предприятиям, учреждениям и организациям под коллективные сады. Их права закреплялись государственными актами на право бессрочного пользования, на право собственности. Данные документы имеются в архивах. И каждое из обществ, существующих с 1980-х годов имеет документ установленного образца, подтверждающий его право пользования и/или владения землей – в границах всего землеотвода (допустим, СО «Падь садовая – 2» – 108 га, СО «Океан» – 18 га и т.д.).

Далее администрации районов, несмотря на наличие государственных актов на общий землеотвод, закрепивших право самого общества, произвело выдел земельных участков в составе общего землеотвода и передала их в собственность участникам обществ. Отводимые рабочим и служащим земельные участки под индивидуальные сады/дачи закреплялись за ними на праве собственности, о чем выдавались также государственные акты (СО «Падь садовая» – 400 шт. при площади общего землеотвода в 118 га, СО «Океан», СО «Геолог»), площадь передаваемого в собственность гражданину участка составляла около 6 соток.

По сути получилась «двухэтажная» приватизация, при этом общество владело землеотводом в целом и его участники владели отдельными участками в составе землеотвода.

Так продолжалось вплоть до 1997 г., который внес существенные изменения в действующие порядки, т.к. вступили в действие:

ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При этом за гражданами и обществами сохранялись их права, которые необходимо было зарегистрировать. НО! Обязанности произвести регистрацию прав закон не предусматривает.

Т.е. сложилась ситуация, при которой кадастровый центр и органы Росреестра не обладали достоверной информацией о наличии у граждан и обществ прав на занимаемые ими земельные участки. При этом сами общества, являясь собственниками земельных участков, добросовестно исполняли обязанности по содержанию и целевому использованию участков, оплате земельного налога. Каких-либо решений о прекращении права собственности на землеотводы членами обществ не принималось, отчуждений не проводилось.

За период пользования землеотводами, как собственностью обществ, производилось перераспределение участков: исключались недобросовестные члены, участки изымались и передавались вновь вступающим, также распределялись не используемые ранее участки.

Вновь сформированные участки (в пределах нормативов) ставились на кадастровый учет, передавались в собственность граждан в 2000 гг. органами местного самоуправления, без уточнения наличия ранее приобретенных прав, как самого общества, так и их членов в 1980-е, 1990-е годы. Что, по сути своей, стало уже «приватизацией третьего яруса» и привело к многочисленным судебным разбирательствам, при которых защищать свои права шли собственники, не зарегистрировавшие свои права, предоставляя государственные акты 1980-х, 1990-х гг.

При этом, в составе одного, вновь образованного, поставленного на кадастровый учет и переданного в собственность участка площадью 25 соток, могло оказаться несколько ранее переданных в собственность граждан участков, площадью 6 соток. О чем свидетельствует практика Партизанского районного суда (дела № 2-49/2014, 2-4/2014, 2-522/2015, 2-120/2015 – решения есть в свободном доступе в базе «Правосудие» на сайте суда).

Низкая правовая культура, отсутствие просветительской работы, подготовки специалистов в области земельных отношений с уклоном именно на специфику обществ, привели к нарушению ряда норм, закрепленных и в Земельном Кодексе РФ, и в ФЗ – 66, работа по регистрации прав.

В 2012 г. была произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым № 25:13:000000:65 площадью 2 674 195 285.00 кв. м., местоположение Приморский край, р-н Партизанский, Сергеевское лесничество: Молчановское участковое лесничество, Сергеевское участковое лесничество, Фроловское участковое лесничество, Владимиро – Александровское участковое лесничество, Волчанецкое участковое лесничество, Находкинское участковое лесничество.

В ходе подготовки к регистрации права собственности участок не формировали, границ не устанавливали. Что в итоге привело к частичному наложению вышеуказанного земельного участка на земельные участки, являющиеся собственностью дачных (садоводческих) обществ, расположенных на территории Партизанского района и Находкинского городского округа Приморского края. Как следствие, члены обществ столкнулись с проблемой при приватизации используемых участков.

Лесными землями одинаково покрыло и те общества, в которых был генеральный план (СНТ «Дружный»), согласованный органами местного самоуправления, и те, которые даже не проинвентаризировали свои землеотводы. Как выяснилось, например, при проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Находкинского городского округа, только в районе мкр. Врангель (Береговая) не нанесены следующие объекты: СО «Золотое Руно», СО «Родник», СО «Учитель» и объект капитального строительства гаражный комплекс в центре населенного пункта ГСПК, «Гигант» площадь – 1,97 га), которые при наличии государственных актов на право собственности оказались полностью на территории земель лесного фонда.

В частности, Партизанский муниципальный район – 114 обществ, Находкинский городской округ – 19 обществ. Что получили: с 2012 г. часть земель обществ оформили в собственность РФ, т.к. по данным Рослесхоза, ФГУП «Рослесинфорг» и департамента лесного хозяйства Администрации Приморского края они являются лесными участками.

При этом с обществ в полном объеме (как и до 2012 г.) взимался земельный налог. Стоит также отметить наличие факта двойного налогообложения: общества оплачивают земельный налог за землеотвод в целом, и граждане – собственники оплачивают налог за свои земельный участок, при этом он находится в границах общества. И вроде все законно! Кадастровый центр наложений «не видит».

Ситуация не была критичной до 2014 г. Несмотря на то, что приличные участки земли «отошли» в 2012 г. от обществ к РФ (земли леса), приватизация продолжалась. Первые решения об отказе в постановке на кадастровый учет вновь сформированных участков по причине наложения границ на границы многоконтурного участка лесного фонда массово стали появляться осенью 2014 г. Тогда же последовало и первое обращение в Сергеевское лесничество к Прошкину А.П. для разъяснения ситуации.

В департамент лесного хозяйства Приморского края был сформирован и передан 09.04.2015 г. пакет документов, отражающий суть сложившейся ситуации, подтверждающих наличие прав собственности на земельные участки у обществ, схемы, отражающие взаимное наложение участков.

15.05.2015 г. поступил письменный ответ Департамента лесного хозяйства на обращение от 09.04.2015 г., суть которого отражала достигнутые в ходе рабочей встречи с Грущенко О.А. соглашения, содержал попытку формирования дорожной карты по разрешению проблемы. Однако каких-либо действий, направленных на реализацию соглашений и проведение работ, далее ни со стороны Департамента лесного хозяйства, ни со стороны Администрации Партизанского муниципального района не предпринималось.

29.07.2015 г. был получен ответ Департамента лесного хозяйства ПК (на заявление, переданное Вишнякову Е.В.), суть которого сводилась к не основанному на законе приобретению землеотводов обществами, ввиду превышения полномочий малым Советом Партизанского района Совета народных депутатов. Обществам рекомендовалось выступить инициаторами перевода используемых земель из земель лесного фонда в иную категорию земель для дальнейшей их приватизации обществами.

Особо остро вопрос стал звучать после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 № 234 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объявления о проведении комплексных кадастровых работ по уточнению границ земельных участков в России с 1 июня 2015 г., которыми охватят территории дачных и садовых товариществ, личных подсобных и фермерских хозяйств. Как заявлено в центральных СМИ: причина переписи обусловлена неточно описанными границами некоторых участков.

Следует учитывать, что на сегодняшний день также широкое распространение получило оформление земельных участков в порядке, установленном, так называемым «Законом о дачной амнистии», и сами граждане за собственный счет проводят кадастровые работы, понимая, что только закрепление границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства (в том числе с необходимой точностью определения координат), гарантирует защиту собственности от посягательств посторонних лиц.

Т.е. сами общества готовы провести инвентаризационные земельные работы с привлечением собственных средств участников (членов обществ), не дожидаясь реализации данных мероприятий по факту выделения бюджетных денег муниципальными и региональными властями.

Повторный накал ситуация получила после сообщения в Минвостокразвития о том, что карта бесплатных земель, которые россияне смогут получить по программе «бесплатного гектара» на Дальнем Востоке, заработает в июле 2016 года (ранее сообщалось, что сервис предварительного выбора участков заработает уже в середине октября), и что на момент очередного обсуждения проекта ФЗ «Об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе» на сайте уже было зарегистрировано 25 000 заявлений желающих.

Собственники садоводы/дачники возмущены тем, что участки предлагается выделять по упрощенному порядку образования без проведения кадастровых работ и вынесения границ земельных участков на местность, с ориентированием на цветовые схемы, что по мнению законодателя значительно упростит для людей процедуру их получения.

Сегодня каждый из участников обществ озабочен риском попадания его участка в зону возможного предоставления «бесплатного гектара». И простые обыватели, соответственно, подстрекают своих соседей на конфликт и с представителями органов местного самоуправления, и органов исполнительной власти края. Как следствие, появляются заявления в прокуратуру и судебные органы, обвинение председателей правлений в самоуправстве (передаче земель общества).

Председатели правлений обществ, расположенных на территории Партизанского муниципального района, Находкинского городского округа:

Шаповалов К.И.,

Булдакова Л.В.,

Гаврилов С.И.

и многие другие.

Фото get-moving-fitness.com