Простота ведения налогового учёта не последний критерий, который влияет на выбор режима налогообложения. Интересно, как с этим обстоят дела на патенте? Не станем долго и нудно разводить понятия «налоговый учёт» и «бухгалтерский учёт», а просто поговорим о том, насколько «бумагоёмкой» является для предпринимателя патентная система налогообложения (ПСН).

Налоговая отчётность на всевозможных режимах — это декларация по соответствующей форме, поэтому первые хорошие новости для тех, кто присматривается к ПСН: здесь декларацию подавать не нужно. Стоимость патента заменяет для ИП НДФЛ на полученные от патентных видов деятельности доходы, НДС (за исключением уплачиваемого при ввозе в РФ), налог на имущество. Уплата налога на ПСН осуществляется «авансом». Если ИП получает патент на 1–6 месяцев, он рассчитывается с государством в течение 25 дней; если патент берётся на срок от 6 до 12 месяцев, можно разбить платёж — 1/3 внести в течение 25 дней, а оставшуюся сумму погасить не позднее 30 дней до момента, когда патент перестанет действовать.

Отсутствие налоговой декларации не означает, однако, что предпринимателю не придётся вести учёт доходов. Такая необходимость существует, и вот почему: по закону патентная система налогообложения доступна лишь для тех субъектов предпринимательской деятельности, которые выручают за год не более 60-ти миллионов рублей (это по всем приобретённым патентам в совокупности за год). Поэтому, несмотря на то, что на патенте первостепенное значение имеет так называемый потенциально возможный доход, доходы реальные всё равно приходится фиксировать. Мало ли, вдруг вы разработаете гениальную технологию продаж и таки преодолеете указанный лимит... Книга учёта доходов на ПСН особая. Скачать актуальную её форму можно, например, на сайте www.regberry.ru.

Как известно, юридические лица законодательно обязаны организовать полноценный бухгалтерский учёт. Заказать бухгалтерское обслуживание на ПСН или нет — остаётся на усмотрение ИП. Если предприниматель работает в одиночку на единственном патенте и хозяйственные операции не отличаются многообразием, вполне вероятно, что он сможет самостоятельно оформлять надлежащим образом тот минимум бумаг, что от него просят. Однако при более сложной организации бизнеса бухгалтерские задачи будут отнимать много времени. Начислить зарплату, рассчитать страховые взносы, разобраться с отпускными и прочее — всё это лучше переложить на плечи профессионала.

Можно нанять специалиста на постоянной основе. Это, конечно, не дёшево, но если правильно подойти к вопросу, то бухгалтер превратится в «многостаночника», выполняя и функции кассира, и функции менеджера. Другой, более экономичный, вариант — аутсорсинг услуг бухгалтера. Тогда на благо ИП будет трудиться целая многопрофильная команда, что сводит к нулю проблемы «человеческого фактора»: при таком раскладе предприниматель не зависит от здоровья, компетенции и амбиций конкретного бухгалтера.