Тихоокеанская мостостроительная компания располагается в Уссурийске и существует уже 56 лет – в разные годы под разными названиями. Строила она себе мосты через приморские реки и строила – обычная региональная компания. Пока не прославилась на всю страну, да и на весь мир тоже: к саммиту АТЭС построила вантовый мост через Золотой Рог и низководный через Амурский залив. Ну и трассу Седанка — Патрокл в придачу.

Эта слава, судя по всему, ее и погубила.

У компании начались сложности, директор ушел в администрацию края, компания фактически перешла в собственность москвичей, была введена процедура банкротства и назначен временный управляющий. А с декабря работникам компании перестали выплачивать зарплату. Рабочие повозмущались-повозмущались… да и решили провести собрание трудового коллектива 9 апреля. Чтобы решить свои вопросы, принять решение о дальнейших действиях. Письмо Путину опять же утвердить. То есть письмо они раньше сочинили, но это был не весь коллектив…

Прелюдия к собранию была полна драматизма и идиотизма. Сначала инициаторов собрания убеждали, что на митинг у них нет разрешения, и вообще, что за политика. – Какой митинг? У нас собрание! Какое разрешение? На собрание не нужно никакого разрешения! Какая политика? Собрание у нас производственное!

А утром 9 апреля начальнику базы позвонили из «органов» и велели явиться. – Зачем? У меня все в порядке! – Не явитесь, мы вас сами привезем! – Ну давайте.

И ведь приехали! Целый ОМОН. Приехали, забрали… Весь наличный коллектив высыпал на улицу, а некоторые засняли процесс увоза на видео. Для истории. Ну и в интернете выложить.

Как оказалось, на начальника базы в «органы» поступил донос: он-де приготовил взрывчатку и собирается теракт устроить. Ну, побеседовали… Но кто донос написал? Фамилию скажите, на кого за клевету иск писать?! Нет, не сказали… Беседу провели. Профилактическую. Типа: никаких митингов, демонстраций, никаких политических лозунгов!

На собрание пришли и приехали около 500 человек (всего народу в компании работает более тысячи). Приехал и бывший директор Виктор Гребнев. Его сразу – на сцену (собрание проходило на улице, под открытым небом и сильным ветром). Он сразу начал начальственную волынку: да давайте успокоимся, да давайте без провокаций, да давайте никаких политических лозунгов… «Да сейчас все – политика!» — крикнули ему из толпы. И тут, пожалуй, коллектив прав…

Вообще-то Виктор Гребнев был хорошим директором. О коллективе заботился, всегда находил возможность помочь, если вдруг трудная жизненная ситуация. Дисциплину, конечно, требовал. Но это та дисциплина, которая упрощает жизнь. Рассказывают, что если директор приезжал на базу и обнаруживал валяющийся на земле бычок, ответственный за территорию имел бледный вид – и на следующий день чистота восстанавливалась простейшим способом: подметали территорию. Дом для работников компании построил. В общем, за ним как за каменной стеной. Поэтому в компанию приходили работать семьями. И поэтому теперь, когда рулят москвичи и зарплату не выдают, безденежье обрушилось на целые семьи.

А вот из нового руководства компании не было ни гендиректора, ни остальных акционеров. Единственная представительница московской команды, присутствовавшая на собрании, — Яна Титова, юрист, постоянно восклицающая: «Я из Владивостока! Я из Владивостока!» Но собравшиеся это оправдание отвергали: работаешь на москвичей – значит уже с ними.

Работники ТМК многих приглашали. И депутатов во главе с председателем Думы Уссурийска Рудем, и временного управляющего, и прокурорских, и СМИ. Представители СМИ были в полном составе (два информагентства, две газеты и одно телевидение). Депутаты… Никакого Рудя не было, зато явились трое коммунистов. Ну как же: пролетарии всех стран, борьба рабочих с капиталом, 1 мая впереди. Прокурорские не пришли. Временный управляющий не пришел. То есть его вначале не было, но потом все-таки появился – Владимир Косолапов. И рассказал коллективу, что от него, Косолапова, ничего не зависит, все в руках гендиректора. Если он не справляется, назначат другого – из акционеров, то есть тоже москвича. И только если и этот не справится – тогда из трудового коллектива.

Ну, москвичи… Мнение коллектива о них такое: «Последнее время в Приморье наметилась такая тенденция. Все, к чему прикасаются «специалисты» из-за Урала, превращается в руины».

Работники ТМК подозревают, что москвичи просто хотят украсть бренд: в Москве зарегистрировано новое предприятие ЗАО «ТМК – инжиниринг». Все долги сбрасываются на ЗАО «ТМК», а  контракты перезаключаются на новую компанию.

А все слава! Золотой мост! «Не взяли бы мы заказы для саммита, строили бы себе помаленьку в крае – ничего бы не было, никто бы не покусился!» — говорят работники. А теперь – что ж. Вот этой славой, этим брендом и хотят воспользоваться москвичи, чтобы взять заказ на строительство – внимание! – Керченского моста.

Но вот построить или деньги украсть? Как говорится, доживем – увидим… А пока что наш край перечислил «ТМК— инжиниринг» 10 миллионов, но куда они делись – неизвестно. Декабрь, январь, февраль, март – зарплаты нет. То есть в декабре перед Новым годом выдали аванс – по 6 тысяч рублей. И все. Гендиректор Игорь Нестеренко не то чтобы скрывается, но в Москве. Заместитель гендиректора Александр Ткачев (которого видели мельком только некоторые работники компании) в Москве и уже уволился. Когда уволился? Три версии существует и один вопрос: он издал приказ об увольнении всех остальных до своего увольнения или после? И как он мог приказ подписать, если в компании единоначалие и без генеральной доверенности ничего такого подписывать нельзя?

Как тут отделаться от подозрений, что москвичи хотят разорить компанию, распродать недвижимость – и исчезнуть. Из Приморья исчезнуть. Отправиться Керченский мост строить под приморским брендом. Но как строить? Как космодром Восточный?

Между прочим, подразделение ТМК работало на строительстве космодрома. Впечатления: бардак! «Текучка страшная. Люди приезжают, работают месяц-другой, их кидают на деньги, они уезжают. Приезжают другие. Два равновеликих потока. Качества никакого. Попросили нас было завершить их работу – а там бетон в трещинах! Зимой клали, без подогрева – вот и все. Гастарбайтеры. Квалификация низкая. Деньги не платят, люди голодовки объявляют. Путин Рогозина спрашивает, а тот говорит, что уже все нормально, успокаивает. А на самом деле…» — вот что рассказывают те, кто поработал на космодроме Восточный.

Итак, московское руководство за четыре месяца задолжало работникам ТМК почти 100 миллионов. Обещают: завтра выдадим зарплату! «Каким образом выдадут? – недоумевает главбух Ирина Воробьева. – Я не могу подсчитать, что выдавать, потому что мы отключены от банка!»

Кстати, невыплата зарплаты – уголовное преступление. И будьте уверены, прокуратура дело возбудила. Был назначен суд – все как полагается. Но… суд не состоялся. На заседание не явились представители московской команды – это объяснимо. Но на суд не явились и представители прокуратуры! То есть ни ответчик, ни истец – какой уж тут суд… Но почему не явилась прокуратура? Объяснения типа «забыли» не принимаются. А что тогда? За московскими рейдерами стоят более серьезные люди? Кто? Из министерства? Сам министр? Какого министерства?

Так что же – спасения нет?

На самом деле практически при любом рейдерском захвате захватчики могут сделать только то, что позволят им захватываемые.

Резолюция производственного собрания коллектива ТМК состоит из двух пунктов с продолжением.

Первый пункт: зарплату выплатить до 30 апреля. Второй: продажи техники и прочего имущества компании не допустить, технические паспорта на нее москвичам не выдавать. Если это соблюдено не будет – коллектив пойдет дальше. Например, на площадь.

Хороший коллектив создал Виктор Гребнев. Может, у него и получится сохранить компанию или хотя бы не дать ее украсть.

 

Открытое письмо президенту РФ В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

К Вам обращается трудовой коллектив ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ЗАО «ТМК») из приморского города Уссурийска.

Мы гордимся, что в 2012 году ТМК построила к саммиту АТЭС два выдающихся моста современного Владивостока – вантовый через бухту Золотой Рог и  низководный через Амурский залив.

Компания, созданная 56 лет назад как Мостопоезд №468, существовавшая в последующие годы в виде филиала ОАО «Дальмостострой» — Уссурийский мостоотряд, а теперь — ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания», имеет опыт строительства самых сложных объектов. Все это время ЗАО «ТМК» строило на дальневосточной земле мосты и дороги. Крупнейшие мосты Приморского края, давшие новый импульс развитию порта Восточный, городов Спасск-Дальний, Арсеньев (через реки Партизанская, Большая Уссурка, Арсеньевка), путепроводы города Владивостока – тоже дело рук строителей нашей компании.

В настоящее время мы очень обеспокоены ситуацией, сложившейся в нашей компании, и просим Вас тщательно в ней разобраться. Дело в том, что наш коллектив в количестве 1180 человек находится в «подвешенном состоянии». С декабря 2014 года не выплачивается заработная плата, сокращение работников проводится с нарушением Трудового кодекса, а новое руководство компании в лице генерального директора Нестеренко Игоря Викторовича не принимает никаких мер по стабилизации ситуации, сам он не подписывает никаких документов и постоянно находится на больничном.

24 марта 2015 года был издан приказ о сокращении работников ТМК в количестве 168 человек, подписанный первым заместителем генерального директора по производству Ткачевым А.В. На самом деле его не было на рабочем месте, доверенности на подписание документов он никому не оставлял и в настоящий момент не является сотрудником нашей компании.

Задолженность по заработной плате перед коллективом составляет:

декабрь – 25 434 624, 64 руб.

январь    – 38 685 411, 81 руб.

февраль – 32 057 267, 65 руб.

Итого: 96 177 304, 10 руб.

Фактически заработная плата не выплачивается преднамеренно, с расчетом на то, чтобы люди увольнялись сами. В первую очередь уходят бухгалтера и специалисты отдела кадров, как раз те работники, которые должны обеспечивать сокращение персонала. Под угрозой находится архив по заработной плате и трудовые книжки работников компании. Мы считаем, что ЗАО «ТМК» готовят к преднамеренному банкротству.

Из достоверных источников нам известно, что в Москве зарегистрировано новое предприятие ЗАО «ТМК – инжиниринг». Все долги сбрасываются на ЗАО «ТМК», а  контракты перезаключаются на новую компанию.

С начала 2015 года Департамент дорожного хозяйства Приморского края перечислил 10 млн рублей на счета ЗАО «ТМК – инжиниринг», которое  находится в Москве. Фактически  расход денежных средств контролируется одним лицом, а именно генеральным директором Нестеренко И.В. (обе подписи принадлежат ему), на что потрачены деньги – неизвестно. В  бухгалтерию ЗАО «ТМК» документы о расходах не поступали, так как банк отрезан от офиса.

Кроме того, 06.03.2015 г. в отношении закрытого акционерного общества «Тихоокеанская мостостроительная компания» определением Арбитражного суда Приморского края по инициативе кредиторов была введена процедура банкротства – наблюдение. Временным управляющим утвержден Косолапов Владимир Яковлевич, а так как физически генеральным директором и, согласно Уставу, единоличным исполнительным органом компании является Нестеренко Игорь Викторович, то, соответственно, он и должен отвечать за административно-хозяйственную деятельность компании и принимать решения по сокращению численности сотрудников, по укомплектованию подразделений, необходимых в период наблюдения.

Практически по всем контрактам ЗАО «ТМК» генеральный директор Нестеренко И.В. вопросы не решает, не финансируются расходные материалы на работы по действующим контрактам, в результате чего с ЗАО «ТМК» были расторгнуты последние контракты на объектах: «Нарвинский перевал», космодром «Восточный», а контракт по содержанию мостов через бухту Золотой Рог и Амурский залив находится под угрозой расторжения.

В настоящее время прокуратура Уссурийского городского округа подала иски в Уссурийский районный суд на выплату задолженности по заработной плате в отношении 532 сотрудников ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». Из-за отсутствия представителей прокуратуры, а также представителей юридического департамента ЗАО «ТМК», которые игнорируют повестки суда и не сообщают об этом работникам организации, заседания в суде не состоялись.

Считаем своим долгом выразить надежду на поиск выхода из сложившейся в компании ситуации, заложником которой являются сотрудники, права которых в настоящий момент никем не защищены. А ведь многие из них трудятся в компании семьями, имеют малолетних детей, у некоторых есть дети-инвалиды. Как можно жить без средств к существованию четыре месяца, при этом выполняя свои трудовые обязательства?

Мы очень надеемся, что Вы услышите нас и не позволите заинтересованным лицам превратить ЗАО «ТМК» и коллектив мостостроителей в руины. 

С уважением,

коллектив  ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания», Тюришев Антон Иванович, Амяга Владимир Валентинович, Сулейманов Сиражудин Шарапудинович, Калугин Владимир Владимирович, Зюзин Алексей Сергеевич, Амяга Александр Валентинович и другие.

Осокин Леонид Михайлович, председатель профсоюзного комитета ЗАО «ТМК».