От Катманду до Лимы полыхают восстания молодежи, требующей социально-политических перемен, нередко перерастающие в свержение власти. Основной посыл протестующих поколения Z таков: растущее неравенство разрушает надежды молодых людей на будущее, единственный путь, который они видят – открыто противостоять нарушаемому общественному договору.
Совсем недавно Марокко был охвачен гневом молодых людей, объединившихся в группу «GenZ 212» (международный телефонный код страны).
Протестующие, в основном, студенты и безработные выпускники вузов, требуют масштабных реформ в здравоохранении, образовании, а главное – социальной справедливости.
По их мнению, эти вопросы отошли на второй план, потому что правительству важнее вбухать миллиарды в инфраструктуру Чемпионата мира по футболу в 2030 г. Народ обеспокоен тем, что пока возводятся фешенебельные отели и современные стадионы, больницы переполнены, а люди, проживающие в отдаленных сельских районах, и вовсе лишены возможности получить квалифицированную медицинскую помощь.
В системе образования в последние годы также не хватало финансирования, а уровень безработицы среди выпускников достигает 36%, то есть почти каждый пятый дипломированный специалист не имеет работы!
Спусковым крючком для начала протестов стала гибель нескольких беременных женщин, которым проводили кесарево сечение, что продемонстрировало развал системы здравоохранения страны.
Правительство не очень обрадовалось этим акциям – трое протестующих погибли, а сотни получили ранения, в крупных городах арестованы десятки людей.
При этом премьер-министр заявил, что правительство готово «к диалогу и обсуждению», однако «GenZ 212», видимо, сыты словоблудием правящей верхушки по макушку и требуют отставки правительства. На данный момент протесты продолжаются.
К югу от Мадагаскара тоже бушуют молодежные демонстрации.
В крупных городах одной из беднейших стран Африки молодые протестующие изначально выступали против нехватки воды и веерных отключений электроэнергии, но эти требования быстро переросли в призыв к системным реформам.
Люди на улицах требуют отставки президента страны Андри Радзуэлины, пришедшего к власти в результате переворота в 2009 году.
Радзуэлина, вроде бы, пошел навстречу народу и распустил правительство. Но власть все равно продолжает подавлять инакомыслие.
По последним данным, в результате протестов 22 человека погибли, более 100 получили ранения. Правительство оспаривает эти цифры.
В Перу 20 сентября начались демонстрации после того, как правительство объявило о пенсионной реформе. Затем протесты переросли в более широкие призывы к искоренению коррупции, репрессий и роста преступности, наблюдающиеся при нынешнем президенте Дине Болуарте. На сегодняшний день ее рейтинги составляют 2.5%, а ее правительства 3%.
И это далеко не полный список государств, где представители поколения Z, отчаявшись дождаться мирного решения своих проблем, выходят на улицы.
В 2024 году в Бангладеш свергли Шейху Хасину, правившую страной 15 лет.
Двумя годами ранее на Шри-Ланке народ положил конец правлению династии Раджапакса, бывших у власти около двух десятилетий. Сюда же можно добавить протесты в Кении, Индонезии, на Филиппинах.
Эксперты объясняют растущую революционную активность людей, родившихся с 1997 по 2012 годы, тем, что они выросли в тени финансового кризиса 2008 года. Приоритеты правящей элиты кажутся им далекими от повседневных трудностей, в которых вынуждено жить поколение Z – нарастающий климатический кризис, экономическая неопределенность, пандемия.
Разворачивающиеся протесты, по мнению специалистов, это результат скептицизма, проявляемого молодежью, переставшей верить либерально-демократической доктрине.
Хотя демократический способ принятия решений по-прежнему кажется им ценным. Рост авторитаризма и ксенофобии также подвигает молодежь к действию.
В эпоху, когда, несмотря на запреты, информация распространяется через соцсети и мессенджеры, молодые люди видят, что если протесты где-то привели к положительным результатам, нужно попробовать это в своей стране. Молодежь всего мира, как будто, держится за руки, несмотря на государственные границы.
Политологи и социологи утверждают, что есть реальная возможность того, что протесты поколения Z в скором времени преодолеют классовые и возрастные границы, и в этом случае позитивные перемены станут неизбежными.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/