30 октября - День памяти жертв политических репрессий
Сейчас, конечно, акценты политической повестки дня сменились, поэтому может показаться, что о жертвах политических репрессий, если и вспоминают, то в эмигрантской прессе. Но на самом деле это не так.
На этой неделе власти Екатеринбурга заявили, что в 2026 году начнут ремонтировать мемориал памяти жертв политических репрессий 1930-50-х годов на 12-м километре Московского тракта.
Важна и работа в архивах, которая помогает устанавливать имена тех, о ком раньше просто не знали. В том же Екатеринбурге планируется установить шесть новых стелл с фамилиями жертв репрессий, выявленных в последние годы.
По минимальным оценкам, в СССР жертвами репрессий с 1921 по 1 февраля 1954 года стали 3777380 человек. Такие данные указаны в справке 1954 года, подписанной Генеральным прокурором Романом Руденко, министром внутренних дел Сергеем Кругловым и министром юстиции Константином Горшениным.
Однако позже ряд историков заявили о том, что эти данные занижены во много раз, а в реальности под репрессивный каток попали 11-11,5 млн человек.
Заниженные оценки вполне понятны. При советской власти о репрессиях было не принято говорить даже во время хрущевской оттепели и позднее, потому что существовал страх. Причем не только за собственную свободу, но и страх общественного осуждения тех, кто поднимает эти неудобные вопросы.
Например, у меня была репрессирована вся семья бабушки, но она говорила, что причиной стали экономические нарушения при работе в колхозе. Однако только после ее смерти в архивах я узнал, что они прятали в доме вернувшегося из лагеря дьякона и на них донес председатель колхоза. Дьякон Николай Цветков тогда был приговорен к расстрелу, а сейчас почитается как новомученик и исповедник российский.
Очень важными факторами осмысления репрессий стали художественные произведения, вышедшие в свет в 1980-90-х годах прошлого века. Такие, как книги Варлама Шаламова или фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе.
С тех пор в изучении этой довольно заметной части советского культурного наследия был проделан большой путь — от самиздата до Александра Солженицына в современной школьной программе.
Поэтому сама попытка оправдать репрессии сейчас выглядит довольно маргинально, однако регулярно появляются данные от ностальгирующих по советской власти политиков, которые пытаются занизить число жертв и, соответственно, влияние тех событий на историю страны.
Для того, чтобы прекратить эти споры, составление списков жертв репрессий и, как следствие, восстановление исторической правды, должно стать государственной задачей.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/