фотоТочечная застройка достала всех. Ну или многих (строительные фирмы она не достала, сами понимаете). В 90-е практически все сооружения втиснулись туда, куда захотели – у жителей не было опыта борьбы. В нулевые – уже не все. Теперь десятые… А точечная застройка все еще существует, наступая на парки, скверы, склоны, газоны и детские площадки.

1 марта на привокзальной площади (в просторечии – «под пальцем) состоялся митинг против этого строительного безумия (и) главного архитектора города.

На митинг вышли протестующие против работ на Дальзаводской, 27; Красного Знамени, 93; Гульбиновича, 13; Ладыгина, 11; Шилкинской, 11А; Нерчинской, 58; Алеутской, 12; Некрасовской, 72; Некрасовском пер., 17; Почтовом пер., 5 и Толстого, 38-44.

Среди плакатов на митинге присутствовал вроде бы посторонний плакат: «Велика Россия, а жить негде». Но это кажущаяся противоположность теме митинга.

Жизнь, нормальная полноценная жизнь – это не только квадратные метры собственной квартиры, но и скверик у дома, где можно погулять с маленьким ребенком, и спортивная площадка, где могут заниматься дети постарше, и лавочки под деревом, где могут посидеть бабушки, обсуждая свои дела. Это и вид из окна, и свежий воздух. И это парковка, где можно поставить машину. Не говоря уж о детском садике и школе неподалеку.

Вот с этим всем комплексом во Владивостоке катастрофа. Нормы озеленения жилых кварталов не соблюдаются – а они ведь не просто так придуманы.

Точечная застройка без меры перегружает микрорайоны автомобильным транспортом, увеличивая нагрузку на существующие сети и объекты соцкультбыта. Расчет необходимых парковочных мест не производится. Расчет пропускной способности дорог также не производится.

А генплан у города есть? Говорят, что есть. Недавно вроде принимали. А он соблюдается? Нууу…

А куда смотрит наш главный архитектор или, говоря шершавым языком документа, начальник управления градостроительства и архитектуры мэрии Анатолий Мельник? Так в документы и смотрит. Ну подумаешь, сначала в документе было кафе, а потом вдруг гаражи, а потом вдруг многоэтажный дом! Мелочи все это… Зрение у него такое – своего рода дальтонизм.

Нормальные дальтоники цвета не различают, а архитектор – документы. Все они на одно лицо. Что, подписать надо? Так я ж вроде подписывал! А, уже другое? Да какая разница. Сойдет и это.

фотоА между прочим, так уничтожается не только комфортная среда для жизни, но и история города и будущее. С этим связаны две последних «застройки»: дом Элеоноры Прэй и Орлиное Гнездо. Уничтожение будущего? Эти места могли бы быть туристическими объектами. Уничтожение истории? Да, Элеонора Прэй – это история города…

И тут я упрекну не архитектора, а горожан, размахивающих лозунгом SOS, то есть Спаси Орлиную Сопку. Сопка, между прочим, называется Орлиное Гнездо! А не просто Орлиная. Упрощение названий – это тоже уничтожение истории.

А на центральной площади, площади Борцов за власть советов, кстати, треснул памятник Борцам за власть. Из-за строек. Дренажная система разрушена, говорят специалисты. Которая из строек виновата? Белый дом? Торговые помещения под площадью и в сторону моря? Строящийся храм новогодней ели-великомученицы?

Ой, говорят «специалисты», памятник старый, он аж в 1961 году поставлен! Ага, старый. Сколько лет памятнику, например, Петру Первому в Питере, знаменитому Медному всаднику? Больше двух веков ему, и почему-то никаких трещин.

Впрочем, о памятнике речь «под пальцем» не шла. Те места, где не стоят вокруг жилые дома, перед точечной застройкой беззащитны – помните историю «трехуровневой парковки» напротив мэрии?

Некому было защитить сначала газон, а потом площадку для парковки – не живут вокруг люди. И вот теперь можем любоваться на «аквариум», как его называют сами архитекторы, не вписывающийся в городской стиль.

Собравшиеся на митинг жители Владивостока определили главную причину войн и войнушек в разных районах города. И причина эта – бездействие. Прежде всего, конечно, бездействие чиновников и правоохранителей, не обращающих внимание на жалобы людей и на нарушение законов застройщиками.

Впрочем, и сами жильцы не без греха: сколько народу собралось «под пальцем»? «Несколько сотен», как горделиво написали некоторые? Да нет, чуть больше одной. Остальным – «не надо». Смирились? Ленятся? Не возражают? Все возможно…

Но тем, кто на площади собрался, не все равно судьба своей среды обитания, и города, который складывается из этих «сред». Граждане объявили о создании общественной организации по противодействию точечной застройке и открыли сбор подписей. И еще они выступили, конечно, за увольнение главного архитектора Анатолия Мельника за «безнравственное уничтожение архитектурного имиджа».

Будем надеяться, с помощью неравнодушных людей Владивосток сохранит свой уникальный облик. То, что осталось…