фото

– Картой Сбербанка я пользуюсь более года, – говорит Раиса Мельниченко, – снимаю деньги только через банкоматы, находящиеся в отделении банка. Я никогда не пыталась получить доступ к онлайн-банку. Как, наверное, и всем, мне приходилось слышать о мошенниках, которые при помощи различных хакерских программ получают доступ к персональным данным карты пользователей банка.

И я, опасаясь обмана, никакие другие интернет-операции с картой не проводила: пользовалась исключительно банкоматом, да и то крайне редко. Никогда не думала, что попадусь на «удочку» мошенников.

Но полтора месяца назад на мой мобильный телефон пришло уведомление о снятии денежных средств с моей банковской карты. Работники Сбербанка до сих пор обещают разобраться с ситуацией, но, судя по всему, принимать какие-то меры не спешат. Видимо, произошел сбой в системе безопасности банка и его вкладов. Что делать в таких случаях, я не знала.

В первую очередь я позвонила по бесплатному номеру 8-800-555-55-50. Дождавшись ответа оператора, я спросила, не является ли снятая с моей банковской карты сумма каким-либо штрафом или дополнительной услуга онлайн-банка, которой я не подтверждала. Мне объяснили, что я не являюсь должницей и штрафником, что денежные средства сняты с банковской карты, видимо, посторонними лицами.

Мне пообещали во всем разобраться, но я до сих пор не получила деньги на руки. Эти посторонние лица сняли с моей банковской карты небольшую сумму и сразу после инцидента – я пошла и заблокировала карту Сбербанка, чтобы мошенники не возобновили попытки и не лишили меня крупных вложений и денежных поступлений на счет моей сберкарты.

Из личного опыта

Что касается меня, то с подобными случаями мне доводилось сталкиваться не раз. Более года назад Владивосток накрыло волной мошенничества – неизвестные лица обирали карты пользователей Сбербанка, как липку.

В то время с банковской карты моего друга сняли денежные средства, перевода которых он ждал с нетерпением, а когда он обратился в Сбербанк, ему сказали, что он попал в ловушку, потому что таких пострадавших много. И вскоре местные телеканалы заговорили о серии мошенничеств с банковскими картами.

Совсем недавно со мной приключилась похожая история, но в другом регионе нашей необъятной страны. До снятия денежных средств с карты дело не дошло. Заметив, что с моим личным кабинетом происходят какие-то странные сбои, я заблокировала банковскую карту, предварительно сняв с нее деньги. И, как выяснилось позже, правильно сделала.

Как объяснили мне другие продвинутые пользователи компьютера, неполадки в работе личного кабинета означают, что вы подхватили хакерский вирус, который ворует ваши данные.

Когда я обратилась за комментариями в полицию, оказалось, что людей, пострадавших от мошенников, снявших деньги с их карты, много. Мошенники снимают крупные суммы, и найти этих неустановленных лиц, по мнению полицейских, сложно.

По словам сотрудников отдела полиции, чаще всего обращаются вкладчики Сбербанка, хотя и с картами других банков порой тоже производят мошеннические операции, в результате которых денежные средства, зачисленные на счет, испаряются.

По мнению полицейских, существует большая вероятность того, что в воровстве замешаны сами работники банка. Только поймать их за руку практически невозможно, потому что в ответ на вопросы полиции банки ссылаются на персональные данные и тайну вклада, которую банк, якобы разглашать не должен. Получается замкнутый круг: проводить доследственную проверку при таких тайнах следствия практически невозможно.

Что делать, если ты все-таки попался на удочку мошенников?

По закону, в первую очередь, как мне сказали в полиции, необходимо написать заявление о несогласии с транзакцией непосредственно в банк. В ходе служебной проверки, они должны разобраться, куда уплыли ваши средства. Для банка важно разобраться, что и кто тому виной – ведь многие граждане России хранят свои вклады на их банковских счетах. Но, судя по типичным случаям, сотрудники банка не хотят разбираться с «проколами» в работе банковской системы.

В итоге, особенно если сумма денежных средств, снятых с карты небольшая, граждане порой махнут рукой, решив не портить нервы и не тратить время даром. И, может быть, зря не доводят начатое дело до конца, потому что подобное мошенничество может стать нормой.

Поэтому лучше добиваться справедливости до конца и идти в ближайшее отделение банка, где вы напишете заявление о несогласии с проведенной транзакцией. Если внутреннее расследование банка подтвердит, что это не вы сняли деньги, то спорную сумму денег вам должны вернуть.

Если расследование не приводит к возврату денег, то получаем официальный ответ от банка и дальше возможны два варианта развития: нужно идти в полицию и писать заявление о мошеннических действиях в отношении вас или идти в прокуратуру и подавать заявление на банк.

Существует еще один способ – подать в суд заявление на банк о том, что не обеспечил безопасность средствам, которые вы храните на его счетах.

Основанием для подачи заявления в суд являются статьи 7 и 14 ФЗ «О защите прав потребителя». Согласно ему, «потребитель имеет право на предоставление ему безопасных услуг. Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы) подлежит возмещению в полном объеме».

Важно знать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на продавце (п. 4, ст. 13, п. 5. ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона «О Защите прав потребителя» Российской Федерации).

И чтобы не стать мишенью для обманщиков, храните в тайне реквизиты вашей банковской карты, в том числе, сvv-код на обратной стороне. Если вы получаете СМС-сообщение об операциях, которые никогда не совершали, не подтверждайте их. И в случае, если с вашим личным кабинетом происходит что-то неладное, немедленно, во избежание мошеннических действий, блокируйте карту.

Даниэла ФОНИНА.

Рисунок karikatura.ru