В Фонде развития гражданского общества состоялся круглый стол «ЕДГ-2023. Электоральный выбор в условиях новой реальности». Эксперты объяснили, как изменилась политическая ситуация на фоне продолжающейся СВО, и как все это может отразиться на результатах Единого дня голосования.
Специальная военная операция и весь комплекс предшествующих и связанных с ней событий, привели к радикальному обновлению повестки. Происходит адаптация экономики к новым условиям и реалиям, с сохранением базовых социальных параметров, контролем за уровнем инфляции, стабильностью социальных выплат, снижением уровня безработицы. Изменения в социальных настроениях граждан сегодня характеризуются формулой: от стресса к принятию реалий.
Специфика политического момента
На старте кампании можно выделить следующие электоральные и политические особенности, характерные для этого периода.
Во-первых, это фактор отложенного выбора. По сути, многие проблемы, вопросы и претензии откладываются обществом «на потом».
Во-вторых, снижение эффективности оппозиционных партий.
Важным фактором является то, что уже в этой электоральной кампании заметную и активную роль будут играть ветераны СВО.
Выборы глав субъектов: прогнозы
В 11 регионах – Москве, Амурской, Воронежской, Кемеровской, Магаданской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Самарской и Тюменской областях – главы гарантированно переизберутся на «референдумных» выборах.
Применительно к Алтайскому и Приморскому краям, Ивановской и Орловской областям, а также Якутии мы отмечаем различные проблемы, гипотетически чреватые осложнениями вплоть до угроз вторых туров.
Так, губернатор Алтайского края Виктор Томенко был избран в 2018 г. с самым низким результатом (53,61% – и это при том, что среди его соперников не было коммуниста). Электоральные неудачи преследовали его и в дальнейшем. КПРФ восстановила свои позиции в крае, ранее утраченные, и в 2021-м добилась значительных успехов и на думских выборах, и на выборах в Законодательное Собрание (лишив «ЕР» привычного большинства). Эксперты отмечают, что в крае имеет место дефицит достижений (что особенно бросается в глаза на фоне успехов в соседних Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областях).
Айсен Николаев до 2018 г. успешно управлял Якутском. Избираясь главой, он допустил поражение своего «наследника» на городских выборах. В 2020-м республика отметилась низким результатом на общероссийском голосовании по поправкам к Конституции. В 2021-м году – успехами КПРФ на думских выборах. Кроме прочего, коммунист Петр Аммосов победил в общереспубликанском Якутском округе (т.е. фактически выиграл выборы регионального уровня).
Мы полагаем, что если КПРФ на выборах в Алтайском крае и Якутии будут представлять относительно сильные выдвиженцы, то в этих регионах может обозначиться угроза вторых туров. С. Воскресенскому, А. Клычкову и О. Кожемяко пока стоит опасаться лишь того, что их победы окажутся недостаточно убедительными, и их результаты окажутся ниже, чем в 2018 г.
В Алтайском крае КПРФ может выдвинуть Марию Прусакову, первого секретаря крайкома, депутата Государственной Думы, представителя нового поколения коммунистических активистов (лидером которого принято считать первого заместителя председателя ЦК КПРФ Юрия Афонина). В Якутии – уже упомянутого победителя в общереспубликанском округе П. Аммосова. И он, и М. Прусакова обладают высокой известностью и популярностью, а поэтому представляют опасность для, соответственно, А. Николаева и В. Томенко.
Отдельно нужно остановиться на Хакасии. Сергей Сокол – не только один из выпускников «школы губернаторов» и депутат ГД, в 2021 г. переизбранный в общереспубликанском Хакасском округе (т.е. уже побеждавший на выборах регионального уровня), а первый ветеран СВО, выдвигающийся на должность главы субъекта Федерации. Нам представляется, что ветеранский статус, как уже говорилось, может стать хорошей основой для наращивания рейтинга и проведения успешной кампании.
Вместе с тем, нужно отметить и потенциал С. Сокола в качестве управленца и лоббиста интересов республики.
В отличие от Валентина Коновалова, до избрания не имевшего ни опыта работы в исполнительной власти, ни связей на федеральном уровне (и, судя по итогам пяти лет, не преуспевшего в их накоплении), С. Сокол работал в правительствах Красноярского края и Иркутской области, а затем в «Ростехе». Разумеется, он пользуется поддержкой руководства этой госкорпорации. С. Сокол также обладает значительным политическим опытом – и как бывший председатель Законодательного Собрания Иркутской области, и как партийный функционер, последовательно руководивший отделениями «ЕР» в двух регионах.
Положение В. Коновалова, по сравнению с 2018 г., кардинально поменялось. Тогда он баллотировался как оппозиционный кандидат, который мог свободно критиковать власть. Сейчас он – сам власть, причем более чем уязвимая для критики.
Кампания в Хакасии «обречена» на конкурентность. Возможно, там потребуется второй тур.
В четырех регионах – Красноярском крае, Омской и Смоленской областях, Чукотском автономном округе – будут избираться новоназначенные врио. Каждому из них приходится иметь дело с тем, что мы называем неоднозначным наследием предшественника (неоправдавшиеся надежды избирателей, частичная потеря управляемости территориями, последствия провалов на выборах и т.д.)
Наиболее проблемной представляется ситуация у Михаила Котюкова в Красноярском крае. Он вынужденно сохраняет нетронутым краевой внутриполитический блок, руководство которого в 2018 г. довело его предшественника Александра Усса до унизительного результата (60,19%, хотя тот мог бы получить порядка 70%) и допустило победу ЛДПР на муниципальных выборах в Красноярске. Выдвижение «либерал-демократами» сильного кандидата вполне способно создать угрозу второго тура.
Предполагается, что ЛДПР сделает ставку на Александра Глискова, руководителя партийной фракции в Законодательном Собрании края, бывшего заместителя председателя Красноярского городского Совета. А. Глисков известен как опытный юрист и лоббист, он довольно популярен, особенно в Красноярске.
Непросто пройдут выборы мэра Хабаровска. Напомним, что выборы губернатора Хабаровского края в 2018 г. закончились победой ЛДПРовца Сергея Фургала. Мэром краевого центра тогда же избрали «единоросса» Сергея Кравчука. Но он набрал мало голосов (39,97%), а его основной соперник – коммунист Максим Кукушкин – относительно много (23,85%). В 2019 г. «ЕР» проиграла на выборах в Хабаровскую городскую Думу (не получила ни одного мандата), а в 2020-2021 гг. город лихорадило от протестов, спровоцированных арестом и отрешением С. Фургала. Учитывая все это, убедительное переизбрание С. Кравчука на второй срок представляется нетривиальной задачей.
«Единая Россия» имеет все шансы восстановить утраченные позиции
2018 год для «ЕР» выдался тяжелым. Партия власти тогда проиграла парламентские выборы сразу в четырех субъектах Федерации – Хакасии, Забайкальском крае, Иркутской и Ульяновской областях. В 2021-м «единороссам» удалось улучшить показатели во всех этих регионах. Но попытаться вернуть большинство в их парламентах «ЕР» может только теперь. Это важная задача для партии. Равно как и восстановление большинства в представительных органах Архангельска, Великого Новгорода и Красноярска, также утраченного в 2018-м. Также как и улучшение результатов в Калмыкии, Якутии, Ярославской области и НАО, где партия «просела» в 2021-м году.
Справится ли «ЕР» с этими задачами? Для этого есть предпосылки.
Для начала напомним, что в 2018 г. на выборах сказалось недовольство пенсионной реформой. Его отложенный эффект ощущался и в 2021-м году. Сейчас повестка совершенно иная – наступила, как сказано, «новая нормальность».
К тому же в 2018 г. поменяли губернатора Забайкальского края, в 2019-м году – Иркутской области, в 2020-м году – Архангельской области, в 2021-м году – Ульяновской и Ярославской областей. То есть в этих регионах власть «перезапустили», есть надежда, что новым главам удалось растопить тот негатив, который накопили их предшественники и который отражался на результатах «ЕР».
Правда, нужно иметь в виду, что новый ульяновский губернатор Алексей Русских – коммунист, а бывший глава Сергей Морозов, избранный депутатом ГД, старается сохранять свое влияние в области, что только повышает степень конфликтности.
Мы предполагаем, что «ЕР» сможет восстановить или, по крайней мере, укрепить свои позиции в Калмыкии, Хакасии (благодаря вкладу С. Сокола), Забайкальском крае (новый губернатор Александр Осипов успешнее Натальи Ждановой, с осени 2018 г. в крае уже дважды обновилось руководство РО «ЕР»), НАО.
В Якутии, Иркутской, Ульяновской, Ярославской областях, Великом Новгороде, Архангельске и Красноярске перспективы, по крайней мере, пока – менее очевидны.
Сибирский филиал ФоРГО
(в сокращении).
Комментарий редакции АрсВест:
Заметьте, предстоящие выборы обсуждались, казалось бы, в независимой неполитической организации – в Фонде развития гражданского общества. Но, судя по тексту, все мысли организаторов круглого стола сосредоточены на одном: как обеспечить на этих выборах победу правящей партии – «Единой России», как я считаю. Так что, на наш взгляд, никакое это не гражданское общество, а всего лишь его очередная имитация.
И о каких выборах они могут говорить? Начнем с того, что главным и Основным законом страны является Конституция Российской Федерации. Статья 15 Конституции всеми четырьмя своими пунктами говорит о её приоритете над всеми другими законами страны, а также о необходимости соблюдать Конституцию не только гражданами, но и, в первую очередь, всеми должностными лицами государственной власти.
А пункты 2 и 3 статьи 32 Конституции гласят:
«2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
И что? Многочисленные фильтры, установленные массой подзакончиков, начисто выхолостили одну из самых фундамнтальных статей Основного Закона страны, так что крепко накрепко закрыли путь к избранию во власть наиболее активным гражданам страны и, по странному совпадению, как раз тем, кого народ жаждет видеть своими представителями во власти.
И это несмотря на то, что пункт 2 статьи 55 Конституции прямо указывает:
«В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
И уж, конечно, ни о какой свободе выбора власти не может быть и речи, если нарушается другая основополагающая статья Конституции РФ – статья 29. Причем, полностью, все её пять пунктов. Особенно важен для проведения выборов пятый пункт:
«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена».
Какая здесь может быть свобода, если даже слово «мир» под запретом?!