Патриотическая тема, к сожалению, может эксплуатироваться в недобрых целях. Так, например, в конце 2019 г. Следственный комитет России назвал преступной деятельность краснодарской региональной общественной организации (РОО) «Единые народные общинные товарищества» («Е.Н.О.Т. корп.»). Лидер организации Роман Теленкевич и несколько ее рядовых участников были обвинены в бандитизме, вымогательствах, разбоях и кражах. Согласно уставу, РОО Е.Н.О.Т. была создана якобы для содействия военно-патриотическому воспитанию молодежи. Фактической же целью организации стала маскировка преступной деятельности по оказанию услуг, связанных с розыском лиц, слежкой, адресной установкой, запугиванием, хищением имущества, нападениями и другими неправомерными действиями.
Добавим к сказанному, что члены Е.Н.О.Т. ранее отличились в кампаниях на Востоке Украины и в Сирии, а также при присоединении Крыма к России. Сами участники организации в своё оправдание говорили, что это были не боевые, а гуманитарные операции, но при этом на фото и видеозаписях почему-то фигурировали в основном в камуфляже с различным оружием. В 2016 году глава Крыма Сергей Аксенов объявил благодарность Теленкевичу как члену Союза добровольцев Донбасса «за мужество и высокий патриотизм в защите конституционных прав и свобод жителей Крыма» («Коммерсант», 2019. 23 ноября).
Здесь мы сталкиваемся с так называемым ложным патриотизмом, который под привлекательной вывеской прикрывает корыстные или другие низменные цели. Такая практика – не редкость в истории человечества. Подобные ситуации дали основание англичанину Джонсону заявить в далёком 1775 году, что «патриотизм – это последнее прибежище негодяя» (Википедия). Это выражение стало широко известным. Но Джонсон имел в виду британцев, которые, совершив преступления и дабы избежать тюремного заключения (или даже виселицы), использовали т.н. «патриотический» акт, ссылка на который позволяла «негодяю» получить помилование.
Известно также категоричное мнение Л.Н. Толстого о том, что патриотизм — это пережиток варварских времён, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде. Он писал:
«Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм».
Думается, что, всё-таки, есть и настоящий, не камуфляжный, патриотизм. Важно правильно расставить акценты, так как есть опасность вместо патриота получить на выходе оголтелого националиста, заражённого идеей национального превосходства, чему, кстати, сегодня всячески способствует непреходящая истерия на государственных каналах ТВ.
Патриотизм – это любовь к своей Родине, стране, своему народу. Но это должна быть не какая-то обособленная любовь, а любовь как часть общей любви к человечеству, миру. Как хорошо сказал поэт, «всё погибает без любви, и всё любовью создаётся».
Всем памятные слова из песни «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», мало того, что не соответствовали действительности, но и объективно провоцировали ложное чувство национальной гордыни. А гордыня, как известно, грех.
Совместим ли патриотизм с космополитизмом? «Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли» (Википедия). В советское время, как известно, осуждался т.н. «безродный космополитизм», который подвергался критике за пропаганду безразличия к национальным традициям, пренебрежения национальной культурой.
Думается, что здоровый, не «квасной», патриотизм должен уравновешиваться любовью к человечеству в целом, предполагает признание равноценными всех наций и народов и не должен противостоять космополитизму.
Патриотизм – это ещё и ответственность за свою страну и свой народ. Ответственность же предполагает не слепую безоглядную любовь, а высокую требовательность, взыскательность по отношению к себе, согражданам и руководителям. Это означает и требование законности, честности государства и его граждан в конкуренции, в спорте, недопустимости «победы любой ценой» и т.п. Это означает и право на критику, как властей, так и некоторых «народных» традиций типа пьянства или склонности к коррупции.
Истинный патриотизм предполагает уважительное отношение к иной, нежели официальная, точке зрения, без наклеивания ярлыков («пятая колонна») и охоты на ведьм. Увы, наша действительность, как хорошо известно, совсем иная. Думаю, примеры здесь не нужны.
Любовь к Родине не равнозначна любви к государству и, тем более, её правителям, здесь возможны иные варианты. Когда говорят: «люблю страну, но ненавижу государство», это, конечно, плохо, но не обязательно говорит об отсутствии патриотизма и не должно быть наказуемо. Насильно мил не будешь. Как писал Евтушенко: «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем»…
Патриотизм не может быть основан на ненависти к другим странам, народам и этносам, иначе он трансформируется в национализм и даже фашизм. Можно, не без оснований, относиться, например, к США как государству-паразиту, но следует уважать американский народ, его руководителей, да и рядовых граждан, впрочем, как и другие народы, включая Украину, Грузию и т.д.
Слова из популярной песни «мой дружище, слава Богу, есть у нас враги, значит, есть, наверно, и друзья» не кажутся сегодня столь безобидными, как раньше. Разделение людей на врагов и друзей провоцирует столкновения, конфликты и войны, а ведь худой мир лучше всякой доброй ссоры.