Совет директоров «Лукойла», крупнейшей в России частной нефтяной компании, призвал к «скорейшему прекращению вооруженного конфликта» на Украине. Компания выступила за разрешение ситуации с помощью переговоров. В совет директоров компании входит крупнейший акционер и руководитель «Лукойла» — миллиардер Вагит Алекперов
На вопрос ведущего радиостанции «Эхо Москвы»:
– Могут быть санкции газо-нефтяные?
Михаил Ходорковский ответил:
– Конечно. Я абсолютно убежден, что Алекперов стоит перед очень серьезной дилеммой нарваться на просто огромные проблемы, и он пытается маневрировать. Понятно, что никто не будет полностью выкидывать Россию с нефтяного или газового рынка. Это невозможно, все прекрасно понимают. Но повысить для России издержки поставок углеводородов на международный рынок настолько, чтобы России стало намного менее выгодно, чем всем другим участникам этого рынка, это вполне реально.
Сейчас идут спешные переговоры с Ираном для того, чтобы выпустить на рынок иранскую нефть. Я думаю, что это будет сделано и это заместит приблизительно половину в первый же год тех поставок, которые на рынок осуществляет Россия...
Строго говоря, Иран не угрожал миру ядерным апокалипсисом. Выпустят Иран, поговорят с аудитами. В какой-то момент рынок будет скомпенсирован без учета российской нефти. Дальше скажут: пожалуйста, поставляйте в восточном направлении – в Китай, вам никто не может запретить. Единственное, что транспортировка из Западной Сибири в Китай будет стоить приблизительно треть от стоимости нефти.
А дальше дорогие китайцы, которые, в общем, достаточно жесткие переговорщики, как мы знаем, в нефтегазовой сфере, понимая, что больше никуда нефть поставлять нельзя, понятно, какой дисконт они определят. Поставка же нефти, например, в Западную Европу вполне себе может быть оговорена на покупателя российской нефти налогом, который будет направляться, например, на восстановление Украины, на помощь украинским беженцам. Этот налог может быть очень приличным и обеспечит большую разницу между ценой нефти Brent и ценой нефти Urals. То же самое касается газа. Потому что нам кажется все шуточки с СПГ (сжиженный природный газ - при. ред.) – это не шутки, это сейчас вполне серьезно.
Я испытывал определенные сомнения в отношении американских источников газового конденсата, потому что у них резервы не очень большие. Но, как оказалось, сейчас в коалиции по поставкам сжиженного газа в Европу вступил Катар и планируется Австралия. У них, конечно, ресурсы меньше, чем у России, но на ближайшие лет 40 хватит. То есть, с этой точки зрения, нас ждет существенный удар по выручке от нефтегазового сектора, но этим все не заканчивается. Потому что мы с вами прекрасно помним ту технологию, которая была применена к Ирану. И существует высокая вероятность, что она будет применена к России.
Выручка, получаемая за нефть и газ, она не направляется на счета непосредственно российских компаний. Эти счета сейчас заблокированы. Она поступает на транзитные счета уполномоченных международных организаций и расходуется потом по запросам России, но на те гуманитарные цели, которые этими организациями согласованы. То есть Россия окажется под финансовым контролем Запада. Для российского населения это может быть, и лучше, воровать будут меньше.
Многие компании уходят из России. Теряются рабочие места, разрываются контракты.
Про самолеты
Поскольку крупнейшие западные производители отказались от технического сопровождения [своих самолетов], то наш Минтранс принял решение, что самолеты могут летать без технического сопровождения, без сертификатов [производителя].
Это означает, что, условно говоря, работоспособность турбины вашего самолета, на котором вы полетите, ее производитель не гарантирует. То, что Минтранс это допускает, означает то, что потом авиапроисшествие даже расследовать не нужно будет. И так будет понятно, почему самолет грохнулся.
P.S. Эфир с Ходорковским на радио «Эхо Москвы» стал последним. Радио отключено от эфира, оборудование конфисковано, с главным редактором Алексеем Венедиктовым расторгнут трудовой договор.